Жизнь воскресшего Лазаря, покровителя всех христиан

29.07.2023 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Воскресение Лазаря – величайшее знамение, прообраз общего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, но он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила(ы) и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскресения этого человека не только не уверовали, но и донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Церковь чтит воскресение Лазаря как одно из важнейших, знаковых чудес, совершенных Христом во время Его земного пути. Это символ того, что Господу подчинено все и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и тех, кто соблюдает Его заповеди ждет всеобщее Воскресение.

Это чудо – свидетельство того, что Господь любит каждого из нас. Очень часто возникает вопрос: а для чего Господь воскресил умершего Лазаря? Следует отметить, что о воскресении Лазаря пишет лишь один из четырех евангелистов – святой Апостол Иоанн Богослов.

Прежде чем отправиться в столицу – Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, пригороде Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорогого гостя. Христа привело сюда грустное известие: Его друг Лазарь умер. Еще по дороге в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; кто верует в Меня, хоть и умрет, будет жить. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во веки. Веришь ли ты в это? Говорит Ему: Да, Господи, я поверила, что Ты Христос, Сын Божий, приходящий в мир» (Ин. 11:25).

Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками он приблизился к пещере и сказал окружающим Его людям, чтобы отвалили камень, закрывавший вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже четырехдневный и уже воняет.

Душевное волнение, которое Иисус Христос испытывает и которое Евангелист передает с помощью нескольких близких по содержанию выражений, становится очевидным для всех присутствующих. Одни будто сочувствуют Ему, другие, напротив, находят повод выразить упрек в том, что Он не пришел вовремя и не исцелил своего друга.

Прежде чем совершить чудо, Иисус Христос обращается к Своему Отцу Небесному с молитвой, как бы подтверждая то, что раньше говорила Марфа: чего ты попросишь у Бога, даст тебе Бог. В этой молитве Он ничего не просит у Бога-Отца: он благодарит Бога за то, что Бог услышал Его.

Эта молитва, как следует из контекста, относится к ожидаемому чуду: оно еще не произошло, но уверенность Спасителя в том, что оно произойдет, непреклонна, как и Его уверенность в своем полном единомыслии с Отцом. При этом Господь Иисус добавляет, что произнес эту молитву ради народа, чтобы поверили. Он мог воскресить Лазаря и без молитвенного обращения к Отцу, поскольку совершал это чудо своей силой.

Фарисеи, узнав чудо, собрали совещание, в котором принял участие первосвященник Каиафа: на этом совещании, после, пожалуй, долгих прений, они положили убить Его (Ин. 11:45-46, 53). Так воскресение Лазаря стало одной из главных причин приговора Господа Иисуса к смерти.

История смерти и воскресения Лазаря является прологом к истории страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. Лазарь пролежал в гробу четыре дня; Иисус Христос три. Лазарь вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, с большим платком на голове; а после Воскресения Господа Иисуса в пустом гробе были найдены погребальные пелены и отдельно лежал платок (Ин. 6:7). И в той и в другой истории присутствуют фарисеи, иудейские священники, Каиафа, народ. В обеих историях особая роль отводится женщинам.

В то же время между двумя историями есть огромное отличие: оно заключается в качестве самого события. Лазарь возвращается к той жизни, из которой он был изъят за четыре дня до этого. Евангелист ничего не говорит о его внешнем виде, но очевидно, что из пещеры выходит то же тело, которое было туда положено. Через некоторое время Лазарь появляется снова: мы видим его лежащим вместе с Иисусом Христом (Ин. 12:2). Лазарь воскрешен не для того, чтобы больше не умирать: он проживет какое-то время на земле, но потом снова умрет.

Все четыре Евангелия включают в себя повествовательный пласт (рассказ о жизни и чудесах Иисуса Христа) и прямой язык Господа (наставления, притчи, реплики в диалогах). Каждый евангелист по-своему выстраивает соотношение между одним и другим, но у всех евангелистов действия Христа служат подтверждением Его слов, а слова разъясняют Его действия.

У святого апостола Иоанна каждое чудо призвано подтвердить одно из богословских высказываний Христа о Себе Самом: Я хлеб жизни (Ин. 6: 35, 48); Я свет; Я свет мира (Ин. 8:12); Ядверь (Ин. 10: 9); Я Пастырь Добрый (Ин. 10: 11, 14); Я путь и истина и жизнь (Ин. 14:6); Я лоза (Ин. 15:5). Через эту серию определений Иисус Христос раскрывает Свою Личность, но каждое из этих утверждений подкреплено Его делами.

Воскресение Лазаря становится практическим выражением того, что теоретически Он объяснил Марфе: Я воскресение и жизнь (Ин. 11:25). Иисус Христос – источник жизни (Ин. 4: 10, 14); он, как и Отец, имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5:6).

История воскресения Лазаря подтверждает то неразрывное единство между Отцом и Сыном, заявленное в прологе Евангелия от Иоанна (Ин. 1: 1-2) и в многочисленных беседах Христа с иудеями. Рефреном через все эти беседы проходят утверждения: как Отец знает Меня, так и я знаю Отца (Ин. 10: 15); я и Отец – одно (Ин. 10: 30); Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14:11). Эти утверждения не остаются голословными: они подкрепляются делами Иисуса Христа, Его чудесами и знамениями.

Здесь важно обратить внимание на догматические истины, объявляемые апостолом Иоанном-Богословом. Воскресая Лазаря, Спаситель действует и как Бог, и как Посланник Божий: Он обращает свой взор к Богу-Отцу и воздает ему благодарность, но не потому, что это нужно для совершения чуда, а потому, что этим он представляет свое полное единство с Отцом. . Слова «я ничего не могу творить Сам от себя» (Ин. 5: 30) не является указанием на несамостоятельность Сына или его бессилие совершить чудо без воли Отца: они указывают на полное единство воли Сына и Отца, на невозможность, даже теоретическую, того, чтобы воля Сына вошла в спор с волей Отца, или чтобы сын сделал что-нибудь Сам от себя, не в единстве с Отцом.

В то же время Воскресение Лазаря, как никакое другое из описанных в Евангелиях чудес, раскрывает Спасителя как реального, земного человека, обладающего всей полнотой человеческого естества. Реализм и подробность, с которыми поведение Господа, Его душевное, эмоциональное состояние описаны в этом рассказе, беспрецедентны для всего корпуса Евангелий, за исключением рассказов о Его страданиях.

Но если в истории страданий Его скорбь возникает от Его собственной боли, то здесь она есть следствие сострадания к скорби других; это человеческая скорбь: скорбь иудеев, друзей Иисуса Христа, самого воплощенного Слова Божия, которое, будучи человеком, склонно к приключениям человеческой жизни.

Здесь мы видим подлинно человеческое лицо Бога, Который стал человеком, лицо Богочеловека. Но это также и скорбь Слова Божьего, в котором «была жизнь», в Его конфликте с силами смерти. Тот, кто дает жизнь, есть и тот, кто оплакивает смерть. Именно здесь мы видим человеческое лицо истинного Бога – Того, через Кого жизнь приходит в мир. Через воскресение Лазаря поистине человеческое лицо истинного Бога открывает, что любовь Божия – не просто провидение, текущее над болью и страданиями мира. Напротив, в воплощении Слова Божьего любовь Божия принимает конкретное выражение, входя в человеческий мир смерти и скорби и, в конце концов, участвуя в самой смерти.

Никогда не кажется нам жизнь столь драгоценной, чем когда ему грозит смерть. Мертвое тело Лазаря окружено горем близких. Сам Господь плачет о потере своего друга – так глубоко входит Он в горе человеческое. Он настолько человек, что берет на себя всю окружающую Его скорбь.

Он плачет над каждым умершим человеком, когда наступает временная победа смерти. Тем более, когда уже как бы происходит торжество смерти над душой человека. И это не просто слезы – Господь Иисус готов жизнью своею заплатить за каждую душу, о которой Он плачет.

Рассматривая рассказы о чудесах Божиих в Ветхом Завете, мы отмечаем, что библейский Бог имеет мало общего с божеством деистов, далеким от мира, даже не вмешивающимся в человеческую жизнь. Бог, чье лицо открывается на страницах Нового Завета, еще дальше от этого деистического представления о Высшем начале, лежащем в основе всего мирового порядка.

В Новом Завете Бог раскрывает себя через Своего Сына — Богочеловека Иисуса Христа. В Его лице Бог входит в самую гущу человеческой истории, являя не просто желание помочь человеку, спасти его, но наивысшую степень любви к нему, сочувствие, солидарности с ним, выразившееся в полном отождествлении себя с его жизнью, скорбями, печалями, болезнями, страданиями и смертью.

В лице Иисуса Христа Бог проживает человеческую жизнь от начала до конца – от зачатия и рождения до смерти и погребения. Эта жизнь заканчивается Воскресением – переходом в Новую жизнь, новое состояние, физическое и духовное.

Новый Завет через учение о воскресении по-новому раскрывает смысл жизни и смерти.

В свете этого учения смерть воспринимается тоже как возвращение, но не в первоначальный прах, из которого человек сотворен, а к Богу, чьими руками он сотворен и по чьей воле приведен в жизнь. Если в Ветхом Завете смерть мыслилась прежде всего как наказание за грехи, вынужденное следствием грехопадения, то в Новом она становится дверью для перехода в другое качество бытия – то, что Иисус Христос называл жизнью вечной. Сама жизнь, в свою очередь, воспринимается уже не только как труд и болезнь (Пс. 89:10) земного существования, но и как возможность вовлечения в жизнь вечную, как жизнь с избытком (Ин. 10: 10), возникающая от самого источника жизнь (Ин. 4:10, 14).

Центральным событием евангельской истории является воскресение Иисуса Христа. Но само по себе это событие ни для кого не имело бы решающего значения, если бы благодаря этому людям не открывалась возможность победы над смертью. Эта возможность открывается через веру в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, через привлечение Его плоти и крови, через участие в жизни сотворенной Им Церкви, через соблюдение Его заповедей. Особым, сверхъестественным образом, как ветвь к лозе, человек может привиться ко Христу и насытиться от Него теми животворными соками, которые даже отсохшей и умершей ветви способны вернуть жизнь.

Именно об этом в конечном счете говорит Евангелие от Иоанна, в том числе описанный в нем случай возвращения Лазаря к жизни. Он вернулся из загробного мира к временной жизни, чтобы потом, спустя какое-то время, снова вернуться в прах. Но это чудо стало прообразом того общего воскресения, надежда на которое возникает из события Воскресения Христова.

Отметим и то, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей. В отличие от одноименного героя из притчи «о богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же – не бедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11: 3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12: 3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11: 31, 33), Лазарь, вероятно, был достаточно известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особой любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестер пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме.

А теперь поговорим о случившемся после Воскресения Христа с самим Лазарем. Подвергаясь смертельной опасности, после убийства святого первомученика Стефана Святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из границ Иудеи. Божественной волей Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскресенья тридцати лет от роду, он прожил на острове еще больше тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен во епископы города Китии (Китион, у евреев назывался Хетим).

Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и в наше время обозримые предания говорят, что после воскресения Лазарь сохранял строгое содержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божья, сделав его своими руками.

Важно упомянуть и еще одно обстоятельство. Господь Иисус Христос называл Лазаря другом. Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул. Именем дружбы Христа и Лазаря, Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 12:3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Поскольку ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: «я иду не за тем, за чем ходил раньше, чтобы ожидать опасности с стороны иудеев, а иду разбудить одного».

Не часто вспоминают о том, что Евангелие, где говорится о плаче Христа, включает в себя основной христологический догмат. Известный толкователь Евфимий Зигабен писал об этом так: «как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все остальное, что свидетельствовало бы о том, что Он – человек; а как Бог воскрешает четырехдневного и издает уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди убедились, что он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет себя то человеком, то Богом».

Первая гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемым Аль-Айзарием, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг (подчеркнуто это) первой гробницы самого Лазаря. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонскому пути в Иерусалим, их путь проходил через этот поселок.

Воскресение Лазаря – это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову; оно есть прообраз обещанной всем верующим вечной жизни: «верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3: 36); «Я воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

А в настоящее время святые мощи епископа Лазаря были найдены в Китии, на Кипре. Они лежали в Мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь четырехдневный, друг Христов». Византийский император Лев мудрый (886–911) приказал в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря. В наши дни его мощи покоятся на острове Кипр в Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится (подчеркнуто это) вторая гробница, в которой был когда-то похоронен праведный Лазарь.

О конкретных событиях жизни Лазаря после воскресения на острове Кипре сведений сохранилось мало. Впрочем, то, что известно, я уже изложил выше. В завершение рассказа о праведном Лазаре, надо сказать, что его, как и всех нас ждет всеобщее воскресение. Лазарь причислен к лику святых, существуют лирически написанные его иконы, я советовал бы всем христианам иметь его икону у себя в доме, потому что молитва Друга Христа реально творит чудеса в том числе и в нашей повседневной жизни.

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель Newssky


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: