Ужгородская Уния: достижения и поражения

21.12.2022 0 By NS.Writer

На современном этапе развития Украинского государства исключительно важно переосмысление многих проблем отечественной истории, которые еще в недавнем прошлом подвергались фальсификации, или вообще замалчивались. Среди них и вопрос связан с историей унии на Закарпатье, что интересно не только как неотъемлемая часть всеобщей истории, но и сама по себе. С изучением этой истории можно увидеть, как церковный фактор оказывал влияние на другие проявления общественной жизни. Закарпатцы гордятся тем, что восточное христианство началось в Закарпатье, а уния пришла с востока и то на 50 лет позже, чем на украинских землях.
Торжественное провозглашение 24 апреля 1646 вошло в историю как Ужгородская уния, которая заложила основы униатской церкви в Карпатском регионе бывшего Венгерского королевства. Уния – это союз Православной и Католической церквей, который предусматривал объединение некоторых элементов восточного и западного христианства.

Ужгородская Уния: достижения и поражения

Основные предпосылки Ужгородской унии:

1. Прежде всего, следует подчеркнуть тяжелое положение православного священства в Закарпатье, его низкий уровень образования. Замученность работой на барщине также не давала ему возможности проводить на должном уровне церковное богослужение.

2. Тот факт, что на собор в Ужгороде прибыли только 63 священника и то только те, которых приказала привести владелица территории, графиня Анна Другет, свидетельствует о бесправном характере православных в Закарпатье.

3. Нельзя согласиться с авторами, которые утверждают, что Ужгородская уния прошла под давлением венгерского правительства, потому что такого в то время не существовало. Напротив, князья Семигородщины были протестантами, и как таковые не являлись сторонниками соединения Православной и Римско-Католической церквей. Об этом свидетельствует и то. что первого греко-католического епископа арестовали и держали в тюрьме в течение двух лет.

4. Первая половина XVII ст. была насыщена важными революционными событиями, оказавшими большое влияние на церковные дела. Был упадок как в православной, так и в католической церквях. Из всех революций этого времени победила только украинская революция под руководством Богдана Хмельницкого как верного защитника русской веры.

5. Ужгородская уния прошла не на пустом месте. Она состоялась 50 лет спустя после Брестской унии, которая заложила основы единений Восточной и Западной церквей. Православные Закарпатья использовали опыт и достояние Берестейской унии, сохранили восточный обряд и в правах были уравнены с римско-католическими священниками. Греко католики Перемышльской епархии, в частности ее руководство, присылали в Закарпатье образованных монахов и священников, оказывавших большую помощь местным священникам и монахам. Здесь необходимо подчеркнуть, что сохранился восточный обряд, а не киевский или галицкий. Деятельность униатской (греко-католической) церкви всегда вызывала интерес исследователей нашего края. Борьба за унию была продолжительной и очень сложной. Подготовка и проведение унии проходили в сложных условиях внутреннего и международного положения. Очень острой была политическая и религиозная обстановка как в Закарпатье, так и в соседних странах.

После 1526 года, когда Венгрия потерпела поражение под Могачем, страны как таковой не существовало. Одна часть попала под фитиль Австрии, центральную Венгрию оккупировали турки, а восточные земли вошли в состав Трансильвании, претендовавшей на восстановление венгерского королевства [3]. Одна часть попала под фитиль Австрии, центральную Венгрию оккупировали турки, а восточные земли вошли в состав Трансильвании, претендовавшей на восстановление венгерского королевства. В этих условиях сложной была судьба Закарпатья.
Большинство его земель попало в состав Трансильванского княжества, одним из центральных укреплений которого была Мукачевская крепость. Владения трансильванцев доходили до реки Стара, которая протекает между селами Зняцево, Дубровка, Чабановка и т.д.

Ужгород и все западные регионы Закарпатья попали в состав Австрии. Центром австрийских владений было г. Ужгород. Известно, что между Трансильванией и Австрией шла острая борьба за первенство в восстановлении прав венгерской короны. В ходе этой борьбы, которая длилась почти 150 лет, всегда стоял вопрос о Закарпатье.

Трансильвания пыталась овладеть всем Закарпатьем, сделать Ужгород одним из своих опорных пунктов. Трансильвания стремилась найти себе союзника в лице Польши, а потому закарпатские земли должны были сыграть роль связующего звена[6]. В то же время на земле Закарпатья претендовала и Австрия. Через Закарпатье пролегал путь проникновения Габсбургов в восточные владения Венгрии. Между этими двумя государствами разгорелась острая борьба[8].

Кульминация ее приходилась на первую половину XVII в., Особенно период Тридцатилетней войны (1618-1648 гг). В ходе войн, в которые вмешивались еще и владевшие Центральной Венгрией турки, очень пострадало Закарпатье: города и села часто были в руинах. Турки пользовались противоречиями между великими державами и грабили Закарпатье, Словакию и Трансильванию.

Политическая обстановка усугублялась религиозной: борьбой между католиками и протестантами с одной стороны, между католиками и греко-восточными христианами с другой стороны. Первые реформационные идеи из Германии и Швейцарии проникали в Венгрию еще до битвы под Могачем в 1526 году. В Закарпатье также начали распространяться лютеранство и кальвинизм. Приверженцами новой религии выступали немеши и богатые мещане. Первые мечтали обогатиться за счет ограничения землевладений монастырей, католической церкви, и частично магнатов Мещане стремились получить свободные права на торговлю и ремесло.

Идеи реформации подгремало и крестьянство, поскольку надеялось хотя бы частично освободиться от феодальных повинностей. Государственное собрание Венгрии еще в 1525 году запрещало реформацию и потребовало изгнания из страны лютеран. Но это постановление имело обратные последствия — протестантизм стал распространяться еще активнее. Михаил Лучкай отмечает в своем труде «История карпатских русинов», что распространению реформационного учения способствовало и ослабление общего состояния католического и православного духовенства.

Большая часть светского клира вместе с верующими группами переходила на сторону протестантов. На сторону реформации перешел и ряд магнатов, выступавших против абсолютизма Габсбургов. Феодалы и бюргеры Мараморощины оставались верны протестантизму. Они захватили католические костелы, их имения. Особую активность проявили немецкие переселенцы – поборники лютеранства. В середине XVI ст. насчитывалось более 20 проотестанских общин, но численность верующих была небольшой, поскольку венгерский и немецкий языки, латинская обрядность были непонятны для большинства русинов и румын. Центром протестанского (кальвинистского) движения стали город Берегово и деревни южных районов Бережского комитета.

Первая протестантская религиозная община организовалась в 1537 г., а в конце 16 в. почти в каждом населенном пункте были протестанты. В 1545 году в Берегово состоялось два синода протестантов, провозгласивших кальвинизм религией венгерского населения [1]. За Береговым протестантское движение охватило Мукачево, Ужгород, Севлюш, Хуст. Тячево, Солотвино и другие города. Протестантизм укрепился в Закарпатье, как и во всей Северной Венгрии. Центром протестантизма в XVII ст. стал город Дебрецен.

Столкновения между протестантами и католиками часто приводили к большим разрушениям, особенно в первой половине XVII ст. Для борьбы с протестантами в Закарпатье переселялись из Гуменного и других районов Словакии иезуитские ордена, повсеместно вводившие террор [2].

Силой оружия иезуиты отбирали от протестантов и возвращали католикам церкви с их имениями, а мирян заставляли раскаиваться. Идеологи контрреформации принимали решительные меры в отношении магнатов и немешей, переходивших к протестантизму; их обвиняли в измене, переходе на сторону турок, лишали поместий и привилегий. Протестантская церковь получила определенные права, а феодалам вернули землю и привилегии[4].

Следует подчеркнуть, что основная масса русинов и в первой половине XVII ст. протестантизма не приняла, от католицизма отклонялась. Они добивались греко-восточного вероисповедания, которое подчинялось Константинополю. Правда, русская церковь Закарпатья имела довольно широкие связи с Галицией. Волынью, Киевом и другими украинскими землями. Ставился вопрос о переподчинении восточной церкви Киеву, но условий для этого не было. В первой половине XVII в., когда греко-восточная церковь находилась в очень тяжелом положении, зародилось униатское движение в Закарпатье по примеру Берестейской унии 1546 [9]. В его основе – единство с Римским Престолом, стремление поднять культурный уровень и материальное положение греко-восточного духовенства к римско-католическому. Не исключаем мысли и о том, что Рим, идя навстречу идеям унии, стремился усилить свое влияние на Восток.

Подготовка к внедрению унии в Закарпатье проводилась еще с конца XVI в., и особенно активизировалась в первой половине XVII в. Вдохновителем ее был П.Пазмань — активный кальвинист, а позже и ревностный католик-иезуит. За проватиканскую деятельность он был назначен архиепископом и примасом католической церкви Венгрии.

Сначала он привлекал на сторону католицизма феодалов, бюргеров, немешел, а затем начал проводить активную работу и среди рядовых верующих. Однако заметных успехов влияния, особенно на крестьян и мещан, православного вероисповедания П. Пазмань и его единомышленники добиться не смогли. Украинское православное население не переходило в кальвинистскую веру, но не воспринимало и униатов [4]. Причины такого поведения правители видели, что среди католических миссионеров было немало выходцев из русинов (украинцев). Поэтому в 1603 году в Закарпатье был направлен один из ярых сторонников Ватикана, епископа Перемышлянского, поляка А. Крупецкого, который уже прославился как поборник унии на Галчини. Последний действовал совместно с графом Ю.Другетом, который в 1609 году вернулся в католицизм, и владельцем Гуменской доминии А.Гомонаем. Центром их деятельности стал Краснобридский монастырь. Однако уже через год, убедившись в подлинных целях А Крупецкого и его сообщников, население Восточной Словакии и Закарпатья наступило против зачинщиков униатства. Летом 1614 года в Краснобридском монастыре собралось более десяти тысяч православных, которые при попытке провозгласить унию забросали акрупецки камнями и прогнали с церковного двора. Посланник Ватикана — сообщник Ю.Другета и А.Гомоная позорно бежал в Перемышль [1]. Провалилась вторая попытка навязать унию.

Заключительный этап введения унии приходится на 30-40-е годы ХVІІ ст. Носителями идеологии униатства стали мукачевский епископ В. Тарасевич, выходец из Галиции, графиня Анна Другет — владелица Ужгородской доминии и Ягерский католический епископ Ю. Якушич, брат графини. Сначала В.Тарасевич выдал себя за сторонника Православия и сумел завоевать расположение протестанского князя Д.Ракоци, который, признавая его в 1634 году епископом, приказывал коменданту Мукачевской крепости Ивану Бадинту «оберегать от всех жестоких агрессоров».
Однако впоследствии В. Тарасевич переходит на сторону католиков, поскольку православие не давало ему ни права ни славы. Д. Ракоци обвинил епископа в измене, и 1 декабря 1640 приказал арестовать его. Почти два года отсидел в казематах Тарасевич, помилование которого просили несколько епископов (Ягерский, Саболчский, Трансильванский) и даже император Австрии Фердинанд III [5]. Епископ В. Тарасевич вышел на свободу и дал обещание Д. Ракоцивирно служить Православию. Однако и после этого В. Тарасевич все сделал для введения унии. Совместно с В. Тарасевичем действовали графиня АннаДругет, монах ордена Василия Великого П. Ростошинский, его подручные, члены ордена — Г. Кошович и Д. Корицкий. Сначала в преимуществах унии они убеждали духовенство Ужанского, а затем Березского и Мараморского комитатов.

Значительная работа проводилась и среди верующих. В начале 1646 г., по мнению графини А.Другет и ее единомышленников, условия для проведения унии назрели [10].

По приглашению графини А.Другет 26 апреля 1646 в Ужгородскую крепость начали сходиться священники и монахи. Ожидалось много делегатов, готовился не только молебен, но вкусный обед. Но вскоре стало очевидно, что делегатов не густо. Из священников Закарпатья, которых насчитывалось более тысячи, в Ужгород прибыло всего шестьдесят три [1].

Церемония провозглашения унии была торжественной: богослужение в церкви, посвящение нескольких священников и, наконец, провозглашение присоединения к Католической церкви. Унию было одобрено незначительным количеством священников и монахов. Народные массы в данной церемонии участия не принимали и практически ничего не знали. Условия унии: сохранение обрядности греческой церкви; избрание епископа епархии украинским духовенством с последующим утверждением Ватиканом; предоставление униатскому духовенству привилегий наравне с католиками; признание папы римского Вселенским пастырем церкви Христовой[5].

Таким образом Ужгородская уния была заключена на условиях, в которых переплетались элементы восточного и западного христианства. Среди них из православия были взяты: местный язык проведения богослужений, празднование восточных праздников и части обрядов, а из католицизма — символ веры, признание главой церкви папы римского. Иначе говоря, из восточного христианства была взята практика, из западного — теория и организационная структура. Именно это и определило название церкви: греко-католическая. Определяя причины заключения Ужгородской унии, необходимо глубоко проанализировать также социально-экономические и политические условия, в которых происходил этот акт, поскольку они дают более полный ответ на вопрос, с какой целью провозглашалась уния и кто в ней был заинтересован.

Можно однозначно утверждать, что на первых порах в унии были заинтересованы и работали в ее интересах верхушки — церковная и государственная власть. Относительно дать заключение унии хотела бы обратить внимание и на такую ​​деталь. В некоторых публикациях время этого акта датируется 24 апреля 1649 года.

Акт заключения унии неоднозначно был воспринят не только рядовыми верующими, но и духовенством. Много противоположных, а часто и даже исключающих друг друга оценок места и роли униатской церкви в истории Закарпатья. В публикациях роль церкви представляется исключительно в положительном плане, всячески критикуются исследователи, глубоко изучавшие историю униатства, базировав свои выводы на конкретных архивных материалах, воспоминаниях современников и т.д.

К сожалению, среди нынешних авторов есть и такие, которые, хотя имеют научные степени и звания, проблемами никогда не занимались. Большинство же современных защитников церкви, не имея нужных материалов, строят свои выводы исключительно на эмоциях, четко приспосабливаясь к конъюнктуре времени.

Глубокое изучение и анализ деятельности униатской церкви на основании такого критерия позволяет убедиться любому беспристрастному исследователю, что в ее истории были как положительные, так и негативные аспекты.

Во многих публикациях положительно оценивается культурно-образовательная деятельность церкви, ее роль в укреплении нравственности, духовности верующих и т.д. Действуя в течение длительного времени, имея влияние на большую часть населения края, хорошо подготовленные кадры, систематические издания, церковь действительно оказывала положительное влияние на многогранную жизнь населения края.

К этому следует добавить активное участие церкви в процессе возрождения региона в Европу, приобщение его к западноевропейской культуре. Такая деятельность вызвала решительный протест униатского духовенства.

По этому поводу приведу несколько малоизвестных примеров антинародной деятельности деятелей церкви. Это проявилось, прежде всего, в проведении политиков мадьяризации русинов епархии. Епископ С. Панкович первым основал, нарушая условия унии, проведение богослужений на венгерском языке, так как считал, что проведение их по восточным обычаям, что москвофильство, способствует укреплению православия и завязей с Россией. Его коллега Ю. Фирцак в пастырском послании требовал от верующих тщательно учить венгерский язык, чтобы в течение десяти лет второго тысячелетия увеличился контингент граждан венгерского языка.

Задачу своей деятельности он видел в том, чтобы в ближайшее время те греко-католики, которые были под его управлением, стали самыми широкими, преданными мадьярами. В решении униатских душ пастырей Нижневоротского округа от 27 марта 1915 г. была просьба о том, чтобы разрешили молиться в церквях на венгерском языке. Подобных примеров участия высших чинов униатской церкви в деятельности в пользу чужих государств можно привести многие. Наряду с религиозной, священнической и политической деятельностью, профессиональные активисты греко-католической церкви продолжали заниматься и во время пребывания Закарпатья в составе Чехословакии и оккупации его фашистской Венгрией.

Она включала активное участие в предвыборных и выборных кампаниях, работу в парламентах и ​​других органах управления, в общественных и политических организациях. Составляя немалую часть интеллигенции края, униатское духовенство всегда было на краю разноотраслевой деятельности. Таким образом, только комплексный анализ всех явлений, как положительных, так и негативных, по длительной деятельности униатской церкви даст возможность дать ей правильную оценку. Теперь, когда правительство независимой Украины приняло программу сближения Украины с Европой, нужно по-новому оценить и униатские соревнования украинского народа.

Эксклюзив

РудьШандор Рудь, для Newssky, Берегово

 

 

источники
1. Болдыжар М.М. Кто и для чего обеляет историю унии? . Ужгород "Карпаты", 1985.
2. Гранчак И . Патек В. Город над Ужом Ужгород, 1983. - С.40.
3. История Венгрии. – Т.1. – М., 1931. – С.299.
4. Кондратович И.История Подкарпатской Руси для народа / 1.Кондратович. - Ужгород. 1924. - С.50-51.
5. Лучкай М. История карпатских русинов. Ужгород, 1993. - С 176.
6. Magvarorszagtortenete. – И kot. Bp., 1964.
7. Meszaros К. Ungvartortenete. – Bp., 1973
8. Очерки истории Закарпатья. – T. 1. – Ужгород, 1993. – С.83.
9. Пекарь А.Ужгородская уния и ее создатели. Ужгород, 1996. - С. 248.


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: