Лиз Трасс, новый премьер Великобритании. Special edition для русских, уставших от Бориса Джонсона

08.09.2022 0 By NS.Writer

Серьёзных перемен политического курса Джонсона не ожидается, но ситуационные корректировки вполне возможны. Что касается Москвы, то женская рука Лиз, желающей походить на Маргарет Тэтчер, готова сделать ей больно намного сильнее, чем даже суровая длань Бориса.

Премьер Великобритании Лиз Трасс

Спустя два месяца после ухода Бориса Джонсона Великобритания получила нового премьер-министра: 47-летнюю Лиз Трасс, бывшую министром иностранных дел в правительстве Джонсона. В борьбе за премьерский пост Трасс одержала победу над Риши Сунаком, канцлером казначейства (министром финансов) в правительстве Джонсона, ушедшим в отставку 5 июля, сославшись на несогласие с экономической политикой премьера. Уход Сунака, а также Саджида Джавида с поста министра здравоохранения, и привели, в конечном итоге к отставке Джонсона.

Первоначально в гонке за кресло премьера лидировал Сунак, набравший в финальном туре голосования членов фракции Консервативной партии в Палате Общин 137 голосов против 113 у Трасс. Но в ходе голосования 172 437 членов Консервативной партии, Трасс вышла вперёд, набрав 57,4% голосов. Причиной проигрыша Сунака, по мнению большинства комментаторов, стала его критика в адрес Джонсона. Это даёт основания утверждать, что члены Консервативной партии хотели видеть в премьерском кресле несколько улучшенное издание прежнего премьера, без каких-либо принципиальных изменений.

Кроме того, Трасс сказала именно то, что хотели услышать члены её партии — она пообещала снизить налоги. В то же время Сунак заявлял, что, прежде чем думать о снижении налогов, нужно подавить инфляцию.

Конечно, члены Консервативной партии составляют только около 0,3% населения Великобритании. Они старше, богаче, на 95% белые, и более правые по взглядам, чем Британия в среднем. Но до ближайших выборов есть ещё время — они должны состояться в декабре 2024 — январе 2025 года. Трасс успеет скорректировать курс, чтобы понравиться беспартийным избирателям. Первые шаги в этом направлении она анонсировала уже при вступлении в должность.

Гибкая Лиз

Это свойство нового премьера отмечают и её сторонники, и критики. Росшая в семье, поддерживавшей левых, Трасс в детстве вместе с матерью участвовала в демонстрациях за ядерное разоружение и против политики Маргарет Тэтчер, ставшей впоследствии её кумиром. Но это случилось позже, а ещё студенткой Оксфордского университета Трасс возглавила отделение Либерально-демократической партии, и даже выступила с речью за освобождение домашних эльфов и отмену монархии на партийной конференции 1994 года.

Переход в ряды Консервативной партии, в 1996, Трасс объясняет наступившей зрелостью: «Некоторые люди увлекались в юности сексом, наркотиками и рок-н-роллом. У меня были либерал-демократы».

Поначалу карьера в рядах консерваторов шла у Трасс трудно. Избраться в Палату общин ей удалось только в 2010 году, после двух неудачных попыток. Наконец, 15 июля 2014 года она получила свой первый портфель – министра окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства в правительстве Дэвида Кэмерона.

Во время референдума о Brexit 2016 года Трасс выступала за сохранение членства Великобритании в ЕС, называя Brexit «тройной трагедией», за которую ратуют те, кто «витает в облаках». Но сегодня, шесть лет спустя, новый премьер выступает сторонником Brexit и рупором евроскептиков и тэтчеристов. Собственно, такая позиция и обеспечила ей премьерство. Трасс также была одним из немногих министров, не подавших в отставку в ходе кризиса кабинета Джонсона, ставшего следствием серии скандалов с его участием — и это тоже было зачтено ей в плюс.

Критики Трасс говорят о её готовности быстро и полностью занять любую позицию, которая ей подходит в данный момент. Отчасти это так: Трасс не склонна по характеру сотрясать основы и ломать старые порядки. Она человек системы, и готова прогнуться под неё, чтобы вписаться в правила игры, но саму систему будет защищать очень жёстко.

Как и Джонсон, Трасс известна дурашливо-шутливым поведением на публике, но уступает Борису в харизматичной привлекательности. Более того, хотя Трасс занимала шесть министерских постов при трёх премьерах, в том числе 11 месяцев была министром иностранных дел, и, в течение всей парламентской карьеры чаще многих других депутатов выступала перед активистами Консервативной партии, многие британцы признаются, что на самом деле её не знают. До некоторой степени причиной тому стала яркость Бориса Джонсона — бывшего мэра Лондона, газетного обозревателя и блестящего оратора, в тени которого Трасс пребывала на посту главы британского МИД.

Где не ступала нога белого человека

Трасс назначила Кваси Квартенга, потомка эмигрантов из Ганы, канцлером казначейства, и он стал первым темнокожим британцем, получившим эту должность. Десять лет назад Квартенг написал книгу о методах правления Британской империи в Ираке, Кашмире, Мьянме, Судане, Нигерии и Гонконге.

Новым министром иностранных дел стал Джеймс Клеверли, армейский резервист смешанной расы, мать которого родом из Сьерра-Леоне, а отец из Уилтшира, в 90 милях от Лондона. Ранее он публично говорил о том, что над ним издевались в школе из-за того, что он был ребёнком смешанной расы, и выступал на конференциях Консервативной партии с докладами о том, как ей заручиться поддержкой чернокожих избирателей.

Новым министром внутренних дел стала Суэлла Браверман, родители которой приехали в Великобританию в 1960-х годах из Кении и Маврикия.

«Новый кабинет — ещё одно напоминание о том, что люди любого происхождения могут далеко пойти в партии тори», — сказал газете Guardian Сэмюэл Касуму, бывший советник Джонсона по расовым вопросам. Впрочем, заголовок Daily Mail гласил: «Лиз Трасс наносит последние штрихи: белым людям не место на высоких государственных постах».

Преемница Джонсона

Всё, что говорила Трасс в ходе предвыборной кампании, в целом укладывается в рамки продолжения политики кабинета Бориса Джонсона. Но есть и некоторые нюансы.

Трасс пришла в премьерское кресло, в значительной степени, благодаря обещанию снизить налоги. Но, как уже сказано, избравшие её члены Консервативной партии не представляют собой срез всего британского общества. Британцы же в целом сейчас больше озабочены инфляцией и ростом цен на электроэнергию. Трасс вынуждена думать о расширении системы социальных гарантий. Это нехарактерно для сторонницы тэтчеризма, но ситуация не оставляет ей вариантов. Предстоит зима, когда счета за электроэнергию, и так достаточно высокие, могут вырасти на 80%; в июле инфляция достигла 40-летнего максимума в 10,1%, а Банк Англии прогнозирует затяжную рецессию к концу года.

Трасс пообещала, что принятие чрезвычайного бюджета станет первоочередной задачей её правительства. Она также намерена осуществить эмиссию в 130 млрд. фунтов для покрытия социальных расходов. Но такая эмиссия чревата новой волной инфляции, так что с экономическим блоком у нового премьера пока много неясного.

Серьёзные проблемы есть у Британии и в отношениях с ЕС.

  • Попытки Евросоюза найти альтернативу российским энергоносителям обращают взгляды европейцев на норвежский газ, но на него рассчитывает и Великобритания, а объёмы добычи ограничены.
  • Ещё в должности министра иностранных дел Лиз Трасс обещала быть «жёсткой», чтобы остановить растущее число мигрантов, проникающих в Великобританию через Ла-Манш, притом, как с мигрантами, так и с французскими властями. Но ситуация требует скорее не жёсткости, а тесного сотрудничества с Парижем по вопросам миграции, и с этим пока тоже все обстоит сложно.
  • Наконец, существует таможенная проблема Северной Ирландии, которая входит в состав Соединённого Королевства. Но после выхода Британии из Евросоюза Северная Ирландия фактически осталась в ЕС из-за нежелания сторон устанавливать охраняемую границу между ней и Ирландской Республикой (что было бы и нарушением перемирия в Ольстере).

В результате, согласно «Североирландскому протоколу», таможенная граница была образована пор морю — между двумя частями одного государства — Великобританией и Северной Ирландией.

Британское правительство намерено упростить процедуры перевоза товаров через границу, ввести в Северной Ирландии налоговые льготы, которые действуют по всей Великобритании и перенести решение торговых споров по Северной Ирландии из Евросоюза в независимый арбитраж. Против этого возражает Брюссель. Как будет разрешён спор пока неясно.

Помимо экономических проблем Великобритании, Трасс придётся бороться и с шотландским кризисом. Шотландская националистическая партия в следующем месяце ожидает слушаний в Верховном суде Великобритании по вопросу о том, может ли децентрализованное шотландское правительство провести референдум о независимости без согласия британского парламента. Положительное решение суда — а оно возможно, — поставит под вопрос судьбу Соединённого Королевства. Поддержка независимости Шотландии резко возросла в годы после Brexit, достигнув, согласно опросам, 55%.

Слегка Захарова сплясала, немного спел Сергей Лавров… И всё

«Борис Джонсон всей своей деятельностью на посту премьера и министра иностранных дел доказал, что это человек, который гонится прежде всего за внешними эффектами, держится за власть ради того, чтобы свою политическую карьеру всячески приподнимать… Ну, ушёл и ушёл! Все говорили, что надо Россию изолировать, а пока его собственная партия изолировала Джонсона», — заявляла два месяца назад «говорящая лошадь» российской дипломатии.

«Пока, лохматый клоун! Британский премьер Борис Джонсон уходит в отставку, якобы, из-за друга-гомосексуалиста. Но всему виной — его русофобский курс, который вверг Британию в глубокий кризис. Для выхода из пике им пора прекратить гадить России и начать решать внутренние проблемы», — торжествовал лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

В Москве давно ждали ухода Джонсона, и, вот, наконец, дождались. И получили Лиз Трасс, которая обещает быть «Джонсоном на 120%», ещё более непримиримым по отношению к России. Особенно это касается поддержки Украины — и для нас это отличная новость.

Агитируя за своё избрание, Трасс постоянно подчёркивала, что на посту премьера продолжит бескомпромиссно поддерживать Украину. С начала июня уже 4700 украинских военных прошли обучение на нескольких британских базах. Трасс твёрдо пообещала, что этот учебный процесс, волна за волной, продолжится до тех пор, пока Украина будет нуждаться в подготовке армейских кадров для борьбы с Россией.

Трасс также продемонстрировала редкую для западного политика твёрдость по отношению к российскому ядерному шантажу, напомнив расходившейся шпане из МИД РФ, что Великобритания имеет достаточное количество ядерных зарядов под своим управлением, и что решение об их применении по российской территории, в определённых обстоятельствах может быть принято очень оперативно, даже без консультаций с Вашингтоном. Зная поведение Трасс на предыдущих должностях, можно утверждать, что это не пустая угроза. При всей системности нового премьера, а, во многом, как раз по этой причине, ей хватит характера и решимости пойти до конца, действуя в рамках логики британской внешней политики. Вероятность команды нанести ядерный удар по России, поступившей от Трасс, при прочих равных условиях на порядок выше того, что такую команду отдаст Джо Байден.

Ряд аналитиков высказали мнение, что особенности характера Трасс увеличивает риск обмена ядерными ударами. Едва ли это так, поскольку психологический портрет Путина и его ближайшего окружения говорит об их трусости, и неготовности играть ва-банк. Шантажируя мир ядерной войной, они никогда не перейдут от угроз к действиям. Таким образом «фактор Трасс» стабилизирует ситуацию в украино-российском противостоянии и снизит риск ядерного конфликта.

Одновременно он будет способствовать дальнейшей консолидации вокруг Великобритании «супер-НАТО» — группы стран, столь же непримиримо настроенных по отношению к нацистской России. И первая ласточка в этом направлении уже пролетела: лидер польской правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский на экономическом форуме в польском городе Карпач заявил, что Польша может ориентироваться только на двух союзников — Украину и Великобританию. По словам Качиньского, «Украина выиграет войну, а мы будем рядом с Украиной».

Эксклюзив

«Ильченко»Сергей Ильченко, для Newssky

 


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: