Прагматичный Пакистан и распродажа в Афганистане

17.11.2022 0 By NS.Writer

Российская война в Украине была воспринята в Исламабаде как набор угроз и возможностей. Обе страны были критически важными для Пакистана импортерами пшеницы. Блокада Россией украинских портов вынудила Пакистан искать альтернативных поставщиков, с относительно высокими ценами. Вторжение России в Украину также привело к рекордному скачку цен на СПГ — и поставщики отказались от контрактов с Пакистаном, чтобы использовать более прибыльные европейские рынки. Пакистан также оказался вынужден закупать дорогой СПГ. Кроме того, прекратился импорт Пакистаном угля и стали из Украины. Это вызвало рост бюджетного дефицита, энергетический кризис и кризис в строительной отрасти. Также прекратился пакистанский экспорт в Украину, что нанесло дополнительный ущерб местной промышленности и экономике.

Иллюстративное фото

Одновременно выяснилось, что артиллерийские снаряды 122-мм HOW HE-D30 производства пакистанских артиллерийских заводов (POF) прекрасно подходят к пушкам советского образца, находящимся на вооружении Украины. Их поставки начались с 6 августа через пакистанскую авиабазу Нур-Хан силами Королевских ВВС Великобритании. Первая партия составила более 50 000 снарядов, и возможны новые поставки. Не исключены и поставки снарядов других калибров для пушек советского типа, изготовленных уже под заказ.

Что касается отношения к самому конфликту, то Пакистан, в целом, придерживается нейтральной позиции, а осуждая российскую агрессию использует это осуждение как отправную точку для аналогий с кашмирским вопросом, который он и втаскивает в обсуждение в блоке с украинским. Именно это случилось в ходе специальной сессии ГА ООН по российско-украинскому конфликту, которая превратилась в настоящую зону боевых действий между Индией и Пакистаном.

Афганистан: люди, флора, интересные ископаемые

Хотя талибы не спешат признавать российские «референдумы», они крайне заинтересованы в собственном признании, если не полномасштабном, то хотя бы де-факто, в том числе и РФ, но не только ею. Острая необходимость выйти из изоляции во многом определяет их действия.

В настоящее время Талибан, столкнувшийся с экономическим и гуманитарным кризисом, быстро сближается с Россией и Ираном. Туркменистан, как мы помним, тоже принял назначенного талибами посла, но возможности этой страны ограничиваются, по большей части организацией транзита. Так, до прихода к власти талибов Туркменистан был ведущим поставщиком бензина в Афганистан.

Крупнейшим торговым партнером Афганистана является Иран, за которым следуют Индия и Пакистан. Эти торговые отношения сложилась при предыдущем правительстве, поддерживаемом США, и не свернулись, несмотря на формальную непризнанность Талибана. Россия при предыдущем правительстве Афганистана не была для него важным торговым направлением.

Формально Россия не признает правительство талибов и считает Талибан террористической организацией. Но Москва неоднократно принимала у себя представителей талибов, и не закрыла посольство в Кабуле после смены власти в августе 2021 года.

В конце сентября в России побывал министр торговли и промышленности талибов Нооруддин Азизи. По результатам визита он заявил, что Афганистан будет ежегодно получать из России по миллиону тонн бензина и дизельного топлива, 500 тысяч тонн сжиженного газа и 2 миллиона тонн пшеницы. Это был не первый визит в РФ представителей Талибана: они участвовали в Санкт-Петербургском экономическом форуме и даже подписывали там соглашения с частными российскими компаниями в сельскохозяйственной сфере, при очевидной поддержке со стороны правительства России.

Но что Россия получит взамен от талибов, отчаянно нуждающихся в деньгах? Версия о «фруктах, орехах и лекарственных травах» звучит крайне неубедительно. Хотя, в том, что касается лекарственных трав, доля правды все-таки есть.

По факту Россия может получить от талибов следующее:

— Во-первых, усилить свое влияние в регионе, достигнув с талибами договоренности не нападать на страны ЦА, граничащие с Афганистаном, но не на все подряд, а только на лояльные РФ, с периодическим уточнением списка, по мере необходимости.

— Во-вторых Россия всегда стремилась притягивать к себе всякого рода радикалов по всему миру. К примеру, она помогала с дипломатическим представительством таким террористическим организациям как Хамас, Хезболла, а ранее, еще во времена СССР — практически всем террористам подряд, включая RAF и наиболее радикальные палестинские группировки. Талибану она тоже помогала, еще до его прихода к власти. С учетом нарастающего противостояния с Западом желание России получить влияние на разного рода вооруженных отморозков будет только расти.

В-третьих, это те самые лекарственные травы: опиумный мак и его производные. Как сообщает Управление ООН по наркотическим средствам, что с тех пор, как Талибан пришел к власти, производство мака в Афганистане увеличилось более чем на 30%, а доход от него утроился. Мак в Афганистане — практически монокультура, поскольку затраты на выращивание пшеницы втрое выше, а доходы — на порядок ниже. Никакие запреты тут не сработают, и выращивание мака можно только возглавить. Регулирование возможно, но и это стоит дорого: нужно крупно субсидировать выращивание других культур и жестоко карать нарушителей запрета. Карать талибы, конечно, могут…. но больше в пределах Кабула. При попытке уничтожать посевы мака где-то в глубинке их просто перебьют местные крестьяне. Без программ субсидирования со стороны государства крестьянин будет выращивать то, что принесет ему больший доход — а на субсидии у талибов денег нет.

Влезть в такую схему для Москвы очень соблазнительно. Стремление получить контроль над мировым рынком опиатов было главной причиной советско-афганской войны, которая была провальной для СССР, но очень успешной для КГБ СССР, превратившегося к тому времени в надгосударственную структуру. Советская спецслужба буквально озолотилась на той войне. Как результат, она оказалась хорошо подготовленной к постсоветской трансформации, в ходе которой сумела получить контроль и над существенной частью мирового кокаинового рынка. Путин, работавший тогда под крышей Собчака, начал свой взлет наверх именно на этом направлении.

Конечно, в настоящее время о полном контроле афганского героинового трафика, или даже большей его части Москвой речи уже нет. Но Кремль рассчитывает существенно заработать на этом, отчасти скомпенсировав санкционные потери. К тому же, в ряде случаев, получение санкционных товаров по героиновому бартеру может идти успешнее, чем за деньги.

В-четвертых — солдаты. По сообщениям ряда СМИ, частная военная компания «Вагнер» активно вербует обученных США афганских коммандос, оставшихся беспризорными после прихода талибов к власти, рассчитывая использовать их против Украины. Так, американский журнал «Foreign Policy» сообщал о таких предложениях, направленных бывшим членам легкого пехотного корпуса коммандос Национальной армии Афганистана, в котором насчитывалось около 20 000 человек.

В свою очередь талибы отводят России в своей дипломатии второстепенную роль. Лидеры талибов с россиянами не общаются, и не считают нужным выражать Москве открытую поддержку. На это есть очевидные причины — степень влияния. На Талибан влияет Пакистан, с которым у него старые контакты, влияет Иран, поскольку в Афганистане проживает огромное сообщество шиитов-хазарийцев, а у России прочных рычагов влияния на талибов, по сути, нет.

Вместе с тем, Афганистан обладает существенными минеральными ресурсами, включая медь, железную руду, золото, литий и кобальт, а также множество редкоземельных элементов. Правительственные агентства США оценили их стоимость более чем в $900 млрд., в то время как бывшее афганское правительство настаивало на цифре в $3 трлн. Реальная цифра лежит, вероятно, где-то посередине. Этот потенциал Афганистана вызывает живой интерес со стороны Китая, Индии и ряда других стран. Талибан ведет переговоры с Китаем о разработке медного проекта Айнак в провинции Логар. По данным Геологической службы США, месторождение Айнак является крупнейшим в Евразии неразработанным месторождением меди. Обе стороны заявили, что хотят начать разработку месторождения как можно скорее. Также официальный представитель Талибана недавно сообщил, что китайская государственная компания построит электростанцию на месторождении газа в провинции Джаузджан.

В ноябре 2021 года туркменские официальные лица вели переговоры с талибами, направленные на завершение строительства афганского участка газопровода ТАПИ, крупного проекта, предназначенного для транспортировки природного газа из Туркменистана в Пакистан и Индию через Афганистан, туркменский участок которого был завершен в 2019 году.

Также стало известно, что в конце ноября высокопоставленные представители талибов планируют встретиться в Катаре, на ЧМ-2022 по футболу с советником по национальной безопасности США Джеком Салливаном и заместителем директора ЦРУ Коэном. Американские официальные лица отправятся в Катар смотреть Кубок, но основной целью их поездки будет секретная встреча в Дохе.

Эксклюзив

Предыдущая часть

«Ильченко»Сергей Ильченко, для Newssky

 


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: