Фигуранты дела об «аргентинском кокаине» виновны, но заслуживают снисхождения

13.12.2021 0 By NS.Writer

Коллегия присяжных в Дорогомиловском суде Москвы вынесла вердикт по делу о 12 чемоданах с кокаином, обнаруженных в школе посольства России в Аргентине в декабре 2016 года. Присяжные признали виновными всех четверых подсудимых: предполагаемого организатора международной преступной группировки Андрея Ковальчука, бывшего завхоза посольства РФ в Аргентине Али Абянова, а также предпринимателей Владимира Калмыкова и Иштимира Худжамова, пишет currenttime.tv.

Коллегия не была единодушна, сообщил Настоящему Времени адвокат Худжамова Леонид Козак: за виновность подсудимых проголосовали четверо присяжных из шести.

По версии прокуратуры, подсудимые купили, хранили на территории российской посольской школы в Буэнос-Айресе и пытались вывезти оттуда для продажи в Европе почти 400 кг кокаина.

За покушение на контрабанду и сбыт наркотических средств в особо крупном размере в составе организованной группы фигурантам дела грозит до 25 лет тюрьмы.

Дело о 12 чемоданах посольского кокаина рассматривали в Москве чуть больше двух лет. Слушания начались в Солнцевском суде в ноябре 2019 года, но через девять месяцев передали дело в Дорогомиловский суд и начали процесс заново. Заседания, на которых в качестве свидетелей выступали дипломаты, военные и высокопоставленные сотрудники МИДа, шли в полусекретном режиме: несмотря на отсутствие официального запрета, попасть в зал суда журналистам было фактически невозможно из-за коронавирусных ограничений.

Ни одного дипломата среди обвиняемых нет.

Что известно об Андрее Ковальчуке

«Из меня пытались сделать монстра. Я никого не останавливал», — заявил главный обвиняемый Андрей Ковальчук во время последнего слова. О его биографии известно крайне мало. Свидетели и другие подсудимые считали Ковальчука «большим человеком из МИДа», сотрудником ФСБ, СВР, ГРУ и представителем Gazprom International. Сам Андрей Ковальчук в Дорогомиловском суде отказался обсуждать детали своего профессионального прошлого, сославшись на расписку о неразглашении, которую он якобы дал ФСБ. Обвиняемого задержали в Германии, где он жил, и экстрадировали в Россию в июле 2018 года. Российские спецслужбы тогда заявили, что подсудимый в их рядах не числится. По словам Ковальчука, в Берлине он работал в социальной организации при посольстве России, которая помогала иммигрантам оформлять документы, а также на владельца компании Bossner Cigars Константина Лоскутникова, больше известного как барон фон Босснер. Андрей Ковальчук, как объяснил он сам, постоянно искал новые источники дохода. Его бизнес состоял в том, чтобы, используя знакомства в российских посольствах и религиозных миссиях, полулегально и нелегально привозить из-за границы и перепродавать в ЕС разные товары.

С 2013-го по 2017 год Ковальчук десять раз летал в Буэнос-Айрес. Он был вхож в российское посольство, знал тогдашнего посла в Аргентине Виктора Коронелли, а также поддерживал приятельские отношения с завхозом Али Абяновым и двумя ответственными за безопасность дипмиссии первыми секретарями: сначала с Николаем Шелеповым, а позже с его преемником Олегом Воробьевым.

Что говорили в суде обвиняемые

По словам Ковальчука, в Уругвае его интересовали шкуры морских котиков, а в Аргентине — шиншилловые шубы, вино и Kopi Luwak, один из самых дорогих сортов кофе, который в основном производят в Юго-Восточной Азии (кофейные зерна перед обжаркой проходят ферментацию в пищеварительной системе мусангов — пальмовых куниц). Kopi Luwak в Аргентину подсудимому привез посредник. Ковальчук якобы собирался перепродать товар неким бельгийцам за полмиллиона евро. Именно этот кофе, как утверждает обвиняемый, и был в чемоданах, которые он в июле 2016 года оставил на хранение тогдашнему посольскому завхозу Али Абянову. Случилось это за месяц до окончания командировки последнего.

В суде Али Абянов объяснил, что познакомился с Андреем Ковальчуком через посла Виктора Коронелли. Он видел Ковальчука на официальных приемах в диппредставительстве в окружении дипломатов и считал его большим человеком со связями в МИДе. Абянов дорожил дружескими отношениями с новым знакомым и оказывал ему различные услуги. В благодарность получал деньги. При встрече в июле 2016 года Ковальчук объяснил, что в тяжелых, плотно завернутых в пленку чемоданах — кофе, вино, изделия из поделочного камня — «подарки высокопоставленным лицам».

Али Абянов отвез багаж в гараж посольской школы, где чемоданы простояли три недели. Бывший завхоз утверждает, что посол Виктор Коронелли знал о чемоданах. Андрей Ковальчук рассчитывал вывезти свои вещи на самолете министерства обороны. Примерно раз в год он облетает Южную Америку, забирает старое оборудование, доставляет новое и по просьбе послов может вывезти личные вещи дипломатов и технических сотрудников диппредставительств. Перед погрузкой, как объяснил Абянов, такой багаж досматривает посол, потом коробки и чемоданы заворачивают в специальную бумагу, перевязывают веревками и запечатывают сургучом в секретном помещении. Завхоз так и не дождался от руководства распоряжений по чемоданам Ковальчука, поэтому отнес их в школьную подсобку под лестницей, накрыл пологом и сообщил о багаже своему преемнику — Игорю Рогову.

Как нашли кокаин и предъявили обвинения

По версии обвинения, 25 ноября 2016-го, заподозрив неладное, ответственный за безопасность первый секретарь Олег Воробьев и завхоз Игорь Рогов открыли один из чемоданов и обнаружили там брикеты с белым порошком. Попробовав его на язык, Воробьев объявил, что это кокаин, о чем и сообщил в Москву. Приехавшие в Буэнос-Айрес сотрудники ФСБ со спецоборудованием его догадку подтвердили. На 19-й день после обнаружения наркотика о кокаине в посольской школе сообщили министру безопасности Аргентины. В рамках российско-аргентинской операции «Контрольная поставка» наркотик поменяли на муку с речным песком, вернули чемоданы в подсобку, а через год перевезли в Москву на самолете секретаря Совета безопасности Николая Патрушева.

Кроме бывшего завхоза Али Абянова, в России по этому делу арестовали двоих предпринимателей: Владимира Калмыкова и Иштимира Худжамова. Произнося последнее слово, Калмыков плакал. Худжамов заявил, что «раньше только в кино видел, чтобы невиновного человека сажали в тюрьму».

Они говорят, что вывозить из Аргентины собирались кофе. В сентябре 2017 года Андрей Ковальчук, которого они знали раньше, предложил мужчинам поучаствовать в выгодном бизнесе: скинуться на частный борт и вывезти им 300 кг Kopi Luwak из Буэнос-Айреса в Ригу. За перевозку Калмыков и Худжамов рассчитывали получить по 75 тысяч евро. Предприниматели согласились. Худжамов летал на арендованном самолете в Аргентину, где встречался с Андреем Ковальчуком, но кофе так и не видел. Основной фигурант утверждал, что товар в посольстве, но вывезти его не получилось из-за временных трудностей.

Что происходит в Аргентине

Параллельно с московским процессом в Буэнос-Айресе по делу о контрабанде кокаина судят двоих выходцев из России: бывшего полицейского Ивана Близнюка и его приятеля Александра Чикало. Первый, используя служебные полномочия, якобы мог провезти наркотик через полицейский и таможенный контроли. Второй якобы отвечал за логистику преступного плана. Чикало грозит 15 лет тюрьмы, Близнюку — 18. Суд над ними вошел в финальную стадию. 23 декабря, как ожидается, прокурор Авель Кордоба объявит тюремные сроки, которые будет просить для Близнюка и Чикало обвинение. После чего слово перейдет адвокатам защиты.

Ни ФСБ в Москве, ни жандармерия в Буэнос-Айресе не установили происхождение партии колумбийского кокаина минимальной стоимостью 30 млн евро, контрабанду которой вменяют обвиняемым. И в Москве, и в Буэнос-Айресе представители обвинения в судах признали, что не смогли установить путь кокаина из Колумбии в Буэнос-Айрес.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: