Послевкусие американских праймериз. История вопроса и перспективы

19.03.2024 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Праймериз в США завершились самым вероятным, давно предсказанным результатом: в финал вышли Байден и Трамп. Новых фигур во главе двух главных партий США не появилось, но интрига «кто победит» остаётся. Судя по всему, кандидаты завершат гонку на фотофинише, и неизвестность будет сохраняться до подсчёта последнего бюллетеня.

Между тем, кандидаты очень разные, опираются на разные группы населения, и их курс в Белом доме тоже будет разным. Даже с поправкой на предвыборные преувеличения.

Читайте также: Супервторник в США и дорога к нему. Почти без сюрпризов. Лидируют Байден и Трамп, но Хейли всё ещё рано списывать со счетов

Что будет дальше: справка по датам

Демократическая и Республиканская партии США должны официально выдвинуть своих кандидатов на национальных съездах. 15 июля 2024 это сделают республиканцы, а 19 августа — демократы. Примерно в эти же сроки должны уложиться и независимые кандидаты. После этого в течение осени 2024-го будут продолжаться дебаты и агитация.

День выборов в США назначен на 5 ноября 2024 года (первый после первого понедельника месяца вторник). В этот день в стране будет проходить всенародное голосование по следующим вопросам:

– Выборы членов коллегии выборщиков, которые затем проголосуют за президента;

– Выборы полного состава Палаты представителей Конгресса США;

– Выборы 33 из 100 сенаторов Сената США.

16 декабря коллегия выборщиков проголосует уже непосредственно за президента (первый понедельник после второй среды декабря, на 41-й день после дня всенародного голосования). Выборщики не собираются вместе, а голосуют все в своих штатах.

Специальная комиссия Конгресса США подсчитает голоса, и 6 января 2024 года председатель Сената объявит официальные окончательные результаты президентских выборов. Тем не менее, уже после 5 ноября, избранный по совокупности выборщиков кандидат, получает право именоваться президентом, и вводится в курс дел уходящим президентом (в том случае, если не переизбран действующий глава государства и исполнительной власти).

20 января 2025 года состоится инаугурация избранного президента, после чего он немедленно вступит в должность.

Возраст кандидатов как признак кризиса

На момент выборов 5 ноября Трампу будет 77, Байдену 82 (без двух недель). В принципе, возраст не имеет значения, если кандидаты могут исполнять президентские обязанности. А они это могут, несмотря на опасения, озвучиваемые в СМИ.

Тем не менее, в нормальных условиях «засидевшихся стариков» должны были подпирать и двигать в сторону относительно молодые кандидаты, жаждущие занять их место – это нормальная ситуация смены поколений. То, что мы её не наблюдаем, означает наличие политического кризиса, притом, в двух партиях сразу.

Растущей снизу молодёжи не то, чтобы нет совсем – она есть. Но, не считая Никки Хейли, в политическом плане она слабая и бесцветная, и даже Хейли проиграла Трампу с большим разрывом. Причём, политически Хейли вторична по отношению к Трампу, и строила свою кампанию в ходе праймериз на отрицании трамповского изоляционизма. ОК, трамповский изоляционизм плох, это правда. Но что взамен? С позитивной частью у Хейли всё было довольно бледно.

Впрочем, программы всех кандидатов, включая вышедших в финал Байдена и Трампа, выглядят бледно и размыто. Это становится особенно очевидным, если поднять материалы выборов 40-50 летней давности. Что, в мире, и внутри Америки стало мало вызовов? Нет, их число кратно возросло. А вот группы избирателей, к которым могли апеллировать кандидаты, сильно размылись, преумножились и отдалились друг от друга. И предложить что-то достаточно яркое, конкретное, и привлекательное для достаточно большого числа граждан стало почти невозможно – отсюда и серая размытость.

В американской Конституции и устройстве выборов заложена, хотя и в неявном виде, де-факто двухпартийность. Отцы-основатели, разработавшие политическую систему, исправно проработавшую два с половиной века, исходили из того, что появление слишком большого числа партий может привести к победе «самого большого меньшинства».

При этом, прямого запрета на партийный плюрализм нет, партий – десятки, но общенациональных партий, способных выдвинуть своего кандидата на пост президента и победить, каждый раз оказывается только две, причём, формально, каждая из них – союз отдельных партий в каждом штате и широкая идеологическая коалиция .

Всего две партии должны поделить и вместить в себя всю сложность и многогранность американского общества. При этом, за последние 30-50 лет американское общество сильно изменилось – и усложнилось. Сейчас оно находится в периоде быстрых и глубоких социальных изменений, которые во многих своих чертах уже не столько эволюционны, сколько революционны.

Как следствие, и между партиями, и внутри партий нарастают противоречия.

Внутри партий это блокирует смену политических поколений, поскольку договориться о новом кандидате в какой-то момент становится запредельно сложно. Настолько сложно, что в качестве компромисса приходится соглашаться на кандидата, согласованного ранее, невзирая на его преклонный возраст – хотя 82 это, как ни крути, много. Либо, как вариант, во главу партии прорывается энергичный авантюрист, с абсолютно популистскими лозунгами. Конечно, популизм вообще характерен для современной политики, а для американской – в особенности, но Трамп это уже определенно перебор. Так кризисно-смутное время и привело к повторному противостоянию Байден-Трамп…

«Ильченко»Сергей Ильченко, заместитель главного редактора Newssky

Продолжение


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: