Долги наши тяжкие: реальность, манипуляции, конспирология

27.01.2022 0 By NS.Writer

Почему российские СМИ так сильно озабочены внешним долгом Украины и выплатами по нему?

Но, знай, Золушка, что ровно в 23:59, 31 декабря твоя карета превратится в тыкву, а в 00:01 первого января — обратно в карету. Это нужно, чтобы на конец года у тебя на балансе стояла тыква, и налог на имущество ты платила с нее. Кучер же, с 23:59 31.12 и до 00:01 01.01 будет мышью, поскольку официально он у тебя в штате не числится.

Операции с ценными бумагами и внешними заимствованиями всегда бывают трудной темой. В них слишком много тонкостей, понятных лишь специалистам, и они, увы, скучны: ни тебе погонь, ни перестрелок, ни инопланетян с рептилоидами, или, на худой конец, хотя бы с масонами. В итоге, статья либо запредельно упрощается, либо разрастется до запредельной же длины, так что редкий читатель долетает даже до ее середины. Есть и третий вариант: в ней появляются все интересности, перечисленные выше, но, увы, исчезает заявленная тема. Словом, взявшись за историю с фирмой Franklin Templeton, скупившей в августе 2013 года около 20% внешнего долга Украины, мы ступаем на тонкий лед. Но придется рискнуть.

Действующие лица

Franklin Templeton, глобальный холдинг, базирующийся в Сан-Матео, Калифорния. Он был основан в Нью-Йорке, в 1947 году, Рупертом Джонсоном. Точнее, выращен им за 20 лет, с 1927 года, из инвестиционно-банковской фирмы RH Johnson and Company. Здесь все довольно прозрачно: выходец из хорошей техасской семьи, отслуживший в армии, вернувшийся в колледж и обросший связями, открыл инвестиционную фирму на волне бума ценных бумаг, и сумел не разориться в годы Великой Депрессии. Это говорит о его удачливости — большое дело для инвестора, а также таланте и чутье. Иными словами, рождение Franklin Templeton и его эволюция выглядят логично, не нуждаясь в конспирологических подпорках. Из общего ряда он выделяется большими размерами, и тем, что, среди прочего, удачно работает с рискованными активами. Такого рода инвесторов на жаргоне финансистов называют «стервятниками», но без негативного значения. И стервятник, и специалист по рискованным активам, по сути, санитары, без которых природа и финансовый мир были бы завалены падалью.

Суть работы с рискованными активами проста: покупай дешевле, когда они упали в цене, а продающему срочно нужны деньги, выжимай максимум прибыли в момент владения ими, и продавай так дорого, как это возможно, когда ситуация изменится к лучшему. Главное, правильно предвидеть, что она к лучшему изменится, а также вовремя соскочить, пока она опять не стала ухудшаться.

Такая специализация, помимо отличной финансовой аналитики предполагает и некоторый доступ к инсайдерской информации. С точки зрения закона, — американского, поскольку фирма базируется в США, это, в принципе, не является слишком уж предосудительным: фильм «Уолл-стрит», вероятно, все смотрели, а кто не смотрел легко нагуглит его содержание. Но герои «Уолл-стрит» очень уж увлеклись и перешли черту допустимого, а в пределах разумного, не привлекая лишнего внимания, инсайдерскую информации и связи в высоких кругах, инвесторы такого уровня, естественно, используют. Они просто не могут не иметь такой информации и таких связей. В конце концов, с кем поддерживать знакомства и общаться президенту и вице-президентам Franklin Templeton? Ну, не с бомжами же?

Работа с рискованными активами предполагает также необходимость жестко торговаться, и добиваться от деловых партнеров исполнения обязательств («Вы же помните вашего делового партнера, Марселаса Уолласа?»). Финансовый мир — вообще жесткий, но «стервятники», даже на общем его фоне, суровые ребята. Что-то вроде коллекторов тех контор, которые дают кредит без залога — мол, если не вернете, вам будет очень стыдно, когда вы предстанете перед Богом.

— Так это ж неизвестно, когда еще будет!

— Известно. Утром не вернете — вечером предстанете.

Но, в общем, это тоже нормально. Бизнес есть бизнес.

Второе действующее лицо — правительство Украины. Его персональный состав менялся по ходу развития событий, но сохранялась преемственность обязательств.

Предметом покупки были облигации внутреннего государственного займа Украины (ОВГЗ). Их выпуск, и продажа под привлекательный процент, иначе не будут брать — нормальная практика привлечения инвестиций по всему миру.

Номинальная стоимость купленных облигаций ОВГЗ составляла $5 млрд, но Franklin Templeton купил их за 0,8 номинала. Этому, предшествовал, якобы, визит в штаб-квартиру фонда первого вице-премьера Сергея Арбузова и министра финансов Юрия Колобова, но это не точно.

Майдан, российская агрессия и реструктуризация долгов

События зимы 2013-14 годов привели к смене власти в Украине. Недовольная этим Москва оккупировала Крым и часть Донбасса. Из-за войны и потери части территорий, с промышленными предприятиями на них, возникла проблема: нечем стало платить проценты по облигациям и выкупать выпуски, срок которых подошел к концу. Встал вопрос о реструктуризации долгов, не только скупленных Franklin Templeton, а вообще всех. И в США, в мае 2015 направилась новый министр финансов Украины Наталия Яресько, предупредив держателей украинских еврооблигаций, что Киев рассматривает все варианты действий в случае отсутствия прогресса на переговорах о реструктуризации.

Ни реструктуризация, ни даже дефолт, не спасают от уплаты долгов. Они лишь откладывают срок их выплаты. О том, как работает дефолт, поговорим в другой раз, а реструктуризация работает просто: не можешь заплатить сейчас — заплатишь потом, но немного больше. Вокруг «потом» и «немного» и идет торг. В случае Украины 2015 года — в том числе и с Franklin Templeton, а также и с Россией, которой Украина тоже была должна по облигациям $3 млрд, и которая из кожи вон лезла, чтобы дело окончилось дефолтом, поскольку при этом Украина потеряла бы всякую надежду на внешнее финансирование. При этом, позиции Украины на старте были скверными: западные кредиторы не верили, что Янукович и Ко разграбили все в ноль, и, полагали, что у Минфина есть скрытые резервы, о которых он молчит. А их не было.

Был создан комитет частных кредиторов Украины, который объединил пять крупнейших держателей ее облигаций, на общую сумму около $22,6 млрд. От успеха переговоров зависело получение Украиной кредита от МВФ, в размере $1,7 млрд, остро необходимого для выхода из финансового пике. К тому же он являлся первой частью пакета в $ 40 млрд, график которого МВФ составили на ближайшие четыре года, до 2019. Никто ведь не станет планировать финансирование за пределами одной каденции. Мало ли кто победит на выборах? Вдруг это будет не предсказуемый и договороспособный политик, а какой-нибудь дурачок?

Чтобы получить доступ к кредитам МВФ Украине нужно было провести реструктуризацию 29 выпусков ценных бумаг, и сэкономить таким образом порядка $15 млрд в течение 4 лет, в том числе $5,2 млрд — уже в 2015 году, в котором, по первоначальному графику, она должна была выплатить $7,7 млрд основного долга и процентов.

В итоге, Яресько к 27 августа, пригрозив ввести мораторий на выплаты, вышла на эти показатели. Кредиторы согласились также списать 20% долга по облигациям — $3,6 млрд. А на трехмиллиардный долг перед Россией, отказавшейся подписать соглашение о реструктуризации, наложили мораторий, и дело увязло в судах, где и находится до сих пор.

Но ничего нельзя получить даром. Особенно тогда, когда другой стороне известны крайние условия, на которые ты уже можешь согласиться, а время поджимает, поскольку срок платежей наступает в сентябре, и платить нечем. Условия реструктуризации были хуже, чем удалось добиться, к примеру, Греции, в 2012. Но сравнивать воюющую Украину, и невоюющую Грецию, входившую на момент переговоров о реструктуризации в НАТО и ЕС, некорректно. В ответ же на упреки в адрес Яресько, которая «могла добиться большего», можно лишь пожалеть, что блестящие финансовые умы, способные разработать лучшие стратегии переговоров, в них не участвовали. Они водили такси, работали грузчиками, курьерами и продавцами, сидели в соцсетях, или были заняты другими, столь же значимыми делами. Их, конечно, нужно было всех собрать, и отправить спецрейсами в США, на помощь команде украинских переговорщиков. Но этот момент, уже, увы, безвозвратно упущен.

Итак, чего удалось же добиться? Процентная ставка по оставшемуся долгу выросла с 7,22% до 7,75%, но сроки его погашения перенесли на четыре года: с 2015-2023 на 2019-2027. А в качестве компенсации за списанные 20% были выпущены дополнительные ценные бумаги VRI (варранты), со сроком действия до 2040 года, предусматривающие выплаты только в случае, если ВВП Украины достигнет $125,4 млрд, причем, суммы выплат зависят от динамики роста ВВП: при темпах до 3% — ноль, от 3% до 4% — 15% от каждого процента прироста ВВП свыше 3%, от 4% — 40% от каждого дополнительного процента. До 2020 года в любом случае выплат нет, а с 2021 по 2025 они не могут превышать 1% украинского ВВП.

Для справки, ВВП Украины в долларах: 2018 — $130,9 млрд; 2019 — $153,9 млрд; 2020 — $155,6 млрд. За 2021 год данных пока нет.

В принципе, VRI можно и выкупить, в том случае, если это будет выгоднее, чем выплачивать проценты по ним. Около 10% от их общего количества и было выкуплено в 2020 году. Насколько правильно это было с точки зрения финансовых выгод — можно поспорить, но тут уже разговор пойдет об искусстве кредитного маневрирования.

В любом случае, успешный расчет по кредитам и долгам требует активных и экономически успешных действий, как в Зазеркалье Кэролла, где Алисе, чтобы оставаться на месте, нужно было бежать, а, чтобы куда-нибудь попасть — бежать вдвое быстрее. В 2015 Украина получила передышку, а с ней и шанс выйти из долгового кризиса. Насколько успешно его использовали и будут использовать — другой вопрос. Пока, во всяком случае, катастрофа не настала, дефолта удалось избежать, и о новом кризисе ничего не слышно.

С точки зрения западных аналитиков

Западные финансовые комментаторы, никак с Украиной не аффилированные, в один голос оценили украинскую эпопею Franklin Templeton как неудачную. Впрочем, они признали, что фонду удалось выйти из сложной ситуации с минимальными потерями, а, возможно, и с небольшим плюсом. К 2017 году Franklin Templeton уже распродал все украинские активы, после чего потерял интерес к Украине, и к Европе в целом, переключившись на Латинскую Америку, и отчасти, на Россию.

Занимательная конспирология

В 2019-20 годах в Украине и в мире случилось несколько событий, не связанных прямо между собой, но влиявших друг на друга. В 2019 истекла четырехлетняя отсрочка платежей. В том же 2019 прошли президентские выборы, и в Украине сменилась команда у власти. И, наконец, в 2020 прошли президентские выборы в США, которым предшествовала необычайно жесткая предвыборная борьба, причем, Украина оказалась втянута во внутриамериканские разборки.

В финансовой же сфере явных бурь не происходило. Да, налицо были, и есть управленческие провалы и растущая дыра в бюджете, но при всей нелюбви Зеленского к Петру Порошенко, попыток доказать с цифрами в руках, что «во всем виноват Franklin Templeton» на поле финасовой аналитики предпринято не было. «Во всем виноват Порошенко» — это да, к этому рефрену уже все привыкли, хотя, опять же, без цифр и аргументов.

Тем не менее, в информационном поле стали появляться вбросы, с явными попытками раскрутить скандал на теме реструктуризации долгов 2015 года.

Промосковская EurAsia daily в сентябре 2019 вдруг вспомнила, как летом 2015 РИА Новости написала, что дефолт в Украине неизбежен, а Franklin Templeton скупил долги Украины в интересах американского семейства Ротшильдов. По поводу Ротшильдов РИА Новости сослалась тогда на Bloomberg, который — вот незадача, — ничего подобного не писал.

В конце ноября 2019 нардепы Андрей Деркач и Александр Дубинский (сложные биографии обоих доступны в Сети, и мы на них сейчас останавливаться не будем) вышли на пресс-конференцию, с требованием к президентам Украины и США Владимиру Зеленскому и Дональду Трампу расследовать факты легализации $7,4 млрд «семьей» украинского экс-президента Виктора Януковича через инвестфонд Franklin Templeton, близкий к Демпартии США. Деркач и Дубинский ссылались при этом то на неких «журналистов-расследователей», то на ГПУ, которая «незаметно для СМИ» объявила подозрение «скандально известному собственнику Бурисмы экс-министру экологии Злочевскому», в том, что «семья» Януковича добыла преступным путем $7,4 млрд долларов и отмыла их через Franklin Templeton, купив облигации ОВГЗ. А фонд-то непростой, а близкий к некоторым представителям Демократической партии США.

Эта конструкция не лезла ни в какие ворота. При чем тут Бурисма — ну, кроме желания подогреть эту тему, привязав к ней еще один скандал? Если кто-то, неважно кто, не находящийся в розыске, обратился в инвестфонд с просьбой инвестировать его деньги в бумаги ОВГЗ, то инвестфонд это и сделает, поскольку для этого существует. Клиента проконсультируют о рисках, а бумаги постараются купить по минимальной цене, и это нормально. На момент покупки ОВГЗ Янукович был действующим президентом Украины, которого окружали уважаемые тогда люди — какие же могут быть вопросы к фонду? Да и «преступный путь» получения Януковичем и его окружением этих $7,4 млрд долларов, даже если они были проивестированы ими в ОВГЗ через Franklin Templeton, тоже надо доказать в суде, с фактами в руках. И, если Franklin Templeton располагал какими-то сведениями о преступном происхождении этих денег, и пытался их скрыть — то, опять же, и это надо доказывать, а где факты? И почему Franklin Templeton не может быть близок «к некоторым представителям Демократической партии США»? Что в этом предосудительного? В Украине половина депутатов ВР в прошлом была близка к КПСС, КГБ и ФСБ (как Деркач, кстати), а кое-кто и сейчас до неприличия близок к Единой России — и то, никто по этому поводу особо не чешется.

Иными словами, это была попытка раздуть скандал на пустом месте, и запустить в оборот мутный слух о том, что Демократическая партия, якобы, была каким-то образом замешана в финансовых аферах в Украине. Аферы с ОВГЗ и другими ценными бумагами для простого человека, что в Украине, что в США — темный лес, но многие запомнят, что что-то такое было. Вброс, к слову, вышел удачным: его, на автомате, не вникая в смысл, перепечатали на множестве новостных лент. В итоге, Деркач и Дубинский угодили в американский санкционный список за попытку вмешательства в выборы в США — и, надо признать, поделом.

В истории с визитом Арбузова и Колобов в штаб-квартиру Franklin Templeton, всплывшей в Financial Times в ноябре 2013 года, вообще много неясного. Нет достоверных данных, когда они там побывали, до или после покупки ОВГЗ. Если после, то это понятно: пытались выяснить, кто и с какой целью скупает их в таком количестве по заниженной цене. Есть даже сомнения в том, что они вообще там были. И, даже если были, и отмывали незаконно выведенные из Украины деньги, то и в этом случае претензии могут быть только к Януковичу и Ко. Любые попытки представить Franklin Templeton, тем более — Демократическую партию США соучастниками этой операции могут только омрачить отношения Украины с США и помешать розыску украденных средств. Очень похоже на то, что с этой целью такие вбросы и производятся.

Летом 2020 года эту же версию повторно вбросила «Новая газета» прогрессивное, оппозиционное, либеральное и прочая, и прочая российское издание с главредом, получившим год спустя половину Нобелевской премии мира. НГ актуализировала материал 2016 года, в котором некий «акционер „Новой“ бизнесмен Александр Лебедев» обвинял в получении денег от Виктора Януковича лично Дональда Трампа. Материал 2016 года, где это обвинение было высказано со ссылкой на Виктора Трепака, в бытность его начальником Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления СБУ в 2015-2016 годах, подпертой оговоркой «якобы», был очевидной провокацией российских спецслужб, направленной на ухудшение отношений между США и Украиной. «Новая» просто отработала по команде, еще раз подтвердив, что в России нет никакой оппозиции, а есть лишь разные отделы в рамках компетентных органов, в число которых входят и отделы по управлению «оппозицией», «независимыми СМИ» и «православной церковью» и много чем еще. А всякий российский либерализм заканчивается сразу же, как только куратор из ФСБ отдает своему агенту-либералу прямой приказ.

Материал «Новой» 2020 года, со ссылкой на материал 2016, тоже был провокацией, с тем же, очевидным, заказчиком, и с той же целью. Но уже в новых условиях, в привязке к атаке на Джо Байдена в рамках пленочного скандала с участием уже упомянутого Андрея Деркача, вбросившего очередную порцию «аудиозаписей переговоров экс-президента Украины Петра Порошенко и американского политика Джо Байдена», крайне сомнительной подлинности.

И уж совсем распереживалась прокремлевская Украина.Ру, выделившая для освещения темы реструктуризации 2015 года специального человека, некоего Федора Тихого, весь 2021 год предрекавшего Украине неминуемый крах, ибо «близится час расплаты Украины по схеме Яценюка—Яресько», а Ротшильды уже готовы занять место украинских олигархов, в поход на которых собрался Владимир Зеленский. При этом, Тихий ухитрялся обличать в одном тексте и идею ввода варрантов, которые неизбежно разорят Украину, и их частичный выкуп, как трату денег на «бросовые бумаги».

Нет, как же все-таки как приятно, что кто-то в Москве ночей не спит, и думает о нашем благополучии, чтобы мы не разорились, не замерзли, не пошли мыть унитазы в ЕС, или не дай Бог, не отвернулись от Славного Советского Прошлого.

Итоги

Хорошие новости: рестуктуризация 2015 года действительно прошла успешно. Дефолта нет. Краха нет. Ужасный Franklin Templeton, дитя Ротшильдов, Трампа, Байдена и лучший друг Януковича (если, конечно, не уважать себя и верить тому, что пишут российские СМИ) в отношении Украины уже не при делах.

Тем не менее, не все пока у нас хорошо. Проблемы с экономикой, увы, есть, хотя и не связанные с Franklin Templeton. Кремлевские провокаторы и фейкометчики не унимаются. Многие украинские СМИ, притом, из числа вменяемых, совсем не промосковских, нет-нет да и попадаются на очередной вброс, так что тема Templeton — Ротшильды — Янукович то и дело всплывает. Эта готовность бездумно глотать то, что подсунул враг, остается, очевидно, нашей главной проблемой.

Тем не менее, если мы все вместе постараемся, и справимся с этой бездумностью, мы справимся и со всем остальным. На умных граждан, выбравших умную власть, никакое х@йл@ никогда не гавкнет, тем более, на них не нападет, и никакая дрянь с него на нас не перелезет.

Эксклюзив

«Ильченко»Сергей Ильченко, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: