Курилы – Японии. Как Украина умеет дружить

24.10.2022 0 By NS.Writer

Заявление Украины об уважении к суверенитету и территориальной целостности Японии, включая ее Северные Территории (Курильские острова) прямо подтверждает приверженность нашего государства принципам и нормам международного права. В своем видеообращении Владимир Зеленский назвал признание Северных Территорий Японии официальным Киевом неотъемлемой частью суверенной территории этой страны, которые продолжают находиться под оккупацией РФ «справедливым, юридически безупречным, историческим решением» и призвал все страны мира принять такие же решения.

Иллюстративное фото

Вражеские пропагандисты сразу заявили, что «Киев изощряется в стремлении умаслить токийских благодетелей», «о юридической никчемности решения», и даже «о медвежьей услуге, которая очень раздражает адекватных японских политиков».

На войне, как на войне. Очевидно, что поддержка Японии — это логичный тактический шаг Киева в условиях развязанной РФ, на пару с прямой военной — и гибридной внешнеполитической агрессии против Украины. Для доказательства верности, правоты и стратегической целесообразности решения Украины, стоит коротко осветить некоторые «спорные» вопросы.

Как Северные Территории Японии оказались под оккупацией РФ?

К Северным Территориям традиционно относят острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу еще из 21 острова и скалы под названием Хабомаи. Общее население составляет около 17 тысяч человек, при этом Хабомаи необитаемы. Япония официально считают эти острова частью округа Немуро в губернаторстве Хоккайдо, незаконно оккупированного Россией.

В 1875 году Российская и Японская империи в Петербурге заключили договор, по которому царское правительство официально признало Курильские острова японскими. Когда японцы выиграли Русско-японскую войну 1904–1905 годов, к Курилам присоединили Южный Сахалин.

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции Иосиф Сталин шантажировал делегации США и Великобритании, что согласится вступить в войну против Японии только в обмен на территорию Южного Сахалина и Курильских островов.

В августе 1945 года Сталин потребовал от президента США Гарри Трумэна уточнить, что СССР получит «все» Курильские острова. В том же письме он заявил, что после победы над Японией собирается оккупировать северную часть Хоккайдо — ближайшего крупного японского острова. Символично, что кремлевский диктатор назвал это «скромными пожеланиями» и объяснил их «русским общественным мнением». Чтобы избежать оккупации Хоккайдо, Трумэн согласился отдать Советскому Союзу Курилы. Около 17 тысяч японцев вынуждены были покинуть собственные дома после передачи островов СССР.

В 1951 году Япония подписала Сан-Францисский мирный договор, признав временную потерю суверенитета над югом Сахалина и Курильскими островами. Соглашение поддержали 49 стран, но Сталин отказался, так как хотел юридически закрепить право Советской империи на северные территории Японии.

В итоге в 1956 году Советский Союз и Япония ограничились совместной декларацией, в которой официально прекратили состояние войны, но полноценный мир не был заключен, поскольку японское правительство настаивало и настаивает на возвращении всех четырех Курильских островов.

В чём ложь, коварство и интересы Москвы?

Япония никогда не захватывала Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи у России. Они всегда были частью Японии, и вообще не принадлежат к числу Курильских островов. СССР, вступив в войну против Японии, нарушил Пакт о нейтралитете, которого сама Япония строго придерживалась все годы противостояния Советского Союза с Германией.

В военно-политическом отношении Кремль боится, что в случае передачи «Курил» Японии американские корабли смогут свободно проходить в Охотское море через глубоководный Кунаширский пролив. Там базируются российские атомные подводные лодки, которые способны нанести ядерный удар по Западному побережью США. Вместе с тем, российские технологии недостаточно развиты, чтобы безопасно выводить подлодки этого класса в автономное плавание в открытом океане, поэтому РФ обеспокоена перспективой потери контроля над зоной их базирования в Охотском море.

Российские вооруженные силы не имеют и финансовых возможностей для массового производства этих лодок, поэтому особое значение приобретает защита каждой. Москва с ужасом представляет, как США будут размещать на «переданных островах» военные базы, как это происходит сегодня в Центрально-Восточной Европе. К тому же, если Северные Территории будут отданы Японии на основании того, что они были временно присоединены в результате Второй мировой войны, это создаст важный прецедент. Современная территория Калининградской области отошла от Германии к СССР тогда же, и ФРГ может заявить на нее права. Именно поэтому в РФ предпочитают не говорить о «возвращении» островов, подчеркивая уникальность ситуации, как и в случае с украинским Крымом.

Северные территории Японии и национальная идентичность

Сегодня проблема Северных Территорий играет ключевую роль в японской внутренней политике. Так было не всегда. Сразу после войны японское правительство было готово согласится на компромисс с Москвой. Согласно соцопросу 1966 года менее 10% японцев считали их принадлежность Северных Территорий важной проблемой.

Ситуация изменилась в конце 1970-х годов. Социалистическая партия, как классическая «пятая колонна, финансируемая из Москвы» жестко требовала ухода американских войск с Окинавы. В ответ, правящие либерал-демократы развернули антикоммунистическую пропаганду и выдвинули требование вернуть Курилы. 7 февраля 1981 года, в годовщину подписания первого русско-японского договора, на государственном уровне учрежден специальный День Северных Территорий.

Сегодня тема возвращения островов является важнейшей частью японской идентичности, так что попытки смягчить официальную позицию Японии не очень популярны. По данным соцопроса, проведенного в конце 2021 года, лишь 3% японцев согласились бы на компромисс, по которому Россия вернула бы только два острова. 59 % допускают это только в качестве временного решения, а 43% категорически против любых уступок. Традиционно противниками компромисса считаются парламентарии губернаторства Хоккайдо, куда официально входят оккупированные РФ Северные Территории, а региональная политика играет в Японии важную роль.

Вместо выводов

Как видим национальная идентичность японцев, как и национальная идентичность украинцев — выходят на новый уровень в ответ на угрозы и вызовы российской оккупации тех или иных территорий наших стран. Можно уверенно заявить о формировании интернациональной идентичности, подразумевающей принадлежность к Крымской Платформе и иным, новым политическим объединениям на международной арене. Объединениям, которые могут оказаться куда эффективнее, нежели дряхлые структуры 40-х годов прошлого века, уносимые ветром перемен.

Эпохальное решение Украины в вопросе Северных Территорий Японии, кардинально меняет военно-политическую и информационную повестку современного мира. Интернациональная идентичность и международная солидарность — наше действенное политическое оружие в борьбе с агрессором.

Эксклюзив

МишинАндрей Мишин, кандидат политических наук, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: