«Атмосфера русофобии». Новый поворот в делах об отравлении Литвиненко и Скрипалей

22.09.2021 0 By NS.Writer

Плохих новостей много не бывает, и вторник, 21 сентября, не стал для российских властей исключением.

ns

Утром стало известно, что Великобритания предъявила обвинения третьему подозреваемому, который по мнению британской полиции, причастен к отравлению работавшего на британские спецслужбы экс-сотрудника Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ (ГРУ) Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в марте 2018 года нервнопаралитическим веществом «Новичок». В Лондоне считают, что этого человека зовут Денис Сергеев, однако он использует псевдоним «Сергей Федотов». Его имя звучало в прессе ещё в 2019 году, в частности, о фигуранте заявили расследователи интернет-издания Bellingcat. Якобы он является генерал-майором и служит в ГРУ. Именно Денис Сергеев мог руководить действиями двух других обвиняемых в отравлении Скрипалей.

Сообщается, что двое мужчин, которые использовали псевдонимы «Александр Петров» (Александр Мишкин) и «Руслан Боширов» (Анатолий Чепига), прилетели в аэропорт Гатвик 2 марта 2018 года. Денис Сергеев, который использовал документы на имя «Сергея Федотова», прилетел в Хитроу утром того же дня. 4 марта Анатолий Чепига и Александр Мишкин отправились в Солсбери, и в тот же день были отравлены Скрипали. Денис Сергеев в Солсбери не ездил — он находился в Лондоне. В последний момент он взял билет и улетел в Россию 4 марта в 13:45. Как сообщает полиция, двое других подозреваемых сели на рейс в 22:30. Британцы заявляют, что располагают достаточными доказательствами, чтобы утверждать — все трое действовали как одна команда, встречались в Лондоне несколько раз во время поездки.

Всем троим заочно предъявлено обвинение в заговоре с целью убийства, покушении на убийство, причинении тяжких телесных повреждений, использовании и хранении химического оружия. По сведениям британской полиции, обвиняемые скрываются на территории России, «есть доказательства, связывающие их с ГРУ». Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон потребовал от российских властей выдать отравителей Скрипалей. «Как вы знаете, нам удалось идентифицировать ещё одного подозреваемого по делу, касающемуся отравлений в Солсбери. Этого человека зовут Денис Сергеев. Хочу сказать по этому поводу лишь то, что, по нашему мнению, все подозреваемые должны быть выданы Великобритании и предстать перед правосудием», — сказал глава правительства.

В Москве на обвинения Лондона отреагировали традиционно — в духе «я не я, и лошадь не моя, и я не извозчик».

В частности, официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что «руководство Соединённого Королевства продолжает использовать „дело Скрипалей“ в качестве инструмента давления на нашу страну (Россию — прим. авт.), подспудно подогревая антироссийские настроения в британском обществе». По её словам, российские власти «решительно» осуждают «все попытки Лондона возложить на Москву ответственность за случившееся в Солсбери», настаивают «на профессиональном, объективном и непредвзятом расследовании инцидента», подтверждают «готовность к предметному взаимодействию по линии правоохранительных органов и соответствующих экспертов». «Россия, как и прежде, настроена на установление истины в произошедшем и будет продолжать требовать от властей Великобритании исчерпывающей официальной информации, а также выполнения своих международно-правовых обязательств в части предоставления консульского доступа к нашим согражданам. Пора уже Лондону рассказать международному сообществу правду», — считает Мария Захарова.

Вслед за новостью по делу об отравлении Скрипалей стало известно, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал ответственность России за отравление Александра Литвиненко, а также обязал её выплатить его вдове €100 тыс. в качестве компенсации морального вреда и €22,5 тыс. как компенсацию судебных издержек. Напомним, Литвиненко умер в ноябре 2006 года после отравления радиоактивным веществом полоний-210. Его смерть спровоцировала громкий международный скандал и охлаждение отношений между Великобританией и Россией. ЕСПЧ пришёл к выводу, что отравители действовали от имени российских властей. По мнению суда, у Москвы была возможность опровергнуть выводы британской полиции, однако российские власти не предприняли каких-либо попыток предоставить информацию, которая свидетельствовала бы об ошибочности версии Лондона.

Литвиненко работал в КГБ СССР, после распада Советского Союза — Федеральной службе безопасности России (ФСБ), где специализировался на борьбе с терроризмом и организованной преступностью и дослужился до чина подполковника. В 2000 году он уехал в Великобританию, так как опасался за свою безопасность. Говорят, когда ФСБ возглавил Владимир Путин, он разошёлся во взглядах с Александром Литвиненко, который начал раскрывать коррупцию внутри спецслужбы. Он также написал книгу «ФСБ взрывает Россию», на страницах которой обвинил российские власти в организации взрывов жилых домов осенью 1999 года, когда погибло 307 человек, ранения получили 1700 человек. Незадолго до смерти, Литвиненко получил британское гражданство, которое, однако, не защитило его от российских убийц. Британская полиция пришла к выводу, что непосредственными исполнителями убийства были экс-сотрудник российских спецслужб Андрей Луговой и бизнесмен Дмитрий Ковтун, которые, как сказано в материалах дела, «вероятно, действовали под руководством ФСБ и с одобрения главы этой организации Николая Патрушева и президента России Путина».

Россия отреагировала на решение ЕСПЧ, как и на обвинения по делу об отравлении Скрипалей. Официальный представитель МИД России считает, что «налицо ещё одно свидетельство того, что ЕСПЧ, позиционирующий себя в качестве международного судебного органа, стремится играть политическую роль и внести свою лепту в культивирование атмосферы русофобии». По её словам, «ранее ЕСПЧ обязался не рассматривать такие дела до вынесения им решения», и «поскольку жалоба „Литвиненко против России“ напрямую подпадает под предмет межгосударственного иска, вызывает недоумение непоследовательность Суда, который должен был приостановить её рассмотрение». «Считаем недопустимым применение ЕСПЧ различных подходов к идентичным ситуациям», — сказала Мария Захарова.

В свою очередь, пресс-секретарь президента России заявил, что считает выводы ЕСПЧ по делу Литвиненко голословными. «Мы не готовы прислушиваться к таким решениям», — сказал Дмитрий Песков. Однако отказываясь выполнять требования суда в Страсбурге, Москва играет с огнём — сколько верёвочке не виться, а конец всё равно будет. Россия является одним из лидеров в мире по числу жалоб, признанных ЕСПЧ нарушений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также по невыполнению требований суда. В то же время, юрисдикция международного суда распространяется на все государства-члены Совета Европы, которые ратифицировали Европейскую конвенцию. Невыполнение решений ЕСПЧ может (и должно) повлечь за собой исключение нарушителя из Совета Европы и, как следствие, дальнейшую изоляцию на международной арене Путина в частности и России в целом. Иначе, зачем тогда существуют международные суды, если их решения можно не выполнять — бесконтрольно и безнаказанно. Особенно, когда идёт речь о преступлениях против жизни и здоровья людей…

Лилия Корнилова для news.obozrevatel.com


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: