Притча о мудрых и глупых девах

25.06.2023 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Притча о мудрых и неразумных девах является одной из самых известных притч Иисуса Христа, содержащейся в Новом Завете. Она говорит о том, как важно быть готовым в жизни к неожиданностям. Это также призывает нас быть верными на протяжении всей жизни. В современном быстротечном мире слишком легко попасть в бесконечный перечень задач и обязанностей, часто откладывая или умаляя вопросы веры. Однако учения Христа так прекрасно отражают необходимость всегда быть готовыми в нашей духовной жизни, чтобы мы не теряли божественные возможности, которые предлагает жизнь.

В Притче о мудрых и неразумных девах Иисус Христос рассказывает увлекательную историю, подчеркивающую важность духовной подготовки и преданных отношений с Богом. Эту интригующую притчу можно найти в Евангелии от Матфея 25:1-13, где Господь сравнивает десять дев, ожидающих прибытия жениха на пир. Пятеро из них были мудрыми и принесли дополнительное масло для своих светильников, в то время как остальные пятеро были глупыми и не принесли дополнительного масла. Приближаясь к вечеру, жених приходит поздно, и все десять дев засыпают. Когда, наконец, объявлено о прибытии жениха, мудрые девы могут зажечь свои светильники и присоединиться к пиру, но глупые вынуждены ссориться за масло, в конце концов проиграв праздник.

Лишь тогда, когда становится слишком поздно, глупые девы сознают, что у них нет масла. Она символизирует не Божью любовь к нам, которой никогда не хватает, а наш ответ на нее. От того, сколько даров и благодати Святого Духа мы обрели в течение нашей земной жизни, зависит, насколько мы позволили наполниться Им и вести себя Им. Никто не может одолжить нам это масло. Никто не может заменить нас в нашем личном ответе на любовь Божию.

Те, кто раньше был далек от жениха, в решающий момент окончательно отходят от Него. И те, кто любил Его и были с Ним сердцем, исполненным любви, наконец встречают Любовь своей жизни.

В нашей жизни настанет момент, когда дверь захлопнется, книга истории нашей жизни будет наконец закрыта, и тогда она пойдет в руки Судьи. Размышляя об этом сейчас, пока у нас есть время, мы хорошо используем настоящий момент – время, данное нам Богом (ср. Еф. 5, 16).

Давайте глубже погрузимся в понимание символики этой убедительной притчи. Вот четыре важных элемента этой истории:

Девы: они символизируют церковь или отдельного верующего.

Лампы: они – внешний свидетель нашей веры.

Масло: это символизирует Святой Дух, который дает нам способность сиять, когда мы живем христианской жизнью.

Жених: Это сам Иисус Христос, который вернется за верными последователями.

Когда мы исследуем значение этих элементов и их применение в нашей жизни, важно признать, что эта притча служит мощным напоминанием о необходимости духовной подготовки к возвращению Христа. Для верующих это значит развивать истинные отношения с Богом, быть наполненными Святым Духом и жить жизнью, проявляющей живую веру.

Но внимательно посмотрим на историко-культурный контекст притчи. Роль подружек невесты, приглашенных на еврейскую свадьбу, была очень почетной. Они сформировали свиту, чтобы сопровождать невесту по дороге на пир к дому жениха (ср. 1 Макк. 9:37 и далее). Он всегда проходил вечером, поэтому важную роль здесь играли светильники. Конечно, это были не маленькие масляные лампы, гасущие слабым пламенем и гаснущие от ветра, а скорее факелы, сделанные из древков, обмотанных тряпками, смоченными маслом, или с сосудом с маслом и фитилем, установленным на деревянном шесте. Такие факелы использовались во время процессий и для освещения больших внутренних помещений. Через некоторое время факелы угасали и их нужно было подкармливать, то есть добавлять свежее масло. Для того чтобы такие факелы могли гореть в течение многих часов празднования, необходимо было иметь достаточный запас топлива.

Иисус Христос называет своих учеников светом мира, который должен светить людям через их добрые дела и показывать Отца Небесного (ср. Мф 5, 14 и далее). Христиане являются детьми света и детьми дня, вооруженными верой, любовью и надеждой на спасение, охраняют всю ночь до дня Господня (ср. 1 Фес. 5, 2-8). Наша жизнь на земле есть выход (гр. exodos) к Нему. Следует заметить, что Господь Иисус не формулирует ни одного статического определения Царства Божьего, но дает правду о нем в форме многих динамических историй, в которых ответом на действие Бога является принятие или отвержение дара людьми. Подобно и нашей притче: Жених вот-вот придет, девы взяли светильники и вышли навстречу… Этот приход Жениха и вход с Ним на свадьбу требует подготовки и ожидания.

В Ветхом Завете образ брака был символом тесной связи между Богом и Его народом (Исаия 54:4 и далее; 62:5; Иес 16; Осии 2:21 и далее). С другой стороны, Новый Завет прямо говорит о супружеской любви и браке Христа с Церковью.

В Ветхом Завете светильник – многозначительный символ, указывающий, в частности, на Бога как источник духовного света: «ибо Ты, Господи, зажжешь светильник мой, Ты, Боже Мой, наполнишь светом мою тьму» (Пс. 17: 29). Подобно путнику в ночи, человек на своем пути руководствуется Словом Божиим: «Твое слово – светильник для ног моих, свет для моих троп» (Пс. 118:105). По словам премудрого Соломона, заповедь есть светильник, и поучение – свет (Притч. 6:23). В то же время дух человека, проверяющий все глубины сердца, тоже сравнивается со светильником (Притч. 20:27).

Горение светильника есть символ праведности, угасание – символ нечестия: свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает (Притч. 13: 9); да, свет у беззаконного погаснет, и не останется искры от огня его. Померкнет свет в шатре его, и светильник его погаснет над ним (ср. Иов 18:5-6). Потому что у злого нет будущего — светильник нечестивых погаснет (ср. Притч. 24:20).

В пророческих книгах светильник превращается в эсхатологический символ. Горение светильника становится символом славы Божией и спасения израильского народа: «Не буду молчать через Сион и не перестану через Иерусалим, пока не выйдет, как свет, праведность моя, и мое спасение загорится, как светильник» (Ис. 62:1). Напротив, прекращение света светильника символизирует день гнева Божия: «И уничтожу в них голос радости и голос веселья, голос молодого и голос молодой, запах мира и свет светильника» (Иер. 25:10).

Вся эта богатая символика скрыто присутствует в притче о десяти девах. Зажженные светильники – символ духовного напряжения и бодрствования, готовности к встрече с Сыном Человеческим, который может прийти в любую стражу ночи. Угасающие светильники наоборот — символ неготовности к этой встрече, безопасности и безответственности.

Именно в этом ключе следует понимать финальную сцену, в которой глупые девы пытаются проникнуть в дом, а жених отвечает им: не знаю вас. Некоторые современные читатели притчи видят в описанной ситуации отражение грубых обычаев патриархального общества. По их мнению, мудрые девы не проявляют солидарность с неразумными, тем самым не выполняя заповедь о любви к ближнему, а финальная сцена притчи представляет безобразное лицо общества, в котором женщина рассматривается как существо, пригодное исключительно к подчинению и замужеству.

Кажется, искать в притче тот или иной взгляд на положение женщины в обществе значит проходить мимо ее основного содержания. Речь в притче не идет ни о женских обычаях и обычаях, ни об отношении мужчин к женщинам, ни о месте женщины в обществе.

Две группы женщин в притче лишь символизируют разное отношение людей к своей ответственности перед Богом. Как кажется, равенство можно увидеть только в том, что каждый человек — независимо от пола — несет ответственность перед Богом за свою жизнь и свои поступки: одни проявляют себя мудрыми, другие — неразумными; одни держат светильники горящими, в других они затухают; одни помнят о Страшном суде, ждут его того, что его стремятся к нему, другие живут так, будто Страшного Суда не будет вообще.

Диалог между глупыми девами и женихом сознательно выдержан в тональности, которая должна напомнить звучание других наставлений Иисуса Христа. «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! — войдет в Царство Небесное, но тот, кто исполняет волю Отца Моего, Который на небесах. Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи, не Твоим ли именем мы прочили, не Твоим ли именем бесов мы изгоняли, не Твоим ли именем многочисленные чудеса творили? Тогда скажу им: Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня вы, делающие беззаконие! (Мф. 7:21–23).

Все эти наставления относятся к тому итогу человеческого бытия, которое всегда – явно или прикровенно – присутствует в проповеди Иисуса Христа.

Притча о десяти девах имеет богатую историю толкования в святоотеческой традиции. У греческих Отцов Церкви толкование часто основывается на созвучии двух слов: ἔλεος («милость», «милосердие», «сострадание») и λαιον («оливковое масло»). На этом основании под маслом в светильниках понимают дела милосердия, которые присутствовали у одной группы девственниц и отсутствовали у другой.

Святитель Иоанн Златоуст считает, что светильниками Спаситель называет «сам дар девства, чистоту святости», а под елеем понимает «человеколюбие, милосердие и помощь бедным». В образе опоздающего жениха Господь «показывает, что будет немалый промежуток времени, устраняя тем от учеников мысль о скором пришествии Его царства».

А образ спящих дев указывает на то, что смерть — это сон. Отсутствие масла в светильниках глупых дев свидетельствует об их скупости: «ибо нет ничего глупее тех, которые собирают здесь деньги, и отходят без всего туда, где особенно нужно человеколюбие и много елея». Отказ мудрых дев учит тому, что если мы не изменим наши собственные наши дела, «то никто не сможет помочь нам, и не тому, что не хочет, но потому, что не может».

Толкование блаженного Августина во многом схоже с толкованием Златоустого. Под светильниками он понимает добрые дела, под маслом – любовь. То, что все задремали и заснули, означает, что всех – и мудрых, и неразумных – ждет смерть. Отсутствие масла в лампах глупых дев — символ отсутствия любви в их сердцах. Светильники мудрых и глупых дев горели, но разным огнем: «не говорится ведь, что светильники погасли прежде, чем девы заснули. Светильники мудрых дев горели внутренним маслом, спокойной совестью, внутренней славой, сокровенной любовью. А светильники глупых дев тоже горели. Но как? Они горели, потому что хватало человеческих похвал. Но только после того, как они проснулись, то есть после воскресения из мертвых, они стали поправлять светильники свои, то есть стали готовиться дать отчет Богу о делах своих. А поскольку тогда никому будет хвалить их, то каждый станет самим собой, и не будет тогда никого, кто не думал бы о самом себе. Вот почему не нашлось тех, кто продал бы им масло… светильники их стали угасать, и тогда глупые девы обратились к девам умных… они просили того, к чему привыкли, — похвалы».

При этом, по мнению Илария Пиктавийского, пользовавшегося латинской версией евангельского текста, «невеста и невеста являют собой Господа нашего, Бога во плоти. И как Дух для плоти жених, так для Духа плоть невеста. Когда же загрустит труба громко, тогда выйдет она навстречу жениху: ведь они уже были одно, когда смирение плоти обратилось славой Духа». Промедление жениха – это время для раскаяния; поправка светильников – возвращение душ в свои тела, а их свечение – «сознание доброго дела, содержащееся в сосудах наших тел».
Далее всех в аллегоризации притчи последовал святитель Кирилл Александрийский. Под девицами он понимает это пять веков: детство, детство, юность, зрелость, старость. Тем, что все девы вышли с зажженными светильниками, показывается, что «все души были образованы Богом естественными и врожденными законами, а также писаными через Моисея законами». Сон и дрема – это смерть плоти, пробуждение – воскресение из мертвых и Страшный суд. Угасание светильников — состояние души, при котором она «начинает хмуриться, словно бы угасать, и приходить в безумие…».

Этот урок Иисус Христос высказал одним кратким призывом: бодрствуйте. Тот же призыв он трижды повторит в притче об ожиданиях хозяина дома (Мк. 13: 33, 35, 37), а затем дважды — в Гефсиманском саду (Мф. 26: 38, 41; Мк. 14:34, 38). Именно там данная притча обретает буквальный смысл, так как ученики, подобно десяти девам, засыпают, пока Учитель молится до кровавого пота (Ин. 22:44). На их примере мы снова убеждаемся в том, как тесно переплетаются элементы притчи с реальными событиями.

Размышляя над этой вечной притчей, не забывайте о ключевом сообщении, которое она передает: будем всегда готовы, бдительны и ответственны, потому что мы никогда не знаем, когда настанет наше время. Черпим вдохновение из мудрости мудрых дев, лелея непоколебимую веру и непреклонную преданность духовной готовности, чтобы мы также могли присоединиться к празднованию с нашим вечным Женихом, когда настанет этот момент для нас.

Притча о мудрых и глупых девах является примером того, как легко увязнуть и успокоиться в повседневной жизни, потерять чувство готовности и веры.

Когда мы самодовольны, мы часто забываем, что жизнь приносит много неожиданных сюрпризов, и если мы не готовы к ним, мы можем упустить ценные возможности. Притча напоминает нам о важности веры в будущее. Если мы терпеливы, имеем веру и остаемся непоколебимыми в своем желании, мы в конце концов сможем достичь желаемого.

Важно взять близко к сердцу притчу о мудрых и неразумных девах и использовать ее мораль, чтобы улучшить свою жизнь. Сохраняйте чувство настойчивости на протяжении всего нашего жизненного пути и помните, что вера есть ключ.

Когда мы помним о том, что нужно подготовиться к неожиданному, и остаемся верны своей вере, мы создаем для себя лучшую жизнь, а будущие возможности становятся более очевидными.

Условием готовности к встрече с Господом является не только вера, но и христианская жизнь, исполненная любви к ближнему. Если мы позволяем руководствоваться тем, что кажется более удобным, погоне за личной выгодой, наша жизнь становится бесплодной, и мы не запасаем масла для светильника нашей веры. Она угаснет во время пришествия Господа, а то и быстрее.

С другой стороны, если мы будем бдительны и стараемся творить добро через поступки любви, деление с ближним, служение нуждающимся, мы можем сохранять спокойствие, ожидая прихода жениха: Господь может прийти к нам в любой момент, и даже мысль о смерть пусть нас не пугает, потому что у нас есть растительное масло.

Пусть Дева Мария поможет нам сделать нашу веру еще более активной через любовь; чтобы наш светильник светил уже здесь, в этом земном паломничестве, а затем и вечно, на свадебном пиру в раю.

ИеромонахИеромонах Феофан (Скоробогатов) Полоцкий, доктор богословских наук.


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: