От Афона до Кремля – родина не моя. Афонский проект РПЦ в Украине как пропаганда «русского мира». Эксклюзив

08.06.2021 0 By NS.Writer

Часть 1. Реорганизация медиаструктур УПЦ-МП и «новые лица»

После победы Евромайдана медиа-ресурсы УПЦ-МП решено было «переформатировать». Как уже упоминалось в предыдущих публикациях сайта (см. серию Поканат), при активном участии митрополита Антония (Паканыча) был создан сайт «Православная жизнь» под руководством Натальи Горошковой.

После площади 2014 г. силами контролируемой мирополитом РПЦ МП Антонием (Паканичем) редакции сайта «Православная жизнь» в 2014-1015 гг. издавался журнал «Направо» для влияния на священство УПЦ МП и других конфессий. К работе был привлечен приближенный к редактору «Вестника пресс-службы УПЦ» Василию Анисимову журналист Герук Сергей Иванович (1954 года рождения, житель Киева), который ранее был близок к прот. Петра Зуева (соратника митр. О Драбинко) и параллельно также печатался в журнале «Фома в Украине». Презентацию журнала «Направо» 17 июня 2014 провели в КГА Антоний (Паканыч) и прот. Георгий Коваленко (ныне он в ПЦУ), последний тогда еще надеялся на сохранение своего творческого коллектива пресс-службы, поверил в гарантии неприкосновенности со стороны Антония Паканича, которые тот вероломно нарушил, проведя в 2016-2017 гг. масштабные зачистки коллектива — так называемую «антидрабинковскую люстрацию».

То есть уволил всех тех, кто прямо или косвенно был связан с митрополитом Александром (Драбинко). Произошло фактическое отчуждение части этих людей от церкви, потому что большинство перешли на светскую работу.

Первым среди «неблаготворительных» деятелей УПЦ-МП травли получил прот. Георгий Коваленко, в сентябре 2016 года пригласивший в Киев настоятеля Кутулумушского монастыря на Афоне иеромонаха Хризостома, поддержавшего «автокефалистское крыло» УПЦ. Как результат, уже в октябре 2016 года пришел Коваленко фактический «выговор» от заведующего канцелярией Киевской митрополии Игоря Базаринского, которая начиналась словами: Онуфрия, Канцелярия Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви просит Вас предоставить объяснения относительно того, на каких основаниях без благословения правящего архиерея Вами были совершены зарубежные поездки, в частности, в Грецию. стало известно по информации от представителей Афонского монастыря Симона-Петра». Вот так: даже частные поездки за границу теперь должны «благословляться».

То есть любые поездки на Афон могли совершать от УПЦ только специально уполномоченные на это лица. Кто они? И зачем им Афон, почему именно Афон, а не Иерусалим или Синай? Об этом и поговорим. Заодно и проанализируем, как именно тот вакуум в информационной сфере УПЦ МП, образовавшийся с уходом от Киевской митрополии людей Драбинко и Коваленко, Паканыч стал заполнять чем-то новым.

При поддержке КГА и лично Антония (Паканича), как управделами УПЦ, начала действовать общественная организация, а также, как она себя позиционирует — «церковно-научное» учреждение «Международный институт афонского наследия в Украине» — структура, основателем-бенефициаром которой 27 декабря 2013 года, в разгар Майдана выступил народный депутат от БЮТ Валерий Дубиль (по-видимому, и главный финансовый менеджер этого проекта), а лидером стал помощник этого нардепа Шумило Сергей Викторович, 1976 года рождения, очень скромно называет себя «великим историком и писателем».

По официальной версии Шумила, его «уход от банковского дела» (точнее пресс-секретарства в конфликтующей с государством независимой банковской ассоциации бывшего нардепа Александра Сугоняко) и включения в «церковно-научную деятельность» начались в ноябре 2013 года. Тогда Шумило с епископом Ионой (Черепановым) и протоиереем Александром Акуловым посетили Афон и получили благословение на создание «афоноведческого центра» от схиархимандрита русского Пантелеймоновского монастыря Иеремии (Алехина), последний уже умер в 2016 году, поэтому этот факт умер. Хотя формально Шумило позиционирует себя не как церковный, а как светский деятель, являющийся обычным очковтирательством.

В общем, можно было бы обойти вниманием личность этого деятеля из-за небольшой значимости. Но в последнее время, в условиях перехода в ВЦУ предыдущих спикеров и пиарщиков УПЦ-МП, священников Петра Зуева и Георгия Коваленко вместе с их ближайшим окружением из числа мирян, эта ниша (ответственного за пропаганду идей УПЦ-МП в СМИ) фактически остается свободной, поэтому что новый глава информационного отдела митрополит Климент (Ужин) сосредоточен преимущественно на развитии новообразованной Нежинской епархии, активно в СМИ не выступает.

Руководитель духовно-просветительского отдела УПЦ-МП игуменья Серафима (Шевчик), которая при прошлом предстоятеле УПЦ-МП Владимире (Сабодане) отвечала за проведение духовно-просветительских мероприятий, при новом предстоятеле УПЦ-МП Онуфрия была ограничена в своей деятельности, хотя и сохранила занимаемую церковную должность. Причиной, вероятно, было ее активное сотрудничество с покойным митрополитом Владимиром и его проукраинским окружением.

Институт афонского наследия получил регистрацию, как общественная организация, 8 февраля 2014 года, аккурат за несколько недель до победы Майдана. Состав участников данной структуры полностью не афишируется. Известно лишь, что кроме Сергея Шумило и Дубиля, туда входят уроженка г. Тара Омской области, россиянка белорусско-еврейского происхождения. Светлана Шумило-Авласович (жена родного брата Сергея – церковного публициста Виталия Шумило), Кнуренко Сергей Викторович — председатель Благотворительного фонда «Новый Чернигов» и Ткачук Виталий Анатольевич - Заместитель директора городского музея «Духовные сокровища Украины» (г. Киев), кандидат исторических наук, защитивший диссертацию в 2018 г. в Киеве. Интересно, что родной брат Сергея — Виталий Шумило формально не является членом этого привязанного к РПЦ МП «института», по понятным причинам — потому что он продолжает интернет-пропагандистом Русской (именно так!) Истинно-Православной церкви (ИПЦ), апологетом антисергианства, а также активным деятелем Черниговской истинно-православной общины. Хотя в конференциях по Афону активно участвует.

Так называемая «Истинно-православная церковь» была основана в 1928 г., как оппозиционная к Московской Патриархии структура, на основе учения российского митрополита Иосифа (Петровых) о созданной в противовес «официальной РПЦ «истинно-православной катакомбной церкви», как православную и благодатную конфессию и еретичность иерархии РПЦ МП, обусловленную отпадением последней в «ересь сергианства». Еретиком считался глава РПЦ Сергей (Страгородский) после того, как последний в 1927 г. пошел на открытое сотрудничество с советской властью.

«Международный институт афонского наследия в Украине» Шумило-Дубиля изначально позиционировал себя как независимая и внеконфессиональная структура, осенью 2014 г. Шумило даже выступал с фактической рекламой своего образования на «Михайловских чтениях» — богословской конференции УПЦ-КП в Киеве.

Фактически, это была одна из новых форм пиара для УПЦ-МП в целом и для КГА в частности. Во-первых: можно «отчитаться» перед Кремлем в том, что наконец-то УПЦ-МП имеет свое церковно-научное общество, очень активное и численное, в которое отдельных знаменитых людей, особенно иностранцев, записывали даже без их ведома и согласия (исключительно ради массовки ). Во-вторых: можно в целях пиара заявлять о том, что МП ничего не против «евроинтеграции», но сближаться только с консервативным Афоном, а не с «модернистским» Константинопольским Патриархатом. Это стало фактически новым веянием современной информационно-просветительской кампании УПЦ-МП. Руководство последней даже не обеспокоило определенную неоднозначность личности «скромного православного публициста» и «благочестивого паломника по афонским обителям» Сергея Шумило, уроженца г. Лебедин Сумской области, бывшего жителя Чернигова, а ныне киевлянина.

Биография этого «ревнителя благочестия» действительно вызывает множество вопросов. Начнем с того, что образовательный ценз у него не совсем подходящий, чтобы возглавлять целый научно-исследовательский институт (пусть даже юридически оформленный всего лишь как общественная организация). По образованию Шумило — экономист и финансист, а по направлению работы — был затруднен в основном как пиарщик, рекламщик, медиа-менеджер и веб-администратор банковского сайта. Ни с историей, ни с религиоведением деятельность Шумила до 2010 года связана не была, хотя из-под его пера вышли отдельные краеведческие статьи о церковных деятелях Черниговщины, миссионерско-апологетические статьи в поддержку РПЦЗ (русской церкви, что за «бугром», якобы) и ее украинского ответвления — «Русской истинно-православной церкви в Украине», а также две обличительные полемически-богословские брошюры (как правило компилятивного характера) с критикой РПЦ МП, как еретической и безблагодатной, и с апологией катакомбного движения и «антисергианской» идеологии Истинно православной церкви (ИПЦ).

Сергей начал свою рекламно-публицистическую деятельность в середине 1990-х гг., как пропагандист и пиарщик базирующегося в Чернигове украинского (точнее — «малороссийского») филиала РПЦЗ (Виталия), зарегистрированного в Украине под названием «Русской истинно-православной церкви» — Васильевско-Пахомовского прихода, который был одним из типичных примеров так называемой «катакомбной церковной оппозиции» по отношению к МП, или так называемого «квартирного православия» (своих храмов члены общины не имели, молились по квартирам). Публиковался в главном печатном официозе РПЦЗ – журнале «Православная Русь», который издавался в г. Джорданвиль (США) русской белогвардейско-монархической эмиграцией.

В то время, в конце 1990-х — начале 2000-х гг. различные ответвления РПЦЗ в Украине были еще более радикально промосковскими и антиукраинскими, чем УПЦ-МП, пользуясь тогдашней вседозволенностью и анархией в государстве.

Слева направо: прокремлевский церковный активист из Варшавы Ежи Остапчук, староста прихода ИПЦ Виталий Шумило (в центре), сибирская эмигрантка Светлана Авласович с пророссийским казаком в Чернигове, фото из соцсети

В этих «катакомбных» расколах одну из главных ролей играл его брат. Шумило Виталий Викторович, 1969 года. Этот гражданин в 1989-1990 гг. был активистом Украинского хельсинкского союза (УХС), Движения демократических инициатив и Союза независимой украинской молодежи (СНУМ), позиционировавшей себя в качестве молодежной националистической организации (там же был задействован в акциях его в то время еще несовершеннолетний младший брат — Сергей Шумило, который сейчас это довольно активно афиширует). По его словам, в 1989-1990 гг. принимал участие в создании первой в Чернигове общины УАПЦ, популяризировал ее деятельность через самиздатскую газету СНУМ, которую выпускали Вячеслав Логин и Сергей Соловей.

Также, как утверждает Виталий, за активную общественную деятельность в 1989-1990 гг. был арестован и судим, хотя об этом мы можем судить исключительно по его собственным словам, источников по этой теме у нас сейчас нет.

Что касается Сергея, то его тоже преследовали. Он упоминал об этом в 2014 г. следующее: «Наконец-то Чернигов лишился кровавого истукана Ленина. В 1989-90 гг. (тогда я был активистом СНУМа) мы пытались это сделать, но не имели еще ни поддержки, ни реальных сил. Помню, каким плотным кольцом милиции с собаками тогда был окружен памятник Ленину. За «надругательство над вождем» у меня тогда были большие проблемы…»

Ну прямо диссидентами какими были и Сергей Шумило, и Виталий Шумило, судя по их словам.

Но впоследствии, неожиданно, как для «молодого националиста», Виталий Шумило 23 декабря 1991 года основал новый «духовный» проект, а именно — объединение «Религиозная община святых новомучеников Василия и Пахомия, архиепископов Черниговской Русской истинно-православной. Чернигова» (в декабре 2019 г. переименована в «Независимую православную общину»). Начиная с 2006 года, после Шумила общину возглавил черниговчанин Ромашов Дмитрий Анатольевич (1967 года рождения), русскоязычный поэт и публицист, параллельно зарегистрированный, еще и как физическое лицо-предприниматель, частный издатель книг. Тогда же из квартиры многоэтажного дома в связи с получением места под строительство храма община перерегистрировалась по адресу частного домовладения: г. Чернигов, Новозаводской район, ул. Верени/Хмельницкого, дом 2/6. Кстати, записано это домовладение на Виталия Шумило, поэтому и приход фактически остается за ним. К учредителям добавилась и предпринимательница с местного рынка. Дудченко Ирина Николаевна, 1976 года.

Также с участием Виталия Шумила 9 октября 1992 года было зарегистрировано еще одно юридическое лицо – Коллективное предприятие «Русский православный журнал «Вера и жизнь» г. Чернигов. Вторым основателем выступил черниговчанин Сидоренко Юрий Витальевич (1967 г.р.), который 18 октября 1993 г. и возглавил эту структуру, параллельно упоминался и как секретарь общины «Русской ИПЦ» г. Чернигова. Но с 1998 года главным редактором снова стал Шумило, потому что Сидоренко переехал в Киев, редактировал там журнал по информатике «Компьютерное обозрение». Также Виталий Шумило зарегистрировался как ФЛП по направлению деятельности: издательство книг. Неясно, почему, но уже 27 октября 2015 журнал «Вера и жизнь» был снят с учета.

В 2012 г. сам редактор сайта «Религия в Украине», уроженец Донецка Сергей Штейников и Андрей Яковенко по заказу братьев Шумилов опубликовали «слив компромата на конкурирующую фирму» — статью «Лжеархиепископ Херувим (Дегтярь) и внутрицерковное сектантство». священнослужителя УПЦ-МП Херувима (Дегтяря), который в 1970-х годах основал свою независимую катакомбную истинно-православную общину. Но братья Шумилы почему-то считали себя гораздо «истиннее» и «православнее» его, а вся вина Херувима перед Шумилами заключалась в том, что он представляет конкурирующую с ними общину, ориентированную на один и тот же «катакомбный электорат», но имеющий больший авторитет в православных кругах, и некоторое время был обитателем Китаевской пустыни в Киеве, жил на покое в Феофании еще в 2012-2013 годах. Зависть братьев Шумилов побуждала их к публикации «заказухи», но под чужими именами с целью конспирации. Штейников и Яковенко в той же статье еще и процитировали отрывки из статей советских атеистических публицистов эпохи Брежнева и Андропова, поливавших грязью Херувима за его религиозную «подрывную деятельность», его «пропаганду религиозных предрассудков» среди молодежи, а чтобы отвлечь людей — приписывали рода безнравственность. Авторитетны это оказались «источники» для них, судя по всему… А заканчивали Штейников и Яковенко эту грязную «заказуху» отрывком из письма «шумиловского» иеромонаха, впоследствии епископа Гермогена (Дуникова), где говорится: У меня есть подробная записка от Черниговского братства новомученика, святителя Пахомия Черниговского, (…) в Черниговской и Сумской областях Украины. Братство св. Пахомия Черниговского присоединена к нашей Церкви».

Именно этим «Пахомовским братством» руководил тогда старший из братьев — Виталий Шумило, который, возможно, владел определенной «инсайдерской» информацией об этой таинственной «мафии», ведь и сам вместе со своим постоянным коллегой по бизнесу, по «литературно-поэтическим вечерам» и походами в лес и на рыбалку — Дмитрием Ромашовым (жен у них никогда не было, к тому времени) может быть под подозрением в «мафиозных связях». Во всяком случае, в Чернигове о них многое приходилось слышать. А клевета – это их фирменный стиль. Впоследствии и самого Гермогена, настоятеля Васильевско-Пахомовского общества, с такими же скандалами выгнали из прихода ИПЦ г. Чернигова.

ВерстянюкИван Верстянюк,
обозреватель

Редакция не всегда разделяет позицию корреспондентов, но приветствует открытую дискуссию по всем социально важным вопросам


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: