РПЦ vs ПЦУ: в поисках «православия с человеческим лицом»

29.02.2020 0 Редакция NS.Writer

Очень много людей мыслят о церкви юрисдикционно. Они, наверное, представляют себе это так. Где-то на входе в Царствие Небесное есть закрытый список принадлежащих к одной или нескольким правильным юрисдикциям и пускают строго по этому списку. Нет ничего важнее, чем записаться вовремя. Ну, может быть, есть еще список юрисдикций второго разряда, людей из него пускают за особые заслуги или в порядке особого снисхождения. По-моему, так устроены были советские спецраспределители, а не Царствие.

Андрей Десницкий, теолог-библеист.

РПЦ vs ПЦУ : в поисках «православия с человеческим лицом»

Много уже писалось на тему, что достигла ПЦУ через год после получения Томоса, о переходах из МП к нам, о причинах переходов. Но как пастырь, я должен отметить одну вещь, на которую, как правило, не обращают внимания психологи и социологи. Христианин, меняя свою юрисдикцию (переходя в другую православную организацию) или даже конфессиональную принадлежность, очень редко думает о догматах и иных проблемах небесных, обычно ищут более подходящего социально-психологического климата, включая понимание приятие, решение проблем, в целом более здоровой атмосферы. Поэтому при сопоставлении РПЦ МП и ПЦУ я хотел бы в первую очередь раскрыть именно эти аспекты. Причем осветить именно те, что, как говорится, лежит на поверхности. Поэтому, если я нечто упущу, то Бог даст, в следующих очерках, то и раскрою.

По наблюдениям многих, в Мордоре РПЦ МП не хочет замечать свои «болячки». Уверенные в своей неодолимости как Тела Христова церковные люди легкомысленно распространяют эту уверенность и на церковную структуру, в которой, кроме Божественного одухотворения, со всей силой проявляет себя и действует человеческое начало, подверженное искушениям, грехопадениям и отпадениям. В современных условиях Церкви надлежит не превозноситься, а учиться смирению и кротости, следуя примеру Того, Кто по слову пророка «…трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис 42:3).

Москва индифферентна в вопросах веры, и именно потому в идеологии православных фундаменталистов РПЦ, ислам и сталинизм оказываются в «одном окопе», а греко-католики, украинцы, западные православные и другие христиане, а также баптисты и ЛГБТ — в другом.

Мы четко видим, как кремлевские идеологи и попы РПЦ МП разжигают именно межрелигиозную рознь и сеют ненависть. Это целенаправленная политика этих людей уже много лет. Если бы Путин ее не поддерживал, он мог бы ей воспрепятствовать давно.

Соответственно в РПЦ МП критикующих Гундяева намного меньше, чем в процентном соотношении католиков, критикующих Папу Римского.

А большинство россиян, и большинство православных в России следуют не догматическому учению исторического православия, а этатистской идеологии (государство — все, человек — ничто) завернутой в фантик из православной лексики. Вот факт. И в упор «не видят» моментов того, где этатистская идеология вступает в прямое и неразрешимое противоречие с Христианской верой.

А это приводит к зарождению как в прихрамовой среде, так и в недрах самих православных общин плевел политического экстремизма. Радикальные группировки православных фанатиков не самозародились из грязного белья. Это плод многолетней пропаганды РПЦ МП, а теперь и кремлевских идеологов типа Старикова и Дугина. И не на почве местной «махновщины» они «само-зародились», а в большинстве своем это одержимые ненавистью и оболваненные кремлевской идеологией россияне, приехавшие воевать за миф о никогда не существовавшей «Святой Руси» против истинной Руси-Украины в Крыму и на Донбассе.

А происходит это от того, что РПЦ МП сегодня — КПСС вчера. То есть не вера, а советская идеология в новой упаковке. Креатура Сталина — и та, и другая. Сталин сдох, а трупная отрыжка осталась. И сейчас большинству чад РПЦ невозможно объяснить, почему толпа кричащих «Джизас-Джизас» гораздо менее опасна, чем толпа орущая «Джихад-джихад». Ибо они вослед апостату Дугину готовы повторять бесовские байки о цивилизационной близости православия и ислама и гнилом Западе. И добьются того, что Третий Рим станет вторым Стамбулом, а Храм Христа Спасителя переделают в мечеть Исы-пророка.

Мне кажется удивительным, в частности, как люди (прихожане РПЦ МП), называющие себя христианами и заявляющие, что смотрят на мир с церковных позиций, настолько превозносятся над другими народами (прежде всего над украинцами), что даже приблизительно не хотят ставить нашу историю, нашу географию, наши страдания, наш опыт рядом с собственными. Чтобы на одном уровне или выше — и речи не идет.

А объяснить подобное явление можно тем, что в РПЦ МП нет нормальной веры во Христа, и Он там и близко не гулял. «То есть никто, казалось бы, не отрекается от Христа и не забывает о Нем. Но и не особенно вспоминает. Обрядовая сторона или культура, а в особенности политика настолько захватывают людей, что говорить о глубинных смыслах некогда, да и незачем. Христос — не в самом центре, а на заднем фоне…. Боюсь, известие о том, что спасает нас Сам Христос, а мы можем лишь своей жизнью принять или отвергнуть это спасение, окажется для многих православных христиан не то чтобы новшеством, нет… а некоей абстрактной информацией, никак не связанной с их повседневной жизнью, в том числе и духовной».

Христа в Мордоре не чтут, он им не нужен. А вторая причина заключается в том, что, что там уже давно господствует политика тотальной апологии, или тупейшие попытки растолковать, почему русских никто не любит.

Нетрудно заметить, что политика РПЦ в отношении с другими конфессиями и религиями легко описывается двумя словами «тотальная апология». Словно РПЦ взяла себе за правило утверждать «мы всегда правы, и неправы мы быть не можем. Аминь». Даже позорные страницы истории РПЦ, типа сотрудничества с НКВД, или преследования старообрядцев, либо полностью отрицаются, или экстренно переверстываются в «славные» и «героические» (как с тем же НКВД). Словно в руководстве РПЦ нету людей, рожденных женщинами на грешной земле, а все ответственные лица экспортируются непосредственно со страниц Четьих-Миней, — сборника житий святых.

Ну и когда очередной гламурный дольчегаббанистый «священник»-мажор на роскошном спорткаре совершает очередное ДТП, весь паблик РПЦ начинает дружно уверять, что «спорткар был ему подарен», и «он исполняет послушание». А когда с 26 камер наблюдения «чудотворно» исчезают записи, только протодиакон всея Орды Кураев позволяет себе откровенный комментарий на тему зажравшихся «священномажоров», обет «вольной Христа ради нищеты» которых включает в себя автопарк из спорткаров, апартаменты в центре самого дорогого города Европы (Москвы), и абонемент в элитные фитнес клубы.

Все понимают, что это ненормально, но бал правит «тотальная апология». Священномажор может быть им лично неприятен, но перед лицом «мира», будут доказывать правоту. Лгать будто никаких «священномажоров» не существует, хотя любой московский бизнесмен припомнит парочку священнослужителей обладающих автопарком спорткаров, и так же парочку «бизнес-батюшек» совмещающих священнослужение с владением сетью ресторанчиков или бутиков, а то и борделей.

А перед обществом рисуется слащаво-сусальный образ «идеальной РПЦ» в которой нет никаких внутренних проблем и царит сплошная гармония, и лишь внешние враги (раскольники и еретики) наводят «тень на плетень».

Мыслящая часть российского общества дружно осуждает РПЦ, за эту политику, но упускает из виду другую важную проблему.

Эта тотальная апология РПЦ питается извечной российской тотальной апологией истории России-Орды, как будто во главе государства всегда находятся люди, как минимум безошибочные в общеполитических вопросах.

Отсюда и возникает их мазохистки-холуйское преклонение перед Сталиным, великим губителем христианства. Думаю, лидеру РПЦ надо задуматься на счет реабилитации, а потом может и «канонизации» другого великого правителя, чьи несомненные великие успехи слегка омрачены злодействами.

Это Ирод Великий. Правивший своей страной больше тридцати лет. Обновивший Иерусалимский храм, проложивший дороги, построивший амфитеатры и бани, построивший город-порт Кесария Стратонова. Укрепивший фортификации Иерусалима, и организатор борьбы с голодом, вообще большой сторонник скреп и нацлидер. Крепил скрепы, гонял и убивал конкурирующих с храмовой религией религиозных вождей, обильно спонсировал Храм и Первосвященника. Ну а убийства подданных, в том числе собственных детей это так…. Главное ведь возрождение страны и модернизация. Укрепление Скреп и «вставание с колен».

Сталин вон вообще ни одного храма не построил, только разрушал, с голодом не боролся, а наоборот организовывал, и подданных убил в миллион раз больше… И такая похвала за возрождение страны и модернизацию от лидера РПЦ.

Ну и особенный факт, который должен радовать поклонников скреп, среди которых много антисемитов, Ирод Великий не был евреем, а наоборот идумеем, то есть этнически принадлежал к предкам палестинских арабов и жителей Иордании. А еще раввинов убивал. Тоже факт.

Словом, с точки зрения «скрепности» «канонизировать» необходимо.

Гундяев призвал «видеть хорошее», в советской эпохе. В действиях власти руки, которой по уши в крови нашего народа, причем именно лучших людей общества и лучших представителей духовенства в том числе.

| Newssky.com.ua

На это хочется ответить, что один австрийский художник, был очень талантлив. И даже неплохо продавал свои работы (вопреки мифу), пока его не призвали в армию, где он увлекся политическими идеями. Но что-то «трезво» его оценивать, чтобы «видеть и все хорошее», никто не спешит.

Делать утверждения про «не все же было плохо в СССР», на мой взгляд, то же самое, что на заявление о преступности Холокоста говорить, что эта собачка неплохо нарисована.

На этом социально-психологические проблемы РПЦ МП не исчерпываются. И справедливости ради стоит заметить, что от необразованности и алчности попов РПЦ погибло огромное количество и российских памятников культуры. Например, Толгская икона Богоматери XVI века и многие другие. Тупость, алчность и невежество, вместе способны разрушить что угодно.

Но алчность идет куда дальше. РПЦ продолжает в Европе отжимать недвижимость у других конфессий, в том числе и у других православных и издавать мегатоннами книжки с клеветой на другие конфессии.

О просвещении же приходится только мечтать. Единый катехизис православных так и не появится, зато появится с полтонны книжек о вреде ИНН, величии «православной геополитики» и необходимости под ружьем всех конвоировать в церковь.

Думающие православные на кухнях и в блогах будут всем этим возмущаться, но их, как водится, кроме них самих никто не услышит.

Другие же, паки весьма туповатые, чада РПЦ критикуют Алексиевич за фразу «Люди важнее идей». Напомню, что по христианскому вероучению, люди предназначены вечности «жизни будущего века», а идеи — нет, «ибо знание упразднится» а «вера исполнится».

А теперь поговорим о самом явном гнойнике московитов, о «старчестве». Различные церковные либералы мечтают об ограничении власти церковной иерархии в пользу стихийных религиозных лидеров, при этом мало кто из них учитывает тот факт, что фактически институт таких лидеров существует. В РПЦ это несомненно «старчество». Старчество не подчинено иерархии, но получает свой авторитет непосредственно от верующего народа. Признают массы верующих того или иного претендента на этот статус или нет, никакими документами не регламентируется. Старчество не знает гендерной ограниченности. В бестселлере, написанном духовником антихриста, лже —митрополитом Тихоном (известном также как подслушник Шептунов), книге, изданной миллионным тиражами «Несвятые святые» описаны «старицы», которые руководили духовной жизнью священников и совета которых искали даже епископы. Старчество не знает иерархической подчиненности.

Некий «эталонный старец» это конечно монах — затворник, при этом ведущий прием мирян. Но после ХХ века появилась масса старцев — мирян. Не обязательно монашествующих, но даже из числа женатых священников. Хорош этот феномен или не хорош, для этого текста не предмет обсуждения. И равно разные проявления этого феномена. «Киевскому православию в равной степени чужды церковный империализм и феномен старчества. Преодолению пагубных последствий последнего нам еще придется поучиться. Старчество — это полное делегирование принятия всех жизненных решений своему духовному наставнику. Чистый и дистиллированный патернализм. Доходит до того, что верующих учат со смирением принимать и исполнять все повеления духовника, даже самые абсурдные. Развился этот феномен в Российской империи в качестве одной из форм легитимизации политической лояльности по отношению к властям. Был позже экспортирован в Украину, Беларусь, Молдову, Грузию и даже Грецию… Почему это вредно и от этого нужно избавляться? Феномен старчества подавляет в человеке ответственность, он делает из него робота, который исполняет заданные команды. Такие граждане часто хотят „сильной руки“, „крепкого хозяйственника“, ностальгируют по СССР и голосуют за популистов. Просто потому, что они не привыкли думать, проверять, ставить под сомнение. Они привыкли слепо верить. В таком виде старчество очень опасно и не способствуют развитию общества и государства.» [1]. Мой тезис таков. Все попытки построить православную церковь в виде свободного союза общин, приведут к тому, что именно эти неформальные лидеры — старцы и старицы будут иметь гораздо более весомый авторитет. И вся структура, словно по замыслу Гитлера, превратится в сборище воюющих между собой сект.

Важно отметить, что украинское Православие не было заражено такой болезнью души, как инфантильная старцемания. Тут света явно больше. И больше ответственных людей.

Хотя и критиков хватает, причем не только обвинений в «расколе» и «предательстве». Недавно ренегат и «беженец» в кровавую Московию, прот. Ткачев, критикуя ПЦУ заявил, что лица архиереев ПЦУ, «как у трактористов и колхозников». И он прав. Я сам неоднократно замечал, что в Украине лица церковных иерархов (всех конфессий кроме УПЦ МП, да и у той не все) напрочь лишены того интуитивного ощущения, когда видишь от человека только выражение глаз, а парчовые ризы и роскошные панагии возникают как бы сами собой. Действительно наши иерархи похожи на людей, в отличие от большинства архиереев РПЦ МП, которые даже в бермудах и гавайке несут навеки впечатавшиеся в лица выражения надменной величавости.

Наши архиереи доступны, они открыты к общению, у нас не наблюдается «священно-мажоров» и не так много старцеманов, мы молимся на родном языке, и по-настоящему понимаем, Кто такой Христос, чтим и любим именно Его, а не патриотизм с «духовностью» и бред о собственном величии.

И есть шанс, что именно мы, с Божьей помощью, сохраним у себя Православие с человеческим лицом, а не со звериной харей мордоровского антихриста.

ИеромонахІєромонах Феофан Полоцький (Скоробогатов)

Доктор богословських наук


Поделиться статьей:

Подписаться на новости:




В тему: