Приезд Саакашвили станет для власти Грузии серьезным испытанием на прочность

02.10.2021 0 By NS.Writer

Интервью Caliber.Az с украинским журналистом-обозревателем и публицистом Сергеем Ильченко.

— Как вы оцениваете итоги недавней встречи президентов России и Турции в Сочи?

— Как взаимное маневрирование. Каждая из сторон пытается получить максимум выгод, причем, не только от сотрудничества, как такового, но и от создания у третьих сторон — в лице США и европейских стран — опасений по поводу перспектив слишком близкого сближения. При этом, каждая из сторон просчитывает выгоды, которые может извлечь от создания такой угрозы другая сторона, и корректирует свои требования в торге с ней в сторону повышения. Иными словами, это очень осторожные и очень многоплановые маневры. Отчасти — торг за влияние в Сирии, на Южном Кавказе, отчасти — за доступ к технологиям, энергоносителям и другому сырью.

Насколько можно судить, Турция пока маневрирует более успешно, побуждая и Москву, и Запад идти ей на уступки. Надо сказать, что исходные позиции у Эрдогана также сильнее, поскольку Россия находится в затяжном и многоплановом кризисе.

— На днях в Азербайджане отметили первую годовщину начала 44-дневной войны. Как вы оцениваете ее итоги?

— Азербайджан освободил часть своей территории, ранее захваченной Арменией. Не всю, но, тем не менее, значительную ее часть. Для него это была, безусловно, освободительная война, завершившаяся частичным успехом. Вместе с тем, это, вероятно, максимальный военный успех, который мог быть достигнут на данном этапе, с учетом всех сопутствующих факторов, включая внешнеполитические.

Но для того, чтобы добиться победы в войне, Азербайджану пришлось проделать большой путь. С точки зрения экономики, организации вооруженных сил, боевого духа армии и всего народа, Азербайджан, некогда проигравший войну за Карабах, и Азербайджан, вернувший себе часть Карабаха и прилегающие территории, ранее захваченные Арменией, — две очень разные страны. Я думаю, что именно в этом, в успешной реконструкции страны и заключена главная победа Азербайджана. Хотя, конечно, возвращение территорий тоже очень важно.

Надо также отметить, что помимо военной победы это была и победа дипломатическая. Азербайджану удалось достаточно удачное маневрирование между Россией и Турцией.

Оценивая итоги войны в целом, я полагаю, что Азербайджан выжал в свою пользу из сложившейся ситуации максимум возможного, может и не все 100%, но уж 95% точно.

А что же Армения? Она тоже пыталась развиваться все эти годы — но не смогла достичь сравнимых с Азербайджаном успехов. Думаю, не последнюю роль сыграла тут тесная привязка Армении к России.

Об этом можно говорить очень долго, но рамки интервью не позволяют этого, так что я постараюсь обрисовать проблему максимально кратко. Как показывает опыт всех постсоветских стран, именно сближение с Россией закрепляет и усугубляет в них худшие черты позднего СССР, где государство и общество попросту разложилось. И сегодняшняя полнейшая моральная и социальная деградация всего российского общества стала приложением к советскому правопреемству. Именно эта деградация и обусловливает тот тупик, в котором находится сегодня Россия, и из которого не видно выхода. И чем теснее сотрудничество с Россией, тем ощутимее это разложение в любой сотрудничающей с Россией стране.

Это железный закон, он работает в 100% случаев. Дальше от России — успешнее развитие. Ближе к России — развитие уходит в ноль. Эрдоган, к слову, это понимает, и строит отношения с Москвой на безопасной дистанции. И это правильно. Сотрудничество в экономике — сколько угодно, но свое ментальное, информационное, культурное, ценностное пространство необходимо охранять от российского влияния, не допуская проникновения туда России. Не русскоязычного влияния, подчеркну — я сам русскоязычный, а именно российского. Россия больна прежде всего морально и ценностно, и это крайне заразная болезнь.

Я не был в Азербайджане, но, насколько могу судить со стороны, Азербайджану удается держать необходимую для своего успешного развития культурную дистанцию с северным соседом. А вот Армении, в связи с большой диаспорой в России, — нет. И пока Азербайджан успешно развивался, ползучая коррупция и моральная деградация, распространяемые из России, разрушали армянское общество, провоцируя в нем рост и других отрицательных черт, включая воинствующий национализм, не позволяющий наладить нормальные отношения с соседями. Тесная «дружба» с Россией не проходит даром. Простите за грубое сравнение, но нельзя «дружить» с кишечной палочкой без существенного вреда для собственного здоровья.

— Что вы думаете по поводу нынешней ситуации между Азербайджаном и Арменией? Возможен ли мир между странами?

— Это ситуация неоконченной войны. Отчасти я уже ответил на этот вопрос выше: армянское общество крайне нездорово. Оно больно российским влиянием — коррупцией, моральной деградацией, социальной атомизацией и нацизмом. Конечно, в Армении российские болезни преломляются и проявляются немного иначе, чем в России, но факт остается фактом: Армения морально, ценностно и ментально больна. До тех пор, пока она не сумеет выйти из сферы российского влияния, начать нормально развиваться и постепенно излечиваться от российских болезней, прочного мира не будет.

Сегодня в Армении слишком сильно мечтают о реванше, не понимая, что самые острые проблемы находятся внутри самой Армении, и именно их решением следует заниматься в первую очередь.

Кроме того, есть и другая сторона вопроса. Азербайджан вернул себе не все захваченные Арменией территории. Процесс их возвращения не завершен. Так что рано или поздно, но новая война между Азербайджаном и Арменией, на мой взгляд, неизбежна — если только в Армении не начнутся кардинальные перемены. Но предпосылок для них не видно. И даже если случится чудо, и они начнутся прямо завтра, эффект от них наступит спустя десятилетия. Так что мой прогноз на ближайшие лет 50 — холодный мир с мелкими вооруженными конфликтами, балансирующий на грани новой полномасштабной войны. Кстати, 50 лет — это немного в сложившейся ситуации. Это было бы просто здорово, если бы всего за 50 лет между Азербайджаном и Арменией наступил прочный мир.

— Михаил Саакашвили сообщил о своем возвращении в Грузию. Каково, на ваш взгляд, дальнейшее развитие политической ситуации в Грузии?

— Я невысоко оцениваю господина Саакашвили, считая его бесполезным фанфароном и политическим авантюристом, от которого любая страна, где он разворачивает деятельность, будь то Грузия или Украина, получает заведомо больше вреда, чем пользы. Тот факт, что он продекларировал намерение поехать в Грузию на местные выборы, еще ни о чем не говорит. Есть такая пословица «обещать не значит жениться».

Я думаю, что сейчас Саакашвили оценивает ситуацию: арестуют его в день прилета или нет. Понятно, что он подстрахуется своими сторонниками. Понятно, что при этом он рассчитывает на слабость власти. Откровенно говоря, его возможный приезд очень похож на подготовку государственного переворота: если Саакашвили не арестуют по приезду, он спрячется вглубь толпы и будет из нее раскачивать ситуацию. Впрочем, хотя Саакашвили и утверждает, что уже прибыл в Батуми, но я не поверю в это, пока не увижу убедительных доказательств.

Приезд Саакашвили станет для существующей власти серьезным испытанием на прочность. К слову, власть в Грузии многие называют пророссийской, но это, на мой взгляд, не так. Она просто прагматична. Грузия очень сильно, более всех других государств-бывших республик СССР, пострадала от российской агрессии. Запад ей не помог — и в Тбилиси это хорошо запомнили. Грузия сейчас похожа на послевоенную Финляндию, которой неоткуда ждать помощи, и которая, просто ради выживания как независимое государство, вынуждена выстраивать прагматичные отношения с Россией — агрессором и оккупантом. Любые авантюры в духе Саакашвили — а ни на что, кроме авантюр он не способен в принципе, Грузии, на мой взгляд, сейчас только навредят.

Конечно, как и в случае с Азербайджаном и Арменией, я смотрю на грузинскую ситуацию со стороны, издалека, но мне кажется, что это так.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: