IT в Норвегии: самодостаточность не предел

27.03.2024 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Рассказывая об IT в европейских странах, я отмечал их экспансивность. Португалия прекрасно встроена в мировую систему труда, а Финляндия регулярно замахивается на мировое господство. Сегодня мы посмотрим на Норвегию, страну абсолютно зацикленную на себе и её маленький IT-сектор. Ну и ещё немножко реколонизирующую Южную Америку, как водится у старых скучных европейцев.

Сами по себе

В отличие от большинства европейских стран, Норвегия — страна крайне самодостаточная. В стране есть обильные месторождения нефти и газа. При этом природные условия помогли покрыть потребности страны в электричестве силами ГЭС и ветряков, так что нефть и газ либо идут в свою промышленность, либо на экспорт.

Кроме того, Норвегия строит корабли, имеет собственное сельское хозяйство, развила мощное производство удобрений… Если остальное человечество вдруг исчезнет, норвежцы это даже не сразу заметят. Потому что у них всё есть.

На первый взгляд (и если почитать форумы айтишников), IT-отрасль Норвегии просто обслуживает весь этот немаленький объём промышленных и энергетических задач, плюс, конечно норвежский финтех. Своих кадров норвежцам не хватает. Это вечная проблема развитых стран, где быть рабочим или официантом почти также выгодно, как батрачить в IT. Норвежские компании активно используют аутсорс (в Украине и не только), либо перевозят особо ценных специалистов к себе.

Две звезды, два светлых полюса…

В Норвегии очень много стартапов, поскольку деньги у людей есть, классические отрасли давно поделены, а в IT-проектах порог вхождения достаточно низкий, если грамотно аутсорсить. К тому же государство активно поддерживает стартапы финансово.

Есть и два больших норвежских игрока, которые постоянно создают новые IT-продукты и покупают стартапы. Это государственный телекоммуникационный оператор Telenor, выросший из телеграфного агентства 19 века (и, кстати, один из создателей Kyivstar), и медийная империя Schibsted, выросшая из газетного издательства в цифрового гиганта. Оба конгломерата активно друг с другом сотрудничают (1,2) при запуске новых продуктов или выходах на рынок других стран.

Мобильная связь Telenor и его дочерних компаний работает в Норвегии, Швеции, Дании, Болгарии, Венгрии, Сербии, Черногории, Малайзии, Бангладеш, Пакистане, Индии, Таиланде. До 2019 Telenor держал акции российского «Билайна», но потом побили горшки с «Альфа групп» и акции продали. Также компания оказывает другие телекоммуникационные услуги, запускает стартапы на внутреннем и глобальном рынках. Наиболее известным из побочных проектов стал браузер Opera, о нём поговорим ниже, это интересно.

Что до Schibsted, то холдингу принадлежит бренд «20 минут» (в Украине он представлен бесплатной газетой «20 хвилин»). Очень популярные газетки, давно и прочно покорили Францию и Испанию. Но это оффлайн. А есть и гора онлайн-проектов, ориентированных как на внутренний рынок, так и на внешний. Например, Schibsted принадлежит самая популярная доска объявлений в Беларуси Kufar.by — третий по популярности сайт в стране, между прочим. Есть информационные проекты, охватывающие всю Европу и даже Южную Америку (часть активов Trader Classified Media – и обратите внимание на заголовок пресс-релиза).

Такой он, в общем, закрытый и нелюдимый IT-сектор Норвегии, организовано распространяющий своё влияние везде, куда получается дотянуться.

Певцы и композиторы

История с браузером Opera мне кажется поучительной. Разработали браузер сотрудники Telenor, в том числе и норвежский IT-гуру Йон Стефенсон фон Течнер, известный лидер мнений в мире IT. Браузер стал популярным, вокруг него скучковалось коммьюнити интеллектуалов и айтишников (сайт My Opera) и на ровном месте у норвежцев получился международный продукт с возможностью влиять на интеллектуальные элиты.

Opera разрослась в большую и дорогую компанию, и тут грянули «десятые», дела пошли неважно из-за растущей популярности Google Chrome. Пришлось реагировать. В 2010 Йон Стефенсон фон Течнер ушел из своей же компании и создал новый браузер с не менее красивым именем Vivaldi. Уходил, так сказать, не с пустыми руками, забрав команду разработчиков и переманив всё My Opera на сайт нового браузера.

Ну а теряющий популярность браузер Opera в 2016 году продали китайцам за солидную сумму в $575 млн. Это, в общем, общепринятая европейская практика: сбрасывать в Китай ненужные активы. В будущем когда-нибудь обсудим это в контексте стратегии Philips.

История интересна тем, что если не вдаваться в подробности, кто на ком стоял, получается, что в Норвегии как был собственный национальный браузер с претензией на мировую экспансию, так и остался, просто сменил вывеску и слегка снизил градус претензий (вместе с затратами на содержание). Получилось так, что и денег норвежцы заработали, и независимый от Google браузер по-прежнему имеют на «чёрный день». Неплохо!

Стакан портвейна

Ну, тут уже коротко, чтобы не занимать много времени. В Норвегии расквартирована игровая студия Funcom, которая создала и по сей день поддерживает в жизнеспособном состоянии знаменитую MMORPG игру Anarchy Online. В этом году проекту стукнуло 23 года, и люди по всему миру в него до сих пор играют. Для сетевых проектов это большое достижение — обычно у них более короткий жизненный цикл.

06.jpeg

Впрочем, в последние годы популярность Anarchy Online всё-таки стала угасать, давно не было крупных обновлений… и увядающий игровой проект удачно продали китайской Tencent. Nuff said.

Вместо резюме

Норвегия в самом деле маленькая страна, заинтересованная, в первую очередь, исключительно в себе самой. Однако это не мешает экспансии её IT-продуктов по всему миру. И как бы не смеялись над медленным и неповоротливым европейским и особенно скандинавским подходом к управлению проектами, почему-то раз за разом эти бородатые хипстеры с «макбуками» делают что-то такое интересное, что приковывает внимание всего мира. Особенно любопытно это всё играет в контексте соседства с Финляндией и Швецией (про шведский Ericsson мы так и не поговорили, хотя он отлично дополняет Nokia и Telenor).

В общем, Скандинавия в IT это крайне интересное место.

«Скорбилин»Денис Скорбилин, аналитик трендов Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: