Берлинское убийство как вызов европейскому терпению

06.12.2019 0 By blacklight

Берлинская полиция берёт “простого инженера” из Питера

4 декабря власти Германии решили выслать из страны двух российских дипломатов в связи с совершенным 23 августа в центре Берлина убийством уроженца Чечни Зелимхана Хангошвили. Следует, кстати, обратить внимание на удивительную для немцев (и в целом западных европейцев) скорость принятия решения – еще недавно они телились годами, в лучшем случае путь от очередного кровавого преступления россиян на Западе до хотя бы депортации куратора или профильно ответственного за преступную деятельность дипсотрудника занимал 6-8 месяцев. Исключение составила разве что химическая атака России в британском Солсбери, но Великобритания (при всей несмелости Терезы Мэй в дни, когда она была еще министром внутренних дел и подвесила дело Литвиненко) – это не ЕС. В особенности – сегодня.

В самом ЕС эпоха взросления началась с Нидерландов – до крайности наглых попыток российских спецслужб раздобыть данные о ходе расследовании дела МН17 – массового убийства Россией пассажиров “Боинга” Малайзийских авиалиний в небе над Донбассом (которое, как всё чаще представляется, может тоже оказаться намеренным терактом). Несмотря на всю свою сибаритскую и пугливую лень, Западу пришлось защищаться – и схваченную команду российских диверсантов, часть из которых находилась под дипломатическим прикрытием – вытащили под свет телекамер. Легка на подъем в отношении борьбы с российскими криминализированными спецслужбами Испания, мало зависящая от российской экономики, обладающая богатым опытом расследований политических преступлений и антикоммунистическим стержнем эпохи Франко (при всей его неоднозначности).

А вот для Германии такой теракт – и такая относительно быстрая реакция на него в новинку. Но есть и важные нюансы.

Прежде всего, убийство Зелимхана Хангошвили показало (а у кого-то, кстати, до этого хватало ума упрекать в том же Украину), что Германия не является надёжным убежищем для людей, имеющих причины опасаться расправы со стороны прислужников московской реинкарнации гаитянского диктатора Папы Дока Дювалье, изобретшего правление с помощью уголовных элементов.

Далее – то ли немецкая полиция и впрямь хорошо сработала (Хангошвили был убит в районе Малый Титгартен, недалеко от правительственного квартала), то ли исполнитель оказался незадачливым (на одноразовую торпеду он не похож – затрачены заметные усилия).

Наконец, появился и повод уязвить соседа, Францию – всё чаще, то ли партнера, то ли соперника – в данном случае, крупно проколовшуюся, с оглядкой на ее амбиции по превращению в опору Союза в сфере обороны и безопасности. Увы, при Макроне (в отличие, кстати, от Олланда) Пятая Республика превратилась в проходной двор для российских спецслужб, оперирующих прямо из официальных представительств МИД и РПЦ, что ярко проявилось во время погромов пресловутых “желтых жилетов”.

Маньяк Соколов незаметно щупает Марешаль Ле Пен

Другого, впрочем, не стоило и ожидать – крымские альбомы арестованного за расчленёнку петербургского маньяка Соколова в обнимку с агентами путинского влияния во Франции – разными бывшими депутатами мариани и племянницами Марин Ле Пен – достаточно красноречивы.

С формальной точки зрения, причиной столь резкого выдворения россиян объявлено “недостаточно активное сотрудничество российской стороны в расследовании убийства”. Указывается, что у следственных органов есть подозрения, что убийство могло быть совершено по распоряжению российских властей или руководства Чечни. В связи с этим расследование передано в генпрокуратуру Германии. В официальной ноте МИД Германии призывает Россию оказывать генпрокуратуре всю необходимую помощь по этому делу. Россия тоже ответила неожиданно грубо, невзирая на свою парализующую экономическую зависимость от Германии – мол, действия недружественные, даже враждебные.

И впрямь, кто? Нравится запах газа, Ангела?

Причина столь нервной тональности – при всей демонстративности убийства – болезненность провала и его возможные последствия, на фоне длинной серии неудач российских спецслужб в Европе и США. Журнал Spiegel с высокой степени достоверно утверждает, что оба высланных сотрудника посольства – представители российских спецслужб. Причем, почему-то СВР, а не ГРУ – то ли СВР поручили курировать диверсантов, чья инфраструктура пала жертвой массового раскрытия данных по следам теракта в Солсбери, то ли в силу банального дефицита кадров (как из-за общей деградации госаппарата РФ, так и выбытия раскрытых сотрудников).

Аслан Масхадов и Зелимхан Хангошвили

Зелимхан Хангошвили – уроженец Грузии (по-видимому, чеченец-кистинец) во вторую чеченскую кампанию воевал против федеральных войск, позже в России он был объявлен в розыск по подозрению в терроризме. После того, как уже в Грузии он пережил покушение, чеченский полевой командир бежал в Европу. Хангошвили, в частности, участвовал в переговорах между грузинскими силовиками и чеченскими боевиками в 2012 году, когда чеченцы взяли в заложники жителей грузинской деревни и требовали предоставить им коридор, чтобы они перебрались через горы в Чечню. По словам брата Зелимхана, в Германию он перебрался в 2016 году. Немецкие СМИ писали, что органы безопасности Германии некоторое время “вели” Хангошвили как “лицо, представляющее угрозу для общественной безопасности”, но по неназванным причинам в 2018 году подозрения с него сняли (отсюда еще одна возможная причина германского гнева – потенциально, он мог стать консультантом немецких спецслужб, а беречь сотрудников для любой организации такого характера – первейшее дело). В свою очередь, сын чеченского полевого командира Аслана Масхадова Анзор в интервью ВВС высказывал предположение, что убийство Хангошвили в Берлине было акцией устрашения и предупреждением всем чеченцам, проживающим в Европе.

Также генпрокуратура Германии сообщила, что подозреваемый в убийстве Хангошвили – россиянин, который получал визу как инженер компании “Руст” с офисом в Санкт-Петербурге. “Для въезда он использовал выданную французскими ведомствами на имя Вадима С. визу для зоны Шенгена. К визовой анкете было приложено так называемое подтверждение от работодателя”, – говорится в сообщении ведомства.

Вдобавок, на вполне прозрачную историю с убийством Хангошвили быстро наложился и другой шпионский скандал, вновь вовлекающий Францию (и опять – не столь часто критикуемую за либерализм по отношению к российской деятельности на своей территории Германию) 5 декабря, как сообщает Le Monde, западные спецслужбы нашли во Французских Альпах базу российских шпионов. Выяснилось, что 15 членов элитного подразделения ГРУ использовали базу для проведения операций по всей Европе. По данным издания, шпионы работали в Болгарии, Молдове, Черногории и других странах Европы, однако не во Франции. Их подразделение отвечало за заказные убийства, акты саботажа и управление конспирированной системой обмена информацией.

Годом ранее такой же скандал прогремел в Финляндии, где для ликвидации подобной базы была проведена целая операция. В последние годы неоднократно писалось о том, что российские спецслужбы ведут подготовку боевиков на базе ультраправых организаций в Словакии, Чехии, Польше, Германии и даже США. Но время расслабленного добродушия европейцев – в особенности после сбросившего предыдущее правительство Австрии коррупционного скандала – проходит.

Конечно, Ангела Меркель, беспокоясь о судьбе осаждаемого американцами газопровода, поспешила заявить, что эта тяжелая история якобы не повлияет на проведение переговоров в нормандском формате – но даже сказать о том, что осадочек-то остался, в данном случае, означает не сказать ничего. В любом случае, немецкое расследование породит пухлую папку компромата как на нерадивых французских чиновников, так и, возможно, на тех немецких политиков, которые столь рьяно выступают за снятие санкций с беспардонно-агрессивной России.

Максим Михайленко, по материалам западных изданий


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: