Взлеты и падения перевооружения ВС Украины

09.01.2020 0 By nikolaiilcenco

Агрессия РФ против Украины в 2014 году послужила определенным катализатором резкого оживления отечественных разработчиков и производителей вооружения и военной техники (ВВТ), как в государственном, так и в частном секторах производства. Продукция оборонного назначения резко стала востребованной внутри страны. Но в связи с тем, что оборонная промышленность, долгое время была ориентирована на экспорт, оказалось не так просто и  быстро обеспечить имеющиеся потребности своих войск необходимым ВВТ.

Немного позитива

За последние пять лет важную роль в повышении оборонных возможностей украинской армии сыграла международная помощь. Киев получил много различных образцов ВВТ и спецтехники в рамках международной технической помощи от более двадцати стран мира. Существенный вклад в украинскую безопасность внесли США, которые в целом в воинские части Украины поставили примерно 10 тысяч единиц различных вооружений, техники, приборов и оборудования (ПТРК, станции контрбатарейной борьбы, БПЛА, авто «Hummer» различных модификаций, радиостанции, тепловизионные и ночные приборы, антиснайперськи системы).

Однако, мы должны развивать собственную оборонную промышленность и создавать современные образцы ВВТ, которыми оснащать армию и другие силовые структуры. Ведь помощь не может носить бесконечный характер. К тому же, получая все зарубежное мы сталкиваемся с другой проблемой – ее ремонт и восстановление. Для этого нужны и средства, которых традиционно не хватает, и компетенции. И чтобы в конце концов все это не оказалось неподъёмным грузом, нужно развивать собственное. И, кстати, за последние пять лет в этом контексте есть определенные достижения.

ББМ «Козак 2»

После начала российской агрессии отечественные производители почувствовали свою необходимость, как в контексте внимания со стороны государства, так и понимания важности работы на удовлетворение острой нужды армии в вооружении и военной технике в текущих условиях. В конце концов появилось ряд новых образцов ВВТ, некоторые постепенно начали поставляться в войска, в том числе в зоне проведения операции Объединенных сил. Так, в стране была создана линейка разнообразных машин с колесной формулой 4х4: «Казак-2М», «БАРС-8», «Варта», «Новатор» и «Тритон». Успешно применяются по назначению БПЛА А1-С «Фурия» «Spectator-M», PD-1 и «Аист» (Это при том, что до начала противостояния подобного рода средства вообще не производились в Украине). Кроме того, созданы комплексы борьбы с БПЛА – «Полонез», «Нота» и «Буковель». Появились новые проекты модернизации вертолетов Ми-2МСБ-В и Ми-8МСБ-В. Предприятиями из состава ГК «Укроборонпром» разработан первый украинский боевой робот «Фантом», новая версия БТР-4 – БТР-4МВ1, обзорная РЛС 80К6Т, контрбатарейный радар 1Л221 и многое другое. В войска начали поставляться созданые во времена независимой Украины ПТРК «Стугна-П» и «Корсар», бронетранспортеры 8Х8 БТР-4 и БТР-3.

САУ «Богдана»

Реализуется проект по созданию и внедрению на вооружение ВСУ автоматизированных систем управления, прежде всего, АС Центра оперативного управления ( «Колокол-АС»), что также может применяться и до уровня бригады включительно, АС боевого управления ( «Ореанда ПС») и АС тактического звена управления ( «Простор»). Благодаря этим системам возможности принятия решений и обработки данных при использовании автоматизации сокращаются с 40 до 1,5 минут. А если говорить о времени реакции системы ПВО, то он сокращается из десятков минут до нескольких секунд. Ближайшие несколько лет будут иметь решающее значение для реализации данных проектов.

БПЛА А1-С «Фурія»

Трудно сказать, какой из проектов оборонной промышленности Украины является наиболее необходимым, ведь за много лет деградации армии нужно практически все, и главное современное. Тем не менее, в условиях противостояния мощному врагу ключевую роль играет оружие сдерживания, которым безусловно является ракетное вооружение. В Украине за последние несколько лет появились новая реактивная система залпового огня (РСЗО) «Ольха» с новым корректируемой боеприпасом, что обеспечивает высокоточное поражение на дальности 70 км. Продолжаются разработки модернизированной ракеты с дальностью 130 км «Ольха-М».

Кроме того, в последние дни ноября 2019, Украина завершила очередной этап разработки противокорабельной крылатой ракеты Р-360 «Нептун» с дальностью до 300 км. Это перспективный украинский проект, который значительно усилит ударные возможности украинских войск. Пока в приоритете морская версия, которая будет способна уничтожать корабли водоизмещением до 5000 тонн. Однако ракета разрабатывается и для наземного и воздушного базирования.

Важным проектом, который сейчас реализуется с переменным успехом, является САУ «натовского» калибра – 155 мм, «Богдана». Однако, несмотря на то, что артустановка впервые появилась в августе 2018 года, однако первые выстрелы она совершила лишь в декабре 2019. Это не менее значимый проект, который должен обеспечить получение войсками мощного вооружения способного поражать цели на расстоянии 40-50 км.

И это лишь незначительная часть проектов. К выше приведенных можно добавить производство ракетно-артиллерийских катеров «Гюрза-М» и десантных катеров «Кентавр», разработанных в 2019 и 2020 году и в дальнейшем поставляемых в ВМС страны. Несмотря на то, что к ним есть определенные вопросы, однако в текущих условиях, а также в рамках реализации стратегии «москитного флота», их наличие и возможности уже что-то лучшее, чем ничего вообще.

Р-360 «Нептун»

Однозначно знаковой событием является организация в Украине производства боеприпасов большого калибра от 122 до 155 мм для артиллерии. Ведь до этого, в стране они не выпускались, и армия пользовались имеющимися еще советскими запасами. В контексте этого, без преувеличения знаковым событием является создание в Украине серийного производство на государственном предприятии «Шосткинский казенный завод «Импульс» артиллерийских взрывателей В-429, В-429 Е, РГМ-2М и других элементов огневых цепей артиллерийских боеприпасов. Без этого, перспектива отечественных артбоеприпасов вообще выглядела бы туманной.

Появлению и развитию всего этого и значительной части другого вооружения, безусловно, способствовал рост финансирования оборонки. За время войны более чем в 3 раза увеличились расходы на Вооруженные Силы Украины, а расходы на развитие ВВТ – почти в 9 раз. Наибольшего пика финансирования достигло на рубеже 2018-2019 годов. Так, в 2018 году по статье бюджета МО Украины – «Развитие вооружения и военной техники», было выделено 17,3 млрд грн, А в 2019 году уже было предусмотрено 16,3 млрд грн. Плюс к этой сумме в конце 2018 для удовлетворения потребностей войска в новом вооружении и технике было дополнительно выделено 4 млрд грн, которые поступили в бюджет в рамках конфиската финансовых ресурсов. Также в 2019 году Министерству обороны Украины было выделено ресурс в размере 3,15 млрд грн под государственные гарантии.

Если говорить о перспективах, то бюджет оборонного ведомства на следующий год вырос с 103 млрд грн. в 2019 году до 117,5 млрд. грн. в 2020. Почти на 6 млрд (5,8) гр-н выросли расходы на закупку, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники с 169 млрд грн. к 227 млрд грн. То есть, фактически, оборонное ведомство имеет неплохой по размеру ресурс для определенного улучшения состояния ВВТ, как в контексте разработки, так и закупки и обновления вооружения.

«Но есть одно но» или жесткие реалии

Безусловно, за 2014-2019 годы ситуация с развитием ВВТ и оснащением им силовых структур Украины, в первую очередь украинской армии, существенно изменилась. По словам начальника Вооружения ВС Украины, генерал-майора Николая Шевцова, укомплектованность Вооруженных Сил основными образцами ВВТ сейчас составляет 85%, а среди подразделений ООС – 99%. Однако, если внимательно проанализировать и подойти более тщательно к оценке качественных и количественных изменений, то все выглядит не столь радужно. Ведь за последние пять лет основные государственные ресурсы были сосредоточены в основном на обновлении и частичной модернизации имеющегося арсенала вооружения. Производство нового, происходило в ограниченном количестве. Сейчас, по данным обнародованным военным экспертом руководителем Defense Express Сергеем Згурцом, уровень оснащенности сил обороны страны новым ВВТ не превышает 10%. Основу их технического оснащения составляют образцы 70-80 годов прошлого века. И это при том, что РФ, на начало 2019 имела общую оснащенность собственных вооруженных сил современными образцами вооружения и военной техники на уровне до 61% (в сухопутных войсках – 48,3%, в воздушно-космических силах – 74%, в военно морского флота – 62,3%, в воздушно-десантных войсках – 63,7%) …

Ситуация по ряду жизненно важных проектов продвигается очень медленно. Достаточно показательным здесь был случай с БТР-4, когда при различных причинах – недобросовестных действиях чиновников, руководства предприятий и соисполнителей, несогласованности стоимости и т.п., армия не получила своевременно современного образца вооружения отечественного производства. Это не нормально, когда в воюющий стране, за три года реализации контракта на поставку этих машин с новой бронесталю в рамках Государственного оборонного заказа на конец 2019 было поставлено только 12 из 45 единиц техники, а срок окончательной реализации соглашения перенесен на август 2020. И это при том, что потребность в этих машинах исчисляется не десятками и даже не сотнями. Провалом только текущего года, были проекты по модернизации танков Т-64, непоставки в войска автоматизированной системы управления  «Оболонь», комплексов звукометрической разведки «Положение-2», реализация проекта артсистемы «Богдана» и многое другое. Даже производство вышеупомянутых артбоеприпасов также, пока, пробуксовывает.

Фактически, новые образцы в Украине есть, однако они поступают на вооружение в ограниченном количестве. А это в свою очередь снижает возможности армии, а также не позволяет ей осваивать новые формы и способы ведения вооруженной борьбы.

Другая проблема – это непосредственное использование нового вооружения по назначению. Военные в подавляющем большинстве не видят современные образцы на передовой. Например, единственный принятый на вооружение Вооруженных Сил Украины беспилотник – модернизированный и усовершенствованный беспилотный БАК Spectator-М1, созданный ОАО «Меридиан», вообще не закупается для нужд армии, а противотанковые комплексы «Корсар» и «Стугна-П» разработки ГосККБ « Луч », которые сейчас серийно изготавливаются и регулярно поставляются в войска, только в последний год-два начали реально, не единично, применяться на линии разграничения.

 

И наконец, «вишенкой на торте» проблем является использование бюджетных средств в рамках выполнения государственного оборонного заказа. Нельзя говорить, что это происходит регулярно и масштабно, но все же, имеет место. Опять же, ярким примером стал 2019 год. По неофициальным данным, обнародованным директором Центра исследования армии конверсии и разоружения Валентина Бадрака, по статьям непосредственно оборонного государственного заказа, то есть закупки вооружений военной техники и опытно-конструкторских работ не использовано 42% ресурсов. Есть ряд причин этого, это и желание новой власти провести аудит средств, и проблемные моменты в нормативно-правовой базе и не ритмичность финансирования, и не своевременное / некачественное выполнение оборонительными подрядчиками своих обязательств, и тому подобное. Тем не менее, это беспрецедентная ситуация, очевидно повлияет на процесс поставки вооружения для армии в 2020 году, а также на характер функционирования отечественной оборонной промышленности. Но, простите, страна в войне. Если не будут тратиться даже имеющиеся средства, то с такими темпами мы неизвестно когда вообще сможем переоснастить армию. Это, не говоря о том, что оборонные предприятия будут терять свои возможности.

Такая ситуация по оценке военных экспертов обусловлена ​​отсутствием в государстве действенной системы формирования и принятия решений в сфере оборонно-промышленного комплекса и реализации гособоронзаказа. Сегодняшняя и перспективная деятельность предприятий ОПК требует более эффективной системы управления для формирования и реализации необходимых решений. То есть создать современное вооружение и организовать его серийное производство это одно, а реально получить в войска в текущих брокколи, и не только, условиях – совсем другое.

 

Антон Михненко, редактор англоязычного журнала Ukrainian Defense Review для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: