Под грифом секретности: российский танк Т-14 заглох из-за санкций Запада. Эксклюзив
23.02.2021Расхваленный Путиным танк Т-14 «Армата» так и не доехал до выставки «IDEX-2021», которая открылась в столице Объединенных Арабских Эмиратов. Почему же россияне на своем стенде представили всего лишь макет боевой машины?
Если верить министру промышленности и торговли Денису Мантурову, то в РФ «до последнего момента не предполагали, что выставка будет очная». Однако в столь свежее предание верится с трудом. Ведь без демонстрации реального образца продавать военную продукцию намного сложнее. Судя по всему, главная причина отсутствия самого танка Т-14 — страх перед санкциями Запада. Учитывая продолжающуюся агрессию путинского режима против Украины, есть обоснованные причины считать, что российскую бронетехнику в Абу-Даби могли просто арестовать. А это, в свою очередь, негативно «аукнулось» бы на дальнейшей судьбе «Арматы», в разработку и производство которой Россия вбухала многомиллиардные суммы.
По мнению экспертов, стоимость Т-14 куда дороже, нежели модернизация Т-72. Кроме того, танк «Армата» стал заложником множества внедренных в него новых технологий и систем. Сначала это выглядело более чем новаторски и вызывало большой интерес. Но потом выяснилось, что эта широко разрекламированная машина оказалась запредельно дорогой, причем в очень больших ценовых разбросах: от 250 млн до 500 млн рублей за единицу ($3,3 — 6,6 млн по нынешнему курсу, но речь идёт о более раннем периоде, когда цена была едва ли не вдвое больше).
Еще в феврале-2020 года издание «The Military Balance» отметило, что запланированные поставки значительного количества «Арматы» так и не начались: ни один Т-14 не поступил на вооружение российской армии. Учитывая тощающий «кошелек» Минобороны, российское командование было вынуждено возобновить модернизацию танков Т-72Б3 и Т-80БВМ.
О высокой цене «Арматы» также заявлял Юрий Борисов — заместитель председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса. По его мнению, танки Т-14 являются довольно дорогими, и нет никакой необходимости «наводнять ими армию», поскольку у военных пользуется спросом более дешевый Т-72 (который Советский Союз запустил в производство еще в 1970-х годах).
Следует отметить, что Минобороны РФ начало относиться с недоверием к «Армате» еще в 2015 году, когда один танк сломался 9 мая на ежегодном Параде Победы на Красной площади. Спасти подмоченную репутацию Т-14 не смог даже «великий» Путин, который публично хвастался тем, как он сам забрался на башню и даже немножко поиграл роль члена «экипажа машины боевой».
Выступая на совещании военного командования, хозяин Кремля громко заявлял о том, что Россия должна и дальше обеспечивать свои вооруженные силы новейшими образцами боевой техники, в том числе, «Арматой». Но, видать, он не учел, что после десятилетия крупных вложений в модернизацию армии военный бюджет РФ пришлось значительно сократить из-за санкций, повлекших серьезные финансово-экономические трудности.
Кроме банального отсутствия средств существуют и технические сложности. Дело в том, что необитаемая башня «Арматы» хотя и обеспечивает больше шансов для выживания, но ее недостатком является ограниченная осведомленность экипажа об окружающей обстановке. Проще говоря, оптика остается ахиллесовой пятой Т-14 (как, впрочем, и других российских танков). Еще один минус «Арматы» — потеря возможности ведения ответного огня в ситуации, связанной с выходом из строя датчиков.
С точки зрения тактико-технических характеристик «Армата» практически ничем не отличается от харьковского «Молота» («Объект 477 Молот», который начали разрабатывать еще в 80-х годах в харьковском КБ машиностроения имени Морозова). Но в отличие от последнего, при разработке Т-14 были использованы зарубежные технологии, причем еще во время «хлебно-нефтяных» 2000-х годов и периода потепления отношений между Кремлем и Западом (что давало доступ к современным новинкам, без которых создать новый танк в РФ было невозможно).
Именно активное использование западных комплектующих позволило российским конструкторам с «Уралвагонзавода» «нарисовать» свои арматуры поверх чертежей харьковского «Молота» и запустить «Армату» в производство. Однако в дальнейшем возникли проблемы, связанные с российской агрессией в Украине. После того, как Запад ввел санкции, РФ уже не смогла за рубежом покупать комплектующие для своей военной техники. А сам «Уралвагонзавод» разорился несколько раз подряд.
Некоторое время Кремль пытался показать миру, что санкции на него не действуют и разработка новых образцов вооружения успешно продолжается. Но уже в 2018 году путинской команде пришлось включать задний ход и отказываться от массового производства «Арматы»: мол, зачем тратить на Т-14 по 10 млн долларов, если модернизация Т-72 обходится втрое дешевле.
Следует отметить, что буквально на днях в Харькове Службой безопасности Украины был задержан агент российской военной разведки, который собирал сведения о разработке и производстве украинского танка Т-84БМ «ОПЛОТ». По всей видимости, российские инженеры без украинских наработок ни один танк самостоятельно сконструировать уже не в состоянии.
В итоге можно констатировать, что многолетние попытки российских конструкторов создать новый современный танк завершились пшиком. Теперь свой провал в танкостроении пытаются прикрыть «грифом секретности» и говорят, что экспорт «Арматы» возможен только после удовлетворения нужд гособоронзаказа…
Майкл Кудрявцев, IDS Kronos