ШАТУНЫ: Венгрия, Греция, Кипр и Мальта – недобитая пророссийская фронда в ЕС?

05.10.2022 0 By NS.Writer

Российская военная агрессия против Украины консолидировала европейские государства против Кремля. Брюссель незамедлительно выработал четкое коллективное отношение и продемонстрировал монолитный образ ЕС.Такой подход отразился уже в восьми различных по характеру санкционных пакетах, направленных на то, чтобы сделать войну невыносимой для российского политического режима и показать Кремлю, что его действия не останутся безнаказанными.

Иллюстративное фото

В данном процессе только Будапешт с самого начала выступил в роли сказочной «13-ой феи», или точнее «медведя-шатуна» — действующего лица, постоянно выражавшего оговорки и возражения против санкций, введенных против России по различным вопросам, прежде всего в энергетике. За это премьер-министра Венгрии Виктора Орбана европейские политики подвергают жёсткой критике. Будапешту сегодня угрожает «показательная порка», в виде не выделения Венгрии 65% средств по трем программам из фондов ЕС, на сумму €7,5 млрд.

Во время согласования восьмого пакета санкций ЕС против России, Будапешт снова требовал особых условий — разрешения на реэкспорт российской нефти в соседние страны ЕС, которую получает по трубопроводу из-за исключения из предпоследнего пакета санкций. Отметим, что потолок цен — основа нового согласованного восьмого пакета санкций. Точнее речь о трёх «ценовых потолках»: для сырой нефти из России, и два — для менее и более дорогостоящих российских нефтепродуктов. К примеру, если российская нефть прошла существенную переработку в другой стране, то такой продукт уже не будет считаться российским по происхождению.

В начале переговоров на уровне послов ЕС, кроме Венгрии еще три страны Евросоюза выступали против введения потолка цен на российскую нефть. Такая ситуация, когда против «потолка цен» выступили одновременно Венгрия, Кипр, Греция и Мальта, естественно не могла не встревожить европейское сообщество и вызвала резонное недоумение в Киеве. Напрашиваются очевидные вопросы: Что стоит за подобной позицией: интересы национального капитала, лоббирование коррумпированных Москвой местных бюрократов или усилия российской агентуры влияния? Является ли подобная «фронда» организованной «пятой колонной» Кремля в ЕС? Насколько очевиден российский след в политике данных четырех стран?

Факты. Уже на следующий день Греция, Кипр и Мальта отказались от своих возражений и согласились с введением лимита цен на российскую нефть, пожертвовав своими бизнес-интересами. Эти две страны имеют крупную судоходную отрасль, зарабатывают на морских перевозках и защищали интересы своего танкерного флота. А потому и просили о соответствующих исключениях в санкционном режиме, пока к санкциям не присоединятся обладающие значительным танкерным флотом Турция, Индонезия и Индия. Индия закупает более трети российской танкерной нефти. А в сентябре Россия стала вторым по объёмам поставщиком сырой нефти на индийский рынок. То есть, после введения санкций, государства, которые к ним не присоединились, в первую очередь Турция (экономический конкурент и политический соперник Греции и Кипра), могут занять освободившуюся долю рынка и продолжить перевозки. Но соображения необходимости максимальной поддержки Украины и монолитности ЕС для Афин, Валлетты и Никосии все же перевесили чашу весов. Им обещаны значительные уступки и помощь для решения проблемы. Решено создать систему наблюдения за выполнением санкций для смягчения их неблагоприятных последствий.

Как заявил вице-спикер Европарламента, депутат от Греции Димитриос Пападимулис: «По морю, большая часть российской нефти транспортируется танкерами, которые принадлежат греческой судоходной индустрии. Важно вначале выяснить, полезен ли этот аспект для воздействия санкций, соответствует ли он политике греческого правительства. Получить ответ не только от греческого судоходства, которое занимается этими перевозками, но и от греческого правительства, которое одобряет санкции».

Отметим, что даже подозревать Грецию в продвижении российских интересов в ЕС, было бы очевидной ошибкой. Греция четко определила свою позицию в отношении России и открыто заняла фронт против страны агрессора. Несколько фактов. 6 апреля 2022 года 12 российских дипломатов были депортированы Афинами. 8 мая 2022 года премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис заявил, что страна проводит политику в отношении России по трем направлениям. Во-первых, вооружить Украину, чтобы она могла защищаться. Во-вторых, западному миру необходимо ввести санкции, которые нанесут серьезный ущерб России. В-третьих, каналы связи с Россией должны быть максимально открытыми. 16 мая 2022 года на встрече с президентом США Джо Байденом греческий премьер также подтвердил, что будет продолжать поддерживать Украину и действовать сообща, чтобы нанести серьезный ущерб российской экономике, а Байден заявил, что вместе с Грецией они будут противостоять России. На начало октября между Афинами и Москвой уже более восьми месяцев нет реальных дипломатических отношений. Посол РФ в Греции Андрей Маслов постоянно заявляет, что «с февраля у нас полностью разрушены двусторонние отношения, их больше нет. Сотрудничество, контакты отсутствуют».

Такая позиция Греции вывести свои стратегические отношения с США на более высокий уровень, поддержать Украину и «наказать Россию» означает прямой вызов Кремлю. Решения, принятые Афинами в области энергетической безопасности и политики, крайне негативно воспринимаются Москвой. Греция намерена не только сократить использование российского природного газа в своей энергетике, но и стать маршрутом альтернативных России источников на европейском рынке. Греческое правительство намерено построить терминал сжиженного природного газа в Александруполисе и тем самым «стратегически устранить» зависимость от российского газа. В целом, очевидна четкая антироссийская позиция, которой Греция придерживается и которую определяет в качестве долгосрочной стратегии.

А вот с антироссийской позицией Кипра пока не все так просто, хотя есть очевидные позитивные перемены. Однако, офшорная репутация Кипра с образом государства-спекулянта члена ЕС, наживающегося на «грязных» русских деньгах от продажи нефти и газа, уже в прошлом. Почти четверть века «русская мафия» продавала сырье по заниженным ценам кипрским дочерним предприятиям, которые затем реализуют товар по реальной цене. Полученная в результате прибыль оставалась в налоговом рае Кипра, и отмывалась через его банки. Потом денежные потоки шли обратно в РФ как «прямые иностранные инвестиции».

Были годы, Кипр, чей валовый внутренний продукт составляет около $25 млрд, «осуществлял» прямые инвестиции в Россию на почти $150 млрд. Стоит упомянуть и доклад германской разведки, которая сообщала, что депозиты «российских мафиози» в кипрских банках в два раза превышали ВВП страны. При этом, в 2012 году Москва предоставила бюрократам Никосии кредит, превышающий €2,5 млрд. Взятка, вполне сравнимая с $3 млрд данными Кремлем Виктору Януковичу в декабре 2013 года. Те же «30 сребреников» Иуды. С 2014 по 2020 гг. бюрократия Никосии проводила программу кипрского гражданства за инвестиции, коррупционную схему, известную «золотые визы». Эта программа предоставила кипрское гражданство более 3500 российским богачам. Однако сегодня на Кипре процесс по удушению влияния РФ быстро набирает обороты: заблокированы банковские счета, арестована недвижимость русских олигархов, прекращен процесс не только выдачи гражданства, но и выдачи вида на жительство гражданам РФ.

Маленькую Мальту, как и Кипр в ЕС неоднократно критиковали за продажу паспортов, однако в данном случае «размер имеет значение». Население острова составляет около 480 тыс. человек, выходцев из РФ- более пяти тысяч, около 1% от общего числа жителей. «Золотой паспорт» Мальты можно было получить за инвестиции в экономику этой страны на сумму около €1 млн. С момента вступления Мальты в Евросоюз в 2004 году ее гражданство за инвестиции получили более 1500 «русских мафиози». Руководство «русской диаспоры» острова ещё в январе 2022 года хвасталось, что ей «удалось установить тесные связи с правительственными кругами Мальты и наладить контакты с руководством правящей партии лейбористов для продвижения образа России в стране проживания». Однако, после вторжения РФ в Украину Мальта прекратила действие схемы «золотой паспорт» для российских и белорусских граждан, позитивно решаются вопросы ареста банковских счетов и недвижимости «российских олигархов», попавших под санкции.
В целом, можно сделать вывод, что сходная позиция Венгрии, Греции, Кипра и Мальты против введения потолка цен на российскую нефть во время согласования восьмого пакета санкций ЕС была чисто ситуативной. Российский след в политике, как минимум, трёх последних стран стремительно исчезает и уже почти не виден.

Вопрос транспортировки российской сырой нефти морскими танкерами полностью закрыт. А вот Венгрия получила исключение из санкционных мер в вопросе ограничения цен на сырую нефть для трубопроводной транспортировки. Как и исключения для деятельности, связанной с атомной энергетикой — под исключения в Брюсселе попали услуги и продукты, необходимые для эксплуатации действующих АЭС, а также те, которые конкретно требуются для строительства новых реакторов, в частности на АЭС «Пакш».

Однако никто не расшатывает ЕС. Просто оцениваются риски конкретных ударов по экономике страны-агрессора, с целью не нанести болезненный ущерб самим себе. Но чем дальше, с каждым новым пакетом санкций, мы видим все более монолитную европейскую солидарность и все меньше учета эгоистических интересов отдельных стран ЕС. По сути, Брюссель вступил и ведет тотальную экономическую войну против Москвы, в которой у Кремля нет никаких шансов на выживание. Крах российской экономики, а вместе с ним и политического режима неминуемо приближается.

Эксклюзив

МишинАндрей Мишин, кандидат политических наук, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: