Защищает ли смех от вируса? Или как болгары живут в условиях пандемии

13.05.2020 0 By NS.Writer

Болгары, так же, как и украинцы, впрочем, на протяжении существования нации прошли через множество нелегких испытаний.

Даже один из самых черных периодов болгарской истории (по крайней мере, косвенно) связан с печально известной первой пандемией в истории человечества, так называемой Черной смертью в XIV столетии. Тогда османские турки, вторгшись на Балканы, принесли с собой и чуму. Сами они ею не болели, поскольку уже обладали ставшим популярным в последнее время «коллективным иммунитетом». А вот болгары стали жертвами пандемии, так как принесенная турками чума ощутимо повлияла на события того периода, поспособствовав падению второго болгарского царства и чуть не приведя к гибели всего болгарского народа.

Но в этом-то «чуть» и кроется вся суть. Многовековая тяжесть османского ига, за которым последовал не менее тяжкий, длящийся и по сей день, период российского «освобождения», снабдили болгар если не коллективным иммунитетом, то по крайней мере, терпением и, что не менее важно, способностью трезво оценивать преподнесенные нелицеприятные уроки истории.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов либо преуменьшать роль самих болгар в этих процессах. Неизвестно, чем бы завершились события XIV века, если бы турецкое войско, принесшее с собой чуму, не столкнулось с не менее серьезной проблемой — политической разрозненностью болгарского общества. Таким образом, отыскивая малейшие намеки на благоприятный исход дел даже в самых безнадежных ситуациях, болгары всегда дотягивали до тех времен, которые давали хотя бы призрачную, но все же надежду на выживание.

Именно поэтому многие болгары воспринимали, да и по сей день воспринимают, русско-турецкую войну как «освободительную», хотя ведущие идеологи болгарского национально-освободительного движения издавна выдвигали тезис о том, что народу необходимо освободиться самостоятельно, без вмешательства сторонних сил, дабы избежать риска просто попасть под иное иго (из огня да в полымя, так сказать).

И все же, невзирая на то, что большинство болгар вполне серьезно воспринимают вышеупомянутую войну как освободительную, это никак не опровергает тезис о том, что юмор — это мощное орудие в руках народа, особенно настолько многострадального. И этим орудием он довольно умело пользуется, особенно в период эпидемии.

Чаще всего люди смеются над самими собой и над порой абсурдными ситуациями, порожденными как самой эпидемией, так и последствиями непримиримой борьбы с нею. После появления термина «социальное дистанцирование» появилось множество материалов и публикаций, посвященных этому явлению. Так, на одной из карикатур изображена скамейка с вырезанной для соблюдения дистанции средней частью сидения. А после введения запрета на прогулки людей в парках при том, что на людей с собаками он не распространялся, появилась картинка, изображающая мужчину в защитном ветеринарном воротнике, которому его собака говорит: «Это для твоего же блага, чтобы ты не прикасался к лицу».

Другие материалы изображали руководителя оперативного штаба по борьбе с пандемией генерала Мутафчийского и фразы, якобы произнесенные им, а на самом деле, просто связанные с его публичными заявлениями по поводу тех или иных карантинных мер.

Таким образом люди, разумеется, не преследовали цель просто поиздеваться над выдающимся медиком или поставить под сомнение его авторитет как ответственного за борьбу с вирусом. Они всего лишь помогали самим себе приспособиться к тем нововведениям и неудобствам, с которыми столкнулись из-за разразившейся эпидемии.

Дождавшись очередного, кажущегося бесконечным весеннего вечера, заглянув в мессенджер или Facebook, среднестатистический болгарин мог увидеть какую-нибудь карикатуру, безусловно улучшавшую настроение и действовавшую как противовес бесконечным докладам о новых случаях заражения, смертях, а соответственно — и проистекающих из этого запретах.

У человека в любой ситуации сохраняется право выбора. И только мы сами определяем меру своей ответственности и способ реагирования. В условиях надвигающейся угрозы, когда существует всего два варианта развития событий, люди могут реагировать и вести себя по-разному, но при всей серьезности ситуации нельзя забывать, что одна из возможных реакций — смех.

Согласитесь, в такой момент проще всего отдаться во власть беспокойства и паники. Но именно поэтому те, кто способен увидеть что-то комичное в лавине ужасающих событий, предоставляют своим соотечественникам хотя бы несколько мгновений покоя, чем и способствуют их выживанию, пусть и опосредованно, не в той очевидной мере, что врачи, медсестры и прочие, ведущие нелегкий бой на передовой борьбы с пандемией.

Иногда карикатуры становятся жестче и злободневнее, но это вполне естественно — чем серьезнее рана, тем тяжелее ее лечить, поэтому иногда приходится резать по живому, без наркоза, а это больно. И тем не менее, это во благо.

Такой, довольно жесткой, шуткой стала очередная переработка ставшей знаменитой сцены из фильма про Гитлера. Ввиду резкого роста количества заболевших после праздников последняя фраза фюрера была «переведена» примерно так: «С вирусом бороться я могу, а вот с Ганьо — нет». Суть шутки состоит в том, что Ганьо (главный герой юмористического романа Алеко Константинова «Бай Ганьо») давно стал обобщенным образом, олицетворением необразованного болгарина, добивающегося всяческих материальных и духовных выгод для себя лично, любой ценой, без оглядки на окружающих. Именно в таком духе поступили те, кто разъехался из столицы по городам и весям, подвергнув опасности заражения многих своих соотечественников.

Конечно, были шутки и более общего характера. Например, соцсети были наводнены советами из серии «Как прогуливать онлайн-уроки» или «Как одеться на вечеринку во время карантина».

Но среди всех этих шедевров болгарского юмористического гения, одним из самых запоминающихся, без сомнения, стала история, которая оставит неизгладимый след в истории если не всей страны, то некоторых двуногих, да и четвероногих жителей города Бургас — наверняка.

Там в конце марта семья Дъбовых, владельцев частного зоопарка, решила назвать новорожденную ламу Короной, а ее ровесника муфлона — Вируславом. Таким образом, они стали одновременно символами как воли к жизни, так и способности природы к сопротивлению грозным вызовам и к постоянному обновлению. Кроме того, когда этот кризис будет преодолен, обитатели зоопарка своими именами будут напоминать о произошедшем и об опасностях, к которым приводит безответственное отношение к природе. Пока что о детях, названных в чести пандемии или карантина речь не идет, но, судя по настроениям некоторых болгар, не исключено, что такие имена скоро могут появиться и у прямоходящих представителей фауны.

Вне всякого сомнения, юмор поддерживает жизненный тонус человека, а чем веселее он, тем тяжелее болезням одержать верх — это общеизвестный факт, ведь хорошее настроение усиливает защитные свойства организма. И все-таки нельзя забывать, что все усилия пойдут прахом, если шутливое восприятие перерастет в наплевательское отношение к таким серьезным вопросам и вызовам как CoVid-19. Шутки о вирусе не должны стать основой для восприятия самого вируса как шутки. Это может привести к противоположному результату.

МинчевВасил Александров Минчев, для Newssky, София


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: