Иисус и иудеи. Размышления во время Рождественского поста

09.12.2023 0 By Writer.NS

Эксклюзив. Иудейский монотеизм достоин похвалы. Но он не мыслит Мессию, как Божественное воплощениие. Для иудеев Мессия — это их будущий политический лидер, который вернёт (что уже не раз произошло) Израильскому государству суверенитет и политическое могущество.

Но, разумеется, не о прощении грехов и вечном спасении (иными словами, блаженной жизни со Христом в раю) идёт речь. Именно отсюда и недоумение иудеев о Божественном статусе Спасителя. Кто может прощать грехи кроме одного только Бога?

По этой причине мы снова и снова возвращаемся к теме отпущения грехов и спасения. Хотя иудейская теология к началу первого века новой эры пришла к мысли, что источником прощения грехов и освящения является Бог, и жертвоприношения не являются гарантом спасения. (Ср:Пс. 50.«Всесожжения и жертвы не угодны Тебе, жертва Богу дух сокрушенный»).

Но представление о том, что Иисусу Христу будет дано право прощать грехи было ещё слишком «невместительно» для иудейской теологии. И это в очередной раз повод поговорить, почему иудеи не приняли Христа.

Тут стоит поговорить о иудейской религии вообще. Дело в том, что среди христиан «после Холокоста» бытует несколько наивно ложных представлений об иудаизме. И первое, это представление будто иудаизм — это такие «консервы» двухтысячелетней давности которые закатали в первом веке новой эры, и с той поры они «неизменны». Это довольно унизительная для иудейской религии характеристика отрицания их истории и теологического и религиозно-философского развития. История после первого столетия, была. Были взлёты и падения. Успехи и провалы.

Рассмотрим далее по пунктам.

Первое. Потому современный иудаизм —это далеко не консервы, а самостоятельная религия с множеством форм, течений и школ: от консервативных до модернистских, что признают женский раввинат и однополые браки. А, понятное дело, этого не могло быть в Римской империи во время земной жизни Господа Нашего Иисуса Христа. Большая ошибка считать, будто толкования и мнения современных иудейских теологов и философов — тождественны иудейской теологии первого века.
Второе. Другая ошибка отрицать христианское теологическое развитие. Хотя некоторые гипер-ультра-православные «теологи» провозглашают, что их современная теология — это «консервы» VII-IX веков, то есть Византии эпохи Вселенских Соборов и после.

Это тоже принципиально не верно.

И наконец третье. Глупо отрицать влияние эллинистической философской мысли и на иудейскую и на христианскую теологию и религиозную мысль. Всё равно, что уверять будто растения растут в воздухе, а не на почве. Как растение берет из окружающей среды все необходимые минералы и синтезирует с помощью света в свое «тело», так и теология питается тем, что может получить от окружающей среды, и с помощью Божественного Света синтезирует в своё «тело» интерпретации Божественного Откровения.

Когда мы говорим о Божественном воплощении, о Иисусе Христе, Сыне Божьем и Сыне Человеческом, конечно мы не обходимся без всего многовекового опыта теологии и философии, для понимания истины.

Строгий монотеизм иудеев кажется чем-то абсолютно верным, если оценивать его на фоне грубых суеверий язычников, особенно сиро- финикийских культов, порою весьма кровавых. Но при этом мы видим, как доведенный до абсолюта монотеизм начинает разрушать сам себя. То есть начинает диктовать Богу то, каким Он должен быть.

Например, ветхозаветный запрет на поклонение изображениям расширяется до запрета на изображения вообще. И даже находит псевдо-теологическое обоснование будто создание изображений — это подражание Творцу, а Творец — один и нет другого. При дальнейшем расширении должно прийти к запрету литературы, потому что литература — это тоже создание образов просто нематериальное, а информационное. С помощью слов.

То есть у любой заповеди надо видеть конечную цель. И такая вот «расширенная» интерпретация 1 заповеди, не даёт иудеям первого века принять Мессию — Господа Нашего Иисуса Христа. Наделение Христа Божественными атрибутами для них неприемлемо.

Напомню кратко один известный Евангельский эпизод. Исцеление расслабленного в Капернауме (Мф. 9, 1-8; Мк. 2, 1-12; Лк. 5, 17-26). Христос пришел в Капернаум; «и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово». Среди слушателей, — как свидетельствует евангелист Лука, — сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных«.

По-видимому, в это время Христос исцелил многих недужных, как Он делал это обыкновенно при стечении народа, но здесь синоптики подробно описывают чудо исцеления лишь одного расслабленного, которого внесли в дом через разобранную крышу и положили на пол пред Иисусом.

Об этом событии евангелисты рассказывают так: «…пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный». «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

Здесь, прежде всего, надо отметить, что Христос совершает чудо прощения грехов расслабленному по вере «их», т.е. по вере четырех принесших больного. Это есть могущественная «соборная вера», о которой впоследствии Господь сказал: «Если двое или трое согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного» (Мф. 18:19).

Самого больного Христос ободряет и милует властным словом: «дерзай, чадо!» (т. е. сын, дитя): — будь смелым в своей вере и надежде, не бойся ни необычайности условий, в которых ты оказался, ни этой толпы людей, которая тебя окружает; ты грешен, но твои грехи прощаются тебе по вере тех, кто тебя жалеет и любит, и по твоей собственной вере!

Услышав слово Христа о прощении грехов, фарисеи и законоучители заволновались и начали шептаться между собою, говоря сами в себе: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» — Эти люди не способны были ощутить в сердце своем присутствие среди них Самого Бога, а их религиозная догматика не допускала прощения грехов человеком — человеку.

С другой стороны, исцеление паралитика это не просто чудо, это обоснование претензии Иисуса Христа на Божественный статус (ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?). Сын Человеческий тут предстаёт повелителем материального мира. Тем, кто обладает возможностью проявлять Божественное всемогущество, как знак правдивости своих слов.
Но тут есть вопрос Веры. Апостол Павел пишет: «Итак, поймите, что никто, говорящий по побуждению Духа Божьего, не произнесет проклятия против Иисуса, и никто не признает, что Иисус есть Господь, если к этому его не побудит Святой Дух». (1 Кор. 12: 3). Распознание в Иисусе Христе Сына Божьего — результат «синергии», то есть сотрудничества разума человеческого с Благодатью Святого Духа. Если угодно сверхъестественное явление, акт пророчества. Тут ещё важно различить интеллектуальное согласие и «аминь» воли человека, полное схождение воли человеческой и воли Божией. Поскольку важно сохранить свободу воли человека, то это «схождение» осуществляется через веру.

С одной стороны, вера как Дар Святого Духа, а другой стороны Дар желанный и дающий удовлетворение внутреннего запроса человека. И дело в том, что людям профи — религиозным людям религии «святого алгоритма спасения» не нужен Бог. А тут, как не странно сходятся пои все течения современного иудаизма с ментальностью РПЦ МП имени Сталина. У них уже есть инструкция жизни, которую надо выполнить, и постоянно искать сотрудничества с Богом —их отвлекает от религиозной (точнее обрядово-ритуальной) жизни.

Это такой парадокс, как расширение заповеди начинает работать против цели заповеди. Под конец надо ответить на один важный вопрос.Почему иудеи отвергли Иисуса Христа? Не просто не приняли, а именно отвергли.

Ведь в истории иудаизма было несколько раввинов — авторитетных религиозных учителей которые претендовали на статус Мессии, и которых в таком качестве признавали их ученики. Причём такие были и в ХХ веке.
Такие иудейские теологи как Пинхас Полоский прямо сожалеет, что «иудаизм отверг великого рав Йешуа ха Ноцерет и великого рав Шауля из Тарса (ап. Павла)»

Ничто формально в рамках иудейской теологии не мешало принимать их как великих религиозных учителей, при этом не признавая претензию Иисуса Христа на статус Спасителя. Но иудейская религия именно отвергла Его. И более того стала развивать именно антихристианскую рефлексию с проклятиями в адрес «Назарянина» и Его последователей.

Как христианский теолог, я считаю, чир причина именно в том, что Иисус Христос — подлинный Мессия. Тот, кто принёс в мир Исполнение Божественного Откровения и услышал «Аминь» как знак категорического согласия от внешнего языческого эллинистического мира. Тот, Кто «заклал Левиафана для пира праведников» исполнил кашрут (а вы не знали, что кашрут должен быть отменен Мессией, и это исполнение кашрута). И даровал полное и несомненное отпущение грехов.

Но это все неинтересно тем, кто заменяет веру в Бога, ставшего человеком, «во всем подобным нам, кроме греха», на политическую демагогию. И в этом РПЦ МП имени Сталина повторяет все ошибки иудаизма. Велика вероятность, что именно они станут следующими, кто отвергнет Христа ради мнимого величия их земной «отчизны».

Яков Ясинский, богослов


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: