Цивилизация «негуманоидов» обитает рядом с нами

04.10.2020 0 By NS.Writer

Каждый дельфин с детства знает два «языка»

События 2020 года побудили многих переосмыслить окружающий мир. Пока кто-то только задумывается о том, что мы не единственные разумные существа на Земле, некоторые ученые давно знают, что дельфины — это высокоразвитые создания, использующие при общении два «языка». Так, в Крыму один из ведущих специалистов по морским млекопитающим, старший научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова, Александр Агафонов многое сделал для понимания роли импульсно-тональных сигналов в коммуникации дельфинов-афалин. Кроме того, он показал, что киты-белухи могут освоить некоторые звуки из репертуара дельфинов и, таким образом, общаться с ними. Эти результаты совпали по времени с решением правительства Индии признать дельфинов личностями и подъемом зоозащитного движения, требующего прекратить содержание умных существ в неволе.

От оборонки до признания дельфинов личностями

В ХХ веке дельфинов больше изучали военные. Многие инженерные решения для подводных лодок, торпед и боевых кораблей появились в результате наблюдений за удивительным способом передвижения дельфинов. Возник этот интерес в 1935 году, когда заговорили, что они движутся в воде гораздо быстрее, чем, например, торпеда сопоставимого размера и мощности. Загадку назвали «Парадокс Грея» (по фамилии ученого, первым обнаружившего данный феномен). Разгадка заключалась в строении тела дельфина и их уникальной способности преодолевать сопротивление воды при помощи активного управления собственной кожей.

В годы холодной войны ученые двух противоборствующих блоков тщательно изучали, как можно использовать разумность дельфинов для выполнения боевых задач в мировом океане.

Во второй половине ХХ века обнаружили, что плавание с дельфинами как будто бы оказывает благотворное влияние на человека, и, возможно, помогает детям излечиваться от ряда серьезных заболеваний.

К XXI веку человечество вплотную подошло к осознанию того, что оно не единственная высокоразвитая цивилизация на Земле. Стало понятно, что дельфины — это высокоинтеллектуальные, осознанные живые существа, чей мозг может обрабатывать бóльшие объемы информации, чем человеческий мозг.

В результате в Индии Министерство окружающей среды и лесов в мае 2013 года официально признало дельфинов личностями.

«Принимая во внимание высокий по сравнению с другими животными интеллект и чувствительность китообразных, который признается различными исследователями, дельфинов следует рассматривать как „персон не-людей“, наделённых их специфическими правами. Поэтому держать их в плену для развлекательных целей морально неприемлемо», — заявил тогда министр окружающей среды и лесов Индии Джайанти Натараджан.

Вслед за Индией подобные решения приняли Венгрия, Коста-Рика и Чили. Украина в 2003 году ратифицировала международное соглашение ACCOBAMS, по которому изъятие из природы китообразных стало возможным только с целью спасения и реабилитации. Но прорехи в законодательстве пока, к сожалению, допускают существование «черного рынка», на котором взрослый здоровый дельфин стоит 40 тысяч долларов. Впрочем, к 2020 году большой шаг вперед сделало украинское зоозащитное движение, заставляющее власть законодательно прекратить содержание в неволе разумных существ.

Каждый дельфин знает два «языка»

Американские ученые как-то выяснили, что продвинутый ученый и обычный обыватель понимают друг друга на 25%. Исследования Александра Агафонова позволяют широким слоям общества на практике понять, что афалины обладают акустической сигнальнойсистемой, теоретически позволяющей передавать информацию любой степени сложности. Такое заключениеученый, более 40 лет изучающий дельфинов, сделал, занимаясь анализом их вокального репертуара в дельфинарии «Коктебель».

Началось с того, что Агафонов продолжил работы американских и советских ученых ХХ века и подробно исследовал слышимые человеком звуки дельфинов — свисты, щелчки и их последовательности. Уже достаточно давно было известно, что у афалин каждая особь имеет в репертуаре уникальный свист-автограф, который является ее своеобразным «позывным». В ходе своих исследований Агафонов с сотрудниками показал, что система свистов афалин имеет достаточно сложную структуру; их функции, по-видимому, не ограничиваются только ролью индивидуально-опознавательных сигналов.

«Это очень удобная система, которая позволяет дельфинам в море постоянно знать, кто и где находится. Причем на больших расстояниях — до 10 километров. Также дельфины легко могут определять направление на источник звука. Человеку для такого результата приходится использовать целую сеть гидрофонов», — говорит Александр Агафонов.

Но затем выяснилось, что дельфины обладают еще одним «языком». Второй дельфиний язык — это система импульсно-тональных сигналов, т.е. дискретных последовательностей щелчков (импульсов), генерируемых со скоростью от 150 до 700 импульсов в секунду. При этом возможно, что объем обмена информацией при помощи импульсно-тонального «языка» превосходит возможности человеческого общения на любом из современных языков. Впрочем, все эти предположения необходимо проверять и доказывать в ходе специально разработанных экспериментов.

Преобладание общения на «импульсно-тональном языке», а не с помощью свистов, Александр Агафонов обнаружил в ходе анализа многочасовых записей сигналов дельфинов, сделанных в дельфинарии. Но чтобы более подробно понять структуру и «семантику» этого языка, предстоит проделать большую работу. Для обнаружения и осознания этого громадного пласта знаний Александру Агафонову понадобилось много лет ежедневного кропотливого труда.

Вероятнее всего, дельфины к таким достижениям в ходе эволюции пришли при помощи развития способности эхолокации. Сегодня дельфины 90% информации об окружающем мире и сородичах получают через сонар — орган «звуковидения» и лишь 10% при помощи классических органов чувств вроде зрения и осязания. Таким образом, дельфинов можно назвать «видящими» в эзотерическом значении этого слова — ведь они развили способность воспринимать вибрации окружающей реальности.

Дельфинье «звуковидение»

«Эхолокация у дельфинов — это качественно новый орган чувств, развившийся на основе слуха. Орган для активного познания мира, подобного которому нет у людей, — объясняет Александр Агафонов. — Все равно, что у нас бы во лбу был фонарь и могли бы включать его в темноте и освещать пространство как прожектором, смотреть, что кругом находится. Дельфины все это делают с помощью звука — излучают импульсы с широким спектром частот и по эху, которое отражается от предметов, у них создается впечатления, какие предметы вокруг находятся, на каком расстоянии, какой формы, куда движутся.

«Эксперименты показали, что по своей разрешающей способности эхолокация сопоставима со зрением, это нечто вроде звуковидения, — продолжает ученый. — Дельфины воспринимают мельчайшую разницу в размерах предметов, их форму, состав(могут, например, отличить медь от алюминия); как рентгеном они обнаруживают наличиевнутренних полостей. У человека аналога такого органа для прощупывания пространства нет. Когда-то у древних греков было представление, о том, что из наших глаз исходят лучи. Оказалось, это не так: мы наоборот глазом воспринимаем свет, отражающийся от предметов (или испускаемый ими). А вот у дельфинов действительно есть звуковой луч, который ощупывает предметы».

Все эти данные заставляют нас вспомнить о признавшей дельфинов личностями Индии, в которой сохранились эзотерические знания о наличии у человека способностей к видению через третий глаз. Индийские боги все изображаются с третьим глазом. Изучение дельфинов и научное описание эхолокации позволяет лучше понять древние книги и задуматься о ранее неизвестных способах познания мира, которые могут быть доступны человеку.

Кстати, на древних языках слово «видья» означает «знание».

Другая цивилизация

Ученый Александр Агафонов не склонен рассматривать дельфинов сквозь призму высокого эзотерического смысла. Он хочет экспериментальными методами, опираясь на общепринятые научные принципы, поэтапно исследовать и описать феномен акустической коммуникации дельфинов. И это, вероятно, наиболее правильный путь для того, чтобы одинаково доходчиво донести правду о дельфинах людям с самым разным уровнем интеллектуального развития.

«Развитие дельфинов пошло не орудийным путем. Этим они отличаются от человека, который стал изобретать орудия, они все более усложнялись, потом возникла и стала развиваться промышленность — а побочным следствием стало резкое ухудшение экологической обстановки на Земле, — говорит Александр Агафонов. — Человек начал истреблять окружающую среду, когда занялся земледелием. Использовали поле, после того, как земля истощилась, чтобы освободить место под поле, например, сожгли лес. Сохранившиеся до сих пор первобытные человеческие племена живут в гармонии с природой — но и в зависимости от нее. Они не занимаются земледелием, они занимаются собирательством и охотой. Им нет смысла природу истреблять, они добывают столько, сколько нужно. С нашей точки зрения, это очень примитивный уровень жизни, нам все время надо больше и больше. Человечество вынуждено расплачиватьсяза то, что вышло на такой высокий уровень. В таком смысле образ жизни дельфинов похож на жизнь первых собирателей и охотников».

Неизвестно, насколько качественно ведущие образ охотников и собирателей древние люди могли общаться с природой. А вот дельфины показали, что помимо своих родных двух языков могут успешно понимать языки других существ и обучать их своему языку.

Этот феномен зафиксирован в Коктебеле, где дельфины-афалины научили своему языку кита-белуху. Та выучила и стала общаться с семьей дельфинов на их языке. Это открытие Александр Агафонов сделал после того, как четыре коктебельских дельфина — афалины Даня, Зоя, Мариша и Майя приняли в свою компанию белуху Нюшу.

— Во время записи их «разговоров» я обнаружил, что белуха стала издавать те же звуки, что и афалины. Можно предположить, что они научили ее своему языку, — делится Александр Агафонов. — Вне всяких сомнений дельфины — существа с высокоразвитым интеллектом. Но для того,чтобы сказать, что они являются неким морским эквивалентом человека, необходимо провести огромное количество экспериментов. Эволюция психики у этих млекопитающих идет по другим законам, из-за того что они живут в воде. Однако на сегодня доказано, что интеллект афалин, их способность решать сложные задачи (например, на абстрагирование и экстраполяцию) по крайней мере,не ниже интеллекта человекообразных обезьян. Кстати, замечено: если дельфин долго прожил в дельфинарии, а потом его выпустили в море, то у него сохраняется интерес к людям. Он приплывает на пляжи, может поиграть с отдыхающими — словно бы ищет общения с нами.

Все эти открытия позволяют очень серьезно пересмотреть отношение к окружающей среде и живущим рядом с нами сознательным существам. Возможно, человечеству стоит многому поучиться у дельфинов, которые достигли высокого уровня развития и при этом не уничтожают своей жизнедеятельностью наш мир. Как-то одна маленькая девочка на мой вопрос, что такое планета Земля спонтанно ответила: «Земля — это космический корабль, на котором дельфины путешествуют в космосе».

«Гайворонский»Евгений Гайворонский

Ялта-Киев


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: