Молдова ни о чём. Поход в неизвестность

07.01.2023 0 By NS.Writer

С кем в принципе может воевать армия Молдовы?

Иллюстративное фото

Теоретически — с ПМР, но с ПМР Молдова воевать, и вообще серьезно ссориться не хочет, и не будет. У них есть серьезный общий бизнес. Вступать в НАТО, и становиться частью Альянса Молдова тоже не хочет. Между тем, по общепринятой практике, все страны-кандидаты сначала вступают в НАТО, и только потом в ЕС. Молдова же, как обычно, пытается перехитрить всех, и попользоваться всеми. Есть подозрение, что и в ЕС вступать она не очень хочет, поскольку это связано с целым рядом обременительных для Кишинева обязательств. В частности, ему придется закрыть проект «ПМР» — не обещать «решить проблему» неведомо когда, и не демонстрировать огромные, но бесполезные усилия, а действительно закрыть. Убив заодно все газовые, контрабандные, контрафактные и банковские схемы в треугольнике Молдова-ПМР-Россия. Этого Кишинев не хочет: зачем, спрашивается, ему такой ЕС и такое НАТО?

Затем, до середины декабря, в Молдове наступила небольшая пауза, хотя тоже довольно относительная. Илан Шор на которого сделала ставку Москва, отказавшаяся от Додона, тоже подустал в оппозиции и вынужденном изгнании, и намекнул протоевропейским властям в лице Санду-Гаврилицы на возможность договорного перемирия. Ответа пока не последовало, но переговоры под ковром, вероятно идут. Учитывая переменчивость Шора, перед Москвой снова встает вопрос поиске новой фигуры, на которую Кремль мог бы сделать ставку. Но выбирать почти не из чего: свежих лиц практически нет, а, те, что есть, затасканы до полного неприличия, и никуда не годятся. Вот, разве что, экс-социалист и нынешний примар (мэр) Кишинева Ион Чебан… Но и там есть свои сложности.

А с Шором дальше вышло вот что. Ранее в его ведение по команде из Москвы были переданы шесть телеканалов, обслуживавших Додона, пока того не вывели в тираж из-за бесперспективности. И, вот, как раз на изломе, когда Шор заметался, пытаясь делать Гаврилице то ли соблазнительные предложения, то ли строжайшие предостережения, вещание этих каналов в кабеле было прекращено. Решение об отзыве лицензии каналов Primul în Moldova, RTR-Moldova, NTV Moldova, Accent TV, TV6 и Orhei TV с 19 декабря на период ЧП вынесли 16. На период ЧП — это до февраля, если только ЧП не продлят. Но тут уж, как говорили в античной Спарте, «если».

Сейчас следим за руками — тут важны даты.

Итак,18 декабря министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну объявил об очередном успехе — о независимости Молдовы от российского газа. Соврал, конечно, но соврал красиво.

Действительно, в Молдову через Румынию подтянули азербайджанский газ. Но «газ» в Молдове — понятие вездесущее и растяжимое. Электроэнергию на МолдГРЭС тоже вырабатывают из газа, притом, российского. И Молдова живет в основном, на этой электроэнергии, потому что ее продают на пару евроцентов дешевле, чем Украина — оно и поятно, газ-то ворованный. Впрочем, фактор цены — официальная версия, а газовые схематозы мы уже обсудили, так что вы все поняли.

В тот же день, 18 декабря, на сайте СИБ (Службы информации и безопасности) Молдовы появилась информация о том, РФ рассматривает сценарий вторжения в Молдову в начале 2023 года. К сожалению, карта, позволяющая понять, откуда готовилось нападение, приложена на была. Объяснение же было дано такое: СИБ изучает разные сценарии развития событий, среди которых есть и такой, когда русские войска пытаются захватить север Украины и, в случае успеха, дойти до Молдовы. Версия эта, мягко говоря, выглядит сомнительно. Кроме того, не совсем понятно, а, что, делать Молдове, если такое случится? С ее нейтралитетом, слабой армией, нежеланием вступать в НАТО и значительной частью населения, обработанной российской пропагандой. Вступать в НАТО? Так Молдова в НАТО не хочет. Просить защиты у НАТО? С какой стати, если Молдова в нем не состоит. Просит защиты у Румынии? Она член НАТО и сама не может принимать такие решения. Оборонятся самостоятельно? Ну-ну…

Но глава СИБ Александр Мустяцэ в интервью телеканалу TVR Moldova был категоричен. «Вопрос не в том, предпримет ли Российская Федерация новое наступление в направлении молдавской территории, а в том, когда это произойдет: либо в начале года, в январе-феврале, либо позже — в марте-апреле. Но, судя по информации, которая есть у нас, Россия может пойти дальше, чтобы создать коридор с Приднестровским регионом, который является территорией Молдовы. Если это случится, можно будет сказать, что да, они собираются прийти сюда, соединиться. Что будет после этого, их намерения относительно Кишинева, мы можем обсуждать, но это реальный и очень высокий риск», — заявил Мустяцэ, напомнив, как водится, о «самом большом в Европе складе боеприпасов», расположенном в селе Колбасна в ПМР, который охраняют российские военные. («Очень тщательно», — подчеркнул он). И тут же предположил, что Россия «намерена использовать эти боеприпасы в возможной военной конфронтации», не уточняя, впрочем, где и с кем именно.

​​​​​​​Общее впечатление от этой истории неприятное: уж очень очевидна вся цепочка молдавской логики. Цепочка такая: инфляция и рост цен в Молдове выше, чем в воюющей Украине, но почему? Потому, что воюющей Украине помогает весь мир, а Молдова не воюет, и не хочет, и в НАТО не хочет — но хочет получать больше помощи. Называя вещи своими именами — получать на халяву. Что для этого нужно сделать? Нужно пробиться к украинскому пирогу, и получить свою долю, представив себя жертвой агрессии. Ну, или будущей жертвой. Как говорит эксперт Арестович — «через две-три недели максимум». В Молдове ведь тоже есть свои арестовичи, они везде есть.

Кроме того, нагнетая обстановку к февралю-марту, молдавское правительство получит дополнительный аргумент в пользу очередного продления режима ЧП. Такой режим укрепляет позиции слабой молдавской власти, развязывает ей руки для не вполне законных действий, и затрудняет противникам обсуждение ее провалов.

И 24 декабря Мустяцэ подыграла Россия. Заместитель Лаврова, Михаил Галузин, комментируя бухарестские заявления Нику Попеску заявил, что военная помощь Запада Кишиневу напоминает «освоение территории», а «накачивание Молдовы западным оружием может обернуться катастрофой». Галузину, паузы меря строго, ответил пресс-секретарь МИДЕИ Даниел Водэ, заявивший, что Молдова не боится российских угроз, поскольку она — «свободная страна и это наше решение как развивать нашу страну».

После такого акта несгибаемого мужества и бесстрашия перед лицом грядущей российской агрессии Молдове просто не смогут не оказать дополнительную помощь. То, что она бесстрашна только из-за спины Украины, ничего не значит. Может быть, Украина просто сдерживает Молдову, чтобы та, войдя в соприкосновение с российской армией, не погнала ее до самого Урала… только при условии получения помощи от Запада, ясное дело. И никаких обязательств относительно НАТО — ну, это мы помним.

Наконец, между 21 и 30 декабря в Молдове прошла декада борьбы с сепаратизмом.

21 декабря в график зимней сессии парламента внесли на рассмотрение поправки к УК о наказании за «сепаратизм» и «заговор против Молдовы», уже одобренные правительством и юридической комиссией парламента. Законопроект зарегистрировали 16 депутатов от правящей партии «Действие и солидарность» (PAS), включая председателя парламента Игоря Гросу и председателя юридической комиссии Олесю Стамате.

В для УК приготовили восемь новых статей, а также понятия «антиконституционный субъект» («структура, созданная на территории другого государства, с нарушением конституционных положений соответствующего государства, и непризнанную в соответствии с международными нормами»), «заговор против Молдовы» и «сепаратизм», как действия или призывы, направленные на то, чтобы «отделить часть Республики Молдова». За участие в «заговоре против Молдовы» полагалось давать от 2 до 7 лет лишения свободы, за сепаратизм от 2 до 5 лет, с применением насилия или оружия — от 7 до 12. Для юридических лиц предусматривались штрафы $3–15 тыс.

В целом, закон как закон, а для Молдовы — давно назревший. Ничего драконовско-ужасного в нем не было, хотя антиприднестровская нотка и чувствовалась очень явственно. И все ахнули: неужто власть и в самом деле возьмется за верхушку ПМР, на которой этот закон будет прописан огромными светящимися буквами, причем самыми тяжелыми его статьями.

И 23 декабря депутат от PAS и давний борец с сепаратизмом Оазу Нантой высказал в эфире TVR Moldova мнение, что не должны кишиневские власти решать приднестровский конфликт путем диалога с Тирасполем, а должны опираться на новый закон, когда тот будет принят. Поскольку режим в ПМР «не имеет права на существование».

Но уже не следующий день, 24, пресс-служба PAS заявила, что Нантой говорил от себя, и уклонился от генеральной линии партии, а Кишинев «полон решимости добиться реинтеграции страны путем дипломатии и диалога».

То есть, к функционерам ПМР новый закон применяться не будет? А разве это не будет означать еще одного шага на пути к ползучему признанию независимости ПМР от Молдовы?

И, наконец, 30 декабря поправки приняли в первом чтении. Несмотря на заявление пресс-службы PAS, осадившей Нантоя, это вызвало истерики в Тирасполе и Москве, но это были явно протокольные действия. Просто в такой ситуации положено прокричать «островок Русского мира в опасности» — и это прокричали. А так-то никаких реальных подвижек относительно возврата ПМР под молдавскую юрисдикцию ниоткуда не ожидается.

Эксклюзив

«Ильченко»Сергей Ильченко, обозреватель Newssky

Предыдущая часть


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: