О сущности веры и конфессиональной исключительности. Эксклюзив

27.06.2021 0 By NS.Writer

«Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, а все это вам приложится» (Мф. 6: 22-34)

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Откуда произошло? - безвестный;
А сам по себе я быть не мог.

Твое детище я, творец!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтобы смертную бездну преходило
Мое бессмертное бытие.

Г.Р. Державин

Господь предлагает тему, которую очень часто довольно спекулятивно истолковывают. Действительно, человек очень детерминирован в этом мире. В принципе может окрасить волосы, но не может изменить их цвет. Но то, что может человек при этом гораздо больше, он может изменить вечную сущность своей души. Понимаю, звучит странно. Ограниченный временем и пространством человек может изменять какую-то вечную сущность. Именно в уникальном единстве телесности и духовности человека раскрывается ее сущность. С одной стороны, грубо говоря «не более чем животное, кем-то ранено в живот», но, с другой стороны, оно — носитель вечной души, призванной к вечному совершенству и вечному блаженству.

Временный прах и мыслящая плесень на одной из мелких планет во Вселенной, но, с другой стороны, вечная сущность, которая внутри превышает всю Вселенную. И полное ничтожество и бесконечное величие вместе в одном теле в одной личности. Это и есть человек. И дальше вопрос, зачем вечный дух человека закрыт в теле? Временном, болезненном и ограниченном.

Потому, что бы меняться. Вне этого ограничения он был бы неизменен. Но будучи покорен слабости и ограничен временем, он имеет возможность стать чем то, чем он до сих пор не был. Завтра стать лучше, чем вчера. Парадокс человека. И вот это временное должно послужить вечному.

Это не означает, что временное плохо само по себе, или должно быть пренебрежительно. Первое, телесность не должна считаться плохой сама по себе. Но не должно считаться и самодостаточным. В современном мире соцсетей, каждый поневоле – фотомодель. Для этого такое развитие культа тела за последние 20 лет. Диеты, планы тренировок и т.д. многим хочется обладать красивым, атлетическим телом. И эта полная самоидентификация с телом не здорова. Особенно когда приходит состояние «тела ради ощущения» или «тела ради красоты», вплоть до операций и регулярного отравления химическими препаратами. Но эта не здравость все же не лучше ситуации, когда, осуждая эту нездравость, растят пивное пузо и наживают диабет, поедая торты ложками. Необходимо должное отношение к телесности.

Тело – это хороший слуга, но плохой господин. И эта фраза, которую я переделал из фразы о «деньгах хороший слуга, но плохой господин» у одного из оптинских старцев. Подходит буквально ко всему в этом материальном мире. Еда-«хороший слуга но плохой господин» одежда, дом, спорт, армия, правительство, искусство… все что не Бог. Только Бог – это хороший господин, Только Бог есть Господь.

Во всей Библии мы указываем на важность доверия Богу. Но Библия также предупреждает нас, чтобы мы не надеялись на людей, богатство и самого себя, потому что такая надежда бесполезна. Доверие к Богу означает уверенность в благословении, потому что из этой уверенности развиваются очень благоприятные результаты. На этом чаянии базируются наши надежда, сила, покой и защищенность.

Полное доверие Богу – что это? Это не безопасность и не безразличие. Это не игнорирование каких-либо вещей и не высказывание типа: «Ах, я думаю, все будет в порядке». Беззаботно плыть по волнам жизненного моря тоже не означает надежды на Бога. Доверять все свободному течению обстоятельств тоже не надежды. Доверие – это всегда находиться в позитиве. Это не смутное представление, а ясное видение реальной действительности. Это состояние души и равновесие духа (ума). В надежде мы можем открыть наши потребности, осознавая всемогущество Бога. Надеяться – это значит протянуть свою руку к Богу; крепко за него держаться.

Душа, имеющая подлинную веру, не будет колебаться разными ветрами. Хотя волны высоко бьются об ее жизненный корабль, но они не способны потопить его. Кто надеется на Бога, тот укрепил свой якорь на скале силы Божией.

Доверять Богу – не значит закрыть глаза на действительность. Доверять – значит видеть реальное положение вещей. Речь идет не о слепом доверии. Мы видим трудности и опасности и верно оцениваем их. Доверие все взвешивает и направляет свой взгляд на Бога, на Своего всемогущего помощника. Это доверие осознает, что Бог могущественнее всех потребностей, и потому не боится их.

В доверии нет страха. Страх и доверие – две противоположности. Мы не можем иметь совершенного (полного) доверия, если у нас есть страх. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18). Если у нас есть доверие к Богу, то страх трансформируется в сознание безопасности. Есть много людей, которые часто находятся в болезненном страхе. Их жизнь наполнена страхами перед разными обстоятельствами. Это происходит от того, что у них мало внутреннего мира и отягощенное сердце.

Слова «ищите прежде царства (господства) Божия и справедливости его…» не обозначают, что нужно стать бомжами в лохмотьях и питаться помоями. Это означает, прежде всего, ориентацию на Бога. Стремление к господству Бога во всем. И в этом господстве Бога есть место всему, даже спорту, моде, и политике, если только они служат человеку, а не господствуют над ним.

Продолжим наши размышления. «Когда же Он вошел в Капернаум, то приблизился к Нему сотник и умолял Его, говоря: Господи, мой слуга лежит дома расслабленный, и страдающий тяжело. Он говорит ему: Я приду и исцелю его. А сотник Ему отвечал: недостоин я, Господи, чтобы Ты вошел под крышу мою. Ибо и я человек подвластный, и воинов под собой имею; и одному говорю: пойди то идет он, а потому: приди и приходит, или рабу своему: сделай то и он сделает. Услышав это, Иисус удивился и сказал тем, кто следовал за Ним: истинно говорю вам: даже среди Израиля Я не нашел такой великой веры. Говорю же вам, что многие придут от востока и заката и засядут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом. Сыновья же Царства повержены будут во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов…»

Жуткие слова: «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф 8: 5-12).

Это повод поговорить о конфессиональный эксклюзивизм, основная духовная болезнь РПЦ МП, РПЦвУ да еще там разных сектантов, то есть представление, что Бог действует только и исключительно в рамках нашей конфессии. Однажды ко мне подошел молодой парень, студент-правовед, и спросил:
«Отче Феофане, а какие, на ваш взгляд, основные признаки секты?» Я перечислил, привел несколько ярких, исторических примеров. Паренек меня поблагодарил и сказал: «Но это же все мы наблюдаем и в РПЦ МП». Мне осталось только согласиться и посоветовать ему ходить в ВЦУ, что он и сделал, и сейчас я частенько с ним веду богословские беседы у меня на приходе.

И продолжим наши размышления о религиозном (конфессиональном) эксклюзивизме.

Этот эксклюзивизм может быть критически жестким, «все, кто не в нашей конфессии, даже не по своей воле, – «дрова для ада».

Показательно, что это словосочетание из словаря исламских радикалов органично вошло в словарь последователей лжепатриарха Гундяева и используется многими адептами МП в Украине. Я дальше покажу, что все это происходит от безверия и что они Бога, сотворившего небо и землю за дурака держащих. Конфессиональный эксклюзивизм в радикально исламской интерпретации органично влиялся на доктрину любителей конфессионального эксклюзивизма в мордорском «христианстве» …но это крайняя форма.

Существует множество мягких вариантов, которые допускают какое-то экстраординарное спасение для тех, кто не в «нашей» конфессии, не по своему выбору и страшные муки ада и смерти «для тех, кто покинул нашу конфессию». Ну и есть совсем мягкие формы.

Но сущность эксклюзивизма одна, юрисдикционная принадлежность, детерминирует отношения человека с Богом. Какая же не правда скрыта в конфессиональном эксклюзивизме! В нем отрицается личность и мудрость Бога, Его любовь к людям.

Бог оказывается безличным ресурсом вроде интернета, а конфессия чем-то вроде вайфай роутера. Работает роутер, и будет Интернет, не работает — сиди себе совсем без сети. Все. Есть только один настоящий провайдер, все остальные обманщики. С Интернетом такое возможно. С Богом так быть не может.

Мы можем видеть на протяжении всей истории спасения, что Бог активно действует и вне народа Божьего. И в Ветхом Завете, где и языческие пророки прочат по велению Бога. А Шах-ин-шах Персии Кир Великий назван «Божьим помазанником», кстати зороастриец по вере. А в новом и того лучше, Спаситель все время приводит в пример самарян, финикиан и язычников. И даже офицера оккупационной армии… Это очень тяжело принять.

Бог сделал Израиль-избранным народом, но это избрание не означает, что этот народ лучше других. Бог создал Церковь как новый Народ Божий и это не значит, что христиане лучше других. Бог опустил конфессиональные догматические разделения. Католики против протестанты. Православные (я имею в виду нормальные, а не восточные фанатики из секты Гундяева) vs католики и множество юрисдикционных разделений выражаются аббревиатурами. РПЦ, РПСЦ, ХВЕ, ЕХБ… им же несть числа, хотя в общей сложности где-то под тысячу будет в мире этом, грешном и падшем. Различных христианских деноминаций.

Мой ответ таков: видим, что Бог не связан «самым верным вероучением», или «самой правильной морально-нравственной парадигмой». Бог действует там, где Он хочет.

И осла заставит говорить Слово Божие, если пророк молчит. Как в книге Чисел. Что тогда? Не учить богословие? Конечно, учить, но нужно понимать, что верное знание самого верного откровения и Слова Божьего не гарантирует общения с Богом. Самая правильная юрисдикция не гарантирует автоматического «вайфая» с Богом. Бог приходит к человеку. Приходит путем откровения, но не он вовсе не детерминирован этим. Приходит через Церковь, но часто и вопреки ей.

В реальности конфессиональный эксклюзивизм (напомню, что это официальная идеология РПЦ МП и РПЦвУ) скрывает одну очень серьезную духовную проблему. Это сублимация безверия. Человеку кажется, что его приход к вере и церкви — это давно уже огромная жертва. Что она бросила пить, курить и развратничать и это ого-го какая жертва… но должна приобрести что-то несомненно лучше и больше, чем то, что есть у тех, кто пьет и курит. Но Божью милость нельзя себе гарантировать.

И иногда эта сублимация безверия выливается в интеллектуальную сторону и рождает конфессиональный эксклюзивизм. Так хочется верить в автоматический «вайфай» с Богом, потому у кого нет реального опыта общения с Богом. Конечно, конфессиональный эксклюзивизм живет уже как идеология. И иногда такая идеология становится доминирующей в конфессии отдельно взятых стран. И это мы наблюдаем и в Польше, и в Сербии. Именно это мы видим в РПЦ МП имени Сталина. Им кажется, что Бог должен танцевать под их глупую дудку, а Святой Дух исходит не от Отца (или от Сына, как учат католики), а непосредственно из канцелярии Гундяева, что в Чистом переулке в Москве. Но тогда конфессиональный эксклюзивизм должен доставлять неудобство. Даже боль. Потому что он входит в некое противоречие с чувством доброты Бога.

Но есть и другая беда. Попытка лечить эксклюзивный пофигизм. Как будто вся история спасения и Церкви, Писания и опыт святых – это какая-то глупость, которая не стоит внимания… и это тоже сублимация неверия.

Только попытка «поймать Бога за бороду» не путем «правильной конфессии», а путем создания приятного ощущения. По сути, и фанатизм и пофигизм – это две стороны одной медали, два сапога-пара. В представлении, что Бог исключительно одобряет все человеческие дела, тоже есть отрицание личности и справедливости Бога. Бог тоже здесь мыслится в роли Интернета, только роутером объявляется другая установка. «Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел я такой веры»

Вера. Вот тот единственный роутер, который дает связь с Богом. Более того, и слово «роутер» здесь крайне неудачно. Бог приходит к каждому открытому для Него сердцу, к каждой человеческой личности.

Проблема в том, что очень трудно человеку открыться на Бога и видеть человека в другом человеке и христианина в другом христианине.

ИеромонахИеромонах Феофан Полоцкий (Скоробогатов),
доктор богословских наук


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: