Почему Россия не третий Рим, а второй Карфаген?

03.11.2022 0 By NS.Writer

«Карфаген должен быть разрушен!» Всем знакома эта фраза, принадлежащая одному из римских политиков, Марку Порцию Катону, все свои выступления в Сенате всегда кончал именно ею. Должен быть разрушен! А почему вы знаете? Нет? То есть подлинную причину уничтожения Карфагена Римом знают очень мало. Также немногие знают, откуда появилось такое выражение, и то, что он имеет двойной смысл. Первый смысл — это призыв к борьбе с врагом или каким-либо препятствием чему-либо. А второй — это постоянное возвращение к одному и тому же вопросу, хотя речь идет совсем о другом.

Иллюстративное фото

Таковы в общих чертах данные истории и лингвистики, но в нашей статье мы рассмотрим некоторые историософские вопросы. Как известно, Швабростан гордо пытается присвоить себе название «Третий Рим», а вместо Рима. Россия стала вторым Карфагеном.

Обоснуем этот тезис. Карфагеняне были потомками жителей Ханаана – ближневосточного народа, упоминаемого в Библии. Из родных мест вблизи Иордана их вытеснили израильтяне. Благодаря своей энергии, предприимчивости и упорству ханаанцы, известные грекам как финикийцы, а римлянам — как пунийцы, постепенно расселились по берегам Средиземного моря, в западной его части.

Легенда о Карфагене начинается с финикийского города Тир, прекрасной принцессы Дидоны, измены, алчности, жажды власти, что, вместе взятое, утратило царскую семью. Спасая свою жизнь, Дидона бежала в никому не известную страну на севере Африки и там уговорила местных жителей продать ей участок земли, который можно накрыть кожей быка. Умная и хитрая Дидона разрезала шкуру быка на тончайшие полоски, связала их и разложила, отделив целую гору. На горе под руководством Дидоны была построена крепость Бирса, что означает кожа, а вокруг крепости разрастался город. Карт Хадашт - Новый город - Карфаген.

Датой основания Карфагена считается 814 год до н. проходили столетия, ситуация менялась. Главным противником Карфагена стал Рим. Численность армии карфагенян была меньше, но у Карфагена был мощнейший флот античности, несколько веков Карфаген доминировал в Средиземном море.

Многие историки, сравнивая Рим и Карфаген того времени, проводят параллели между СССР и США в период Холодной войны. На наш взгляд, не совсем удачное сравнение, но тем не менее оно имеет право на существование и частично отражает суть длительного конфликта. Но вернемся к истории.

На разных берегах Средиземноморья существовали две настолько разные цивилизации, что противостояния между ними просто не могло не быть. Что и вылилось в ряд Пуничных войн, продолжавшихся гораздо больше века. Причем речь идет именно о противостоянии цивилизаций, а не о территориальных спорах или каких-либо конфликтах интересов — это очень важно понимать.

Войны было три. Причиной первой (264-241 до н.э.) был спор о владении Сицилией. В результате Сицилия, Сардиния, Корсика и расположенные вокруг них малые острова перешли под власть Рима. Вторая (218–201 до н.э.) началась в Испании, за влияние на юго-востоке которой претендовали как Рим, так и Карфаген. Именно в этой войне прозвучало имя Ганнибала, признанного величайшим полководцем древности, и произошло сражение при Каннах, одна из самых известных в истории войн. В результате этой войны Карфаген потерпел поражение и фактически не является великим государством.

Боевые действия продолжались с меняющимся успехом — как на территориях, подконтрольных Риму, так и на землях Карфагена, и всегда заканчивались подписанием того или иного мирного договора.

И вот здесь мы подходим к самому главному — все мирные соглашения всегда первым нарушал именно Карфаген. На что Рим реагировал также всегда одинаково и предсказуемо – развязыванием очередной военной кампании. Для Рима, для его Сената, для аристократии и простого римского народа это была единственно возможная реакция на нарушение договора: Римская республика все же была в этом смысле настоящим правовым государством — закон и договор больше всего! В отличие от Карфагена, где оправданием каких-либо нарушений договорных обязательств служила мгновенная выгода или прибыль в перспективе. Чувствуете разницу подхода?

Договороспособность – вот ключ к пониманию причин уничтожения Карфагена! А точнее – ее отсутствие у карфагенян. Другая шкала ценностей, другие приоритеты, другой менталитет – здесь уж действительно ничего не поделаешь. Если невозможно договориться, единственный путь разрешения конфликта — это только физическое уничтожение другого участника конфликта, которое и было сделано Римом.

Третья война (149–146 до н.э.) началась по наущению Марка Катона Старшего, опасавшегося возрождения Карфагена. Она проходила на территории Северной Африки. Осада Карфагена длилась три года. Наконец город упал, был полностью разрушен, перестал существовать, население продано в рабство. На месте Карфагена Рим создал свою провинцию.

Представим себе масштаб этой разрушительной работы: население Карфагена приближалось в ту пору к 700 тысячам человек, а площадь города составляла около 20 квадратных километров. Так закончилась III Пуническая война, знакомая нам (по крайней мере, людям старшего поколения) по школьному курсу истории.

Более ста лет земля Карфагена пустовала. Но слишком удобным был залив на севере Африки для торгового и военного порта; слишком выгодно было его геополитическое, как сказали бы сейчас, положение. И вот, в 29 г. до н. Юлий Цезарь велел на месте Карфагена устроить колониальный город с прямыми улицами, амфитеатром, форумом, термами и другими признаками римской цивилизации. Однако просуществовал новый город не так долго, как его предшественник.

В первые века нашей эры карфагенские школы риторики, грамматики и философии пользовались большой популярностью. Карфаген – этот «африканский Рим» – соперничал с Александрией по богатству и уровню Просвещения. Но в 439 г. н. он был захвачен и разграблен вандалами. На целых сто лет Карфаген стал столицей их королевства. В 533 году, покоренный византийским полководцем Велизарием, Карфаген стал резиденцией константинопольского наместника, получив новое имя – Юстиниана.

В самом конце VII века арабы-мусульмане с непостижимой скоростью завоевали почти всю Северную Африку. Большой город с тысячелетней историей был снова стерт с лица земли и больше не возродился. Но Карфаген таки не забыт. Туристам в Тунисе говорят: «здесь был большой город Карфаген. К сожалению, ни одного даже маленького старинного здания не сохранилось, есть всего несколько целых колонн».

Причиной столкновения Рима с Карфагеном были не только экономические противоречия, но идеолого-религиозные разногласия. Римляне ненавидели их из-за религии. Точнее, из-за практики массовых жертвоприношений детей.

Дело в том, что Карфаген унаследовал древние обычаи финикийцев, давно изжитых самому на Ближнем Востоке. А обычаи эти были жуткие. Для римлянина античного периода убийства не были чем-то чрезвычайным. Гладиаторы сотнями убивали друг друга на цирковых аренах в утешение публики. Интрига, заговор и убийство были обычным делом в Древнем Риме. И все же карфагенская практика жертвоприношений вызвала отвращение и ужас как у плебеев, так и у патрициев.

В Карфагене жертвоприношение детей связывают с попыткой умилостивить богов во время испытаний. Особо почитаемой жертвой считались дети аристократов, из них в случаях особой опасности осуществляли гекатомбы, как, например, это имело место при осаде Карфагена Агафоклом. Такие гекатомбы были нередки и в обычное время. Дети ложились на протянутые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер; крики заглушались танцем и звуками ритуальной музыки.

Диодор Сицилийский рассказал, что жители Карфагена, видя, что их городу угрожает опасность после событий 310 г. до н.э., принесли в жертву «Кроносу» сотни своих детей, чтобы предотвратить беду. Причину последней приписывали ярости Кроноса (точнее Ваала), который сердился на карфагенян, переставших жертвовать ему своих первенцев, заменяя их покупаемыми детьми. По сообщению Диодора, карфагеняне принесли тогда в жертву 200 детей из самых знатных семей города, в которые другие граждане добровольно прибавили еще 300 детей. При раскопках карфагенского города Сусс были найдены остатки места жертвоприношений. Археологи нашли место, где были найдены урны с обугленными остатками животных и маленьких детей. Около 20 тысяч детей были принесены в жертву за 000 лет. Хотя, может быть, это было детское кладбище.

Хотим обратно в прошлое, бьется в истерике Россия, отправляя своих детей в огонь.

Приведем параллели. Для современной России характерны и недоговороспособность, и массовые гетакомбы, замаскированные под мобилизацию, и массовые зомбирования при проведении политических акций, а также экспансионистские замашки.

Если сопоставлять Украину с Римом, то мы найдем здесь многовековые воинские традиции, верность слову, гостеприимство, свободолюбивый дух, развитое христианство, категорическое неприятие азиатчины.

В оригинале фраза "Карфаген должен быть разрушенным" выглядит так: "Carthago delenda est". И римский сенатор Катон, с маниакальным упорством повторяя эту фразу в конце каждого своего выступления, о чем бы перед этим он ни говорил, выглядит каким-то придурком, которому просто очень хочется, чтобы Карфаген исчез с лица земли. О чем же говорит Катон на самом деле?

А правильный перевод трех слов Катона на украинский язык выглядит так: «если не разрушить Карфаген, мы все погибнем». Вот так. "Карфаген должен быть разрушен", или "если не разрушить Карфаген, мы все погибнем". Как говорится, почувствуйте разницу. Катон говорил о смертельной угрозе, нависшей над Римом и римским народом. О том, что Отчизна в опасности, о том, что если не принять меры, городу и народу грозит гибель. А совсем не излагал свои мизантропические взгляды.

И какая же опасность угрожала могущественному Риму? Именно опасность заключалась в торгашеской сущности карфагенян. Именно от нее исходила опасность для Рима. Ибо гражданин Рима, перенявший от карфагенян человеконенавистнический взгляд на мир, становился опасным для государства. Это было одной из причин, почему только уничтожение Карфагена позволило покончить с бесконечными войнами.

Когда кончится нынешняя война? Вопрос, который с момента полномасштабного российского вторжения каждый день задают себе украинцы. Кто только не пытался ответить на него — от авторитетных генералов и офицеров до откровенно диванных дилетантов. Не являясь среди первых и не желая уподобляться вторым, посильные рассуждения все же выскажем и мы.

Было бы безответственно называть дату или месяц, в котором прекратятся боевые действия. Принципиально другое — при каких условиях украинцы смогут утверждать, что война с Россией закончилась. На эту тему постоянно выступают высокие главы государства, выдвигая достаточно амбициозные (и это хорошо!) планы. Несмотря на отличия в отдельных нюансах в их выступлениях, главное мнение общее — условием переговоров с РФ является восстановление Украиной контроля за своей государственной территорией в международно-признанных границах 1991 года.

Стоит вспомнить, что полномасштабной агрессии в этом году предшествовало признание Россией так называемых «ДНР» и «ЛНР», что автоматически означало отказ Москвы от Минских договоренностей (вот параллель с Карфагеном!). И этот факт, безусловно, развязывает Украине руки по делу отвоевания временно оккупированных врагом территорий без различения «старооккупированных» (еще в 2014–2015 гг.) и «новооккупированных» (после 24 февраля). Поэтому решительные освободительные заявления руководителей государства выглядят вполне реалистично.

Позволим себе уверенно утверждать, что все временно оккупированные украинские земли обязательно будут освобождены. Об этом свидетельствует множество факторов, рассмотрение которых не входит в цель этой статьи. Но что дальше?

Правы Валерий Залужный и Михаил Забродский, отмечая, что, даже вернув себе Крым, Украина не будет застрахована от дальнейших ракетных ударов рашистов — уже с территории Ростовской области или Краснодарского края. Поэтому важно максимальное истощение российской армии, уничтожение ее техники и живой силы. Уже сейчас в относительно тыловых центральных и западных областях частота воздушных тревог значительно уменьшилась по сравнению с весной. Но дальше страдают от ракетных ударов Харьков, Николаев, Запорожье, Кривой Рог… Даже после восстановления Украиной контроля над всей ее территорией проблема предотвращения российских обстрелов — по крайней мере, приграничных регионов — еще остается актуальной.

Все меньше наших соотечественников наивно считает, что, отступив с территории Украины, Россия окончательно остановится на попытках ее покорения и, потому что не удается покорить, уничтожение. Поэтому необходимо устранять саму возможность восстановления кремлевскими главарями военного потенциала рашистской армии, существенно уменьшенного благодаря доблестным ВСУ. Как устранять? — И по дипломатическому пути, убеждая лидеров Западного мира продлевать санкции против РФ даже после окончания активной фазы боевых действий. И из-за внутриполитических мер — необходимый весомый антикоррупционный прорыв, который позволит нашим западным союзникам видеть в украинских властях надежного партнера. И, наконец, никто теперь не исключает военный путь — на международном уровне фактически признано, что Украина имеет право ликвидировать какие-либо очаги опасности для своей территории и населения, где бы они ни находились.

Эта опасность возникла не в конце прошлого года, когда началось резкое накопление рашистских войск в приграничных с Украиной районах России и Белоруссии. И не в 2014 году, когда началась непрерывно продолжающаяся нынешняя война. Даже не в 2000-м, когда к власти в Кремле пришел Путин. Агрессивные намерения Москвы оказались сразу после провозглашения независимости Украины, когда уже на следующий день в Киев срочно прибыл «великий демократ», тогдашний глава Ленинграда — Санкт-Петербурга господин Собчак выяснять с украинским руководством вопросы принадлежности Крыма.

Понятно, что ослабленная распадом Советского Союза Россия в 90-е еще не могла свои имперские желания воплощать в жизнь — стоял даже вопрос сохранения территориальной целостности ее самой, ведь войну за независимость вела — и до некоторого времени небезуспешно — бросившая вызов в маленькую Ичкерию. монстровые. К тому же, объективно говоря, ельцинское правление было сравнительно либеральным, о чем свидетельствует, между прочим, хасавюртовское российско-чеченское соглашение. Путин же с самого начала стал наводить так называемый «конституционный порядок» в Ичкерии. Следующей была Грузия. Следовательно, дошла очередь и до Украины.

Так что теперь? Sapienti sat – разумному достаточно. Вспомним, как устранялась опасность ремилитаризации Германии в 1945-м. Как тогда досталось главному центру принятия решений нацистской верхушкой. А Путин, как мы уже утверждали, значительно хуже Гитлера. Поэтому его центры принятия решений нельзя держать в покое и подавно. Carthago delenda est Карфаген должен быть разрушен. Тогда наша Победа будет полной. Тогда и кончится война.

Эксклюзив

Михаил Горбенко, Юрий Луганский, политологи-обозреватели

 


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: