Зачем Кремль решил обсудить с Меркель Нормандский формат

09.12.2020 0 By NS.Writer

Владимир Путин пытается давить на Киев через Берлин, опасаясь, что в каденцию Джо Байдена возможностей для маневра у Кремля станет меньше.

Об этом сообщает новость newssky со ссылкой на Владислава Гирмана и «ДС».

В понедельник, 7 декабря, состоялся телефонный разговор президента РФ Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель. Переговоры прошли по инициативе Путина, поскольку в иных случаях пресс-служба исправно подчеркивает тот факт, что мнение главы РФ заинтересовало какого-нибудь мирового лидера.

Из сообщения, опубликованного на сайте Кремля, нам становится известно, что акцент у Путина был на трех темах: Нагорный Карабах, Донбасс и вакцинирование от коронавируса.

Все три имеют огромное значение для российского руководства и, мягко говоря, являются проблемными для Москвы.

Вакцина. Накануне в России запустили массовое вакцинирование граждан. Как и всегда, Москва мыслит в категориях соревнования: Британия начала вакцинирование, США в шаге от этого, и мы не должны отставать. Пусть продукт сырой и не прошел еще полного цикла клинических испытаний.

Учитывая, что не так давно Путин пытался с президентом Франции Эммануэлем Макроном договориться о помощи Парижа в производстве вакцины, есть основания полагать, что к массовому вакцинированию российское правительство подошло с мизерными запасами условно рабочего «лекарства».

Значит, получение помощи от более продвинутых технологически стран остается болезненно актуальным. Если уж Макрон продинамил, то, может, хотя бы Меркель будет сговорчивее.

Нагорный Карабах. Если перевести с официального на человеческий язык, то Путин рассказал Меркель о том, какой он молодец и миротворец — смог стабилизировать обстановку в регионе и наладить диалог между Ереваном и Баку.

Но. Во-первых, было бы хорошо, если Европа (не только Франция) захочет поучаствовать в гуманитарных программах.

Во-вторых, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган — парень крайне амбициозный. Его отсутствие в сообщении пресс-службы как раз и указывает на то, что политика Анкары, во многом зеркальная российской, не может не тревожить Москву.

В разговоре с канцлером ФРГ Путин, скорее всего, прощупывал почву с целью понять, насколько далеко готов пойти Евросоюз в наказании турок за бурение в Восточном Средиземноморье и конфликт с Грецией и Кипром.

Важно то, что президент РФ позвонил Меркель сразу после встречи министров иностранных дел ЕС, с которой начался процесс обсуждения введения санкций в отношении Турции.

Глава МИДа Греции Никос Дендиас, в свою очередь заявил вчера, что в ЕС многие согласны: Турция не пошла на попятный в Восточном Средиземноморье.

Окончательное решение будет принято на саммите 10 декабря. Каким оно будет, в немалой степени зависит от официального Берлина.

Но захочет ли Меркель наказывать союзника по НАТО, с которым, несмотря на прошлые противоречия, она пытается поддерживать более-менее ровные отношения, пока Макрон и Эрдоган дерут друг другу чубы?

И, наконец, война на Донбассе — ключевая для украинцев тема.

Президент РФ с одной стороны порадовался, что перемирие по большей части соблюдается.

Однако с другой, как и прежде, посетовал на «отсутствие прогресса в реализации аспектов минских договоренностей 2015 г., а также решений „нормандской четверки“, принятых год назад на саммите в Париже».

И, конечно же, ответственность за это возлагается на Киев. Хотя именно Москва прилагала максимум усилий, чтобы заморозить переговоры об обмене пленными.

Часики тикают

О проведении новой нормандской встречи Путин не заикается, сводя ее значение до уровня политсоветников.

Так что, да, Кремль ясно дает понять, что переговоров в этом году не будет, как бы того ни хотел Владимир Зеленский.

При текущей конъюнктуре, сформировавшейся во много благодаря действиям самого Зеленского, не ему, к сожалению, решать, когда лидеры «нормандской четверки» смогут снова встретиться.

Впрочем, не все радужно складывается и для Москвы. Скорее, даже наоборот.

Традиционно применяемая Россией тактика максимального затягивания переговорного процесса (в любых областях, кстати), может в перспективе принести больше вреда, чем пользы.

Все упирается в то, кто кого «переждет» — Зеленский Путина или Путин Зеленского. Украинский президент ждет того момента, как в Овальный кабинет зайдет демократ Джо Байден, который с большой долей вероятности придаст новый импульс принуждению к неприятным для Кремля компромиссам.

Движимый этой мыслью Путин стремится задействовать все имеющиеся у него в наличии рычаги давления.

Вот почему он позвонил Меркель. Не потому, что это один из немногих европейских лидеров, готовых послушать, что он скажет. А потому что ее влияние в Европейском союзе усилилось за счет председательства в ЕС.

Путина интересует то, как канцлер ФРГ может помочь приструнить Эрдогана и заставить Зеленского пойти на унизительные условия для обмена пленными и сохранения перемирия на Донбассе.

Вопрос в том, захочет ли Ангела Меркель помогать президенту РФ в этом, учитывая и кибератаку россиян на немецкое правительство и то, что те также позволяют себе убивать людей в столице Германии. Кроме того, в отличие от Зеленского Меркель — политик с колоссальным опытом, терпением и чутьем. Соответственно, она прекрасно понимает, как могут измениться геополитические контуры в 2021 г.

Потому ожидание на руку Банковой. Если, разумеется, не принимать во внимание пиар и болезненную зависимость администрации Зеленского от позитивной картинки. Тут похвастать ему нечем: с нормандской встречи в Париже прошел год, а воз и ныне там — ни обещанных обменов, ни новой встречи.

К тому же наверняка еще неизвестно, как будут выстраиваться отношения между Белым домом и Банковой. Безусловно двухпартийная поддержка Украины сохранится, но на формат диалога между Байденом и Зеленским могут оказать влияние маневры украинского президента по сближению с Дональдом Трампом и война с так называемыми «соросятами». Все это может сделать Киев более податливым к московскому прессингу. И хотя тут и теперь это может быть выгодно для нынешней украинской власти, с точки зрения перспектив и государственных интересов такая податливость может дорого нам обойтись.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: