Вторая Троянская война – почему ЕС придется учесть интересы Кипра

07.10.2020 0 By NS.Writer

В конфликте с Турцией Кипр мало-помалу осваивает манеру поведения «карликовой супердержавы» Катара, используя в качестве геополитического инструмента энергоресурсы.

В сентябре во время обсуждения в Брюсселе представитель Кипра дважды наложил вето на проект санкций Евросоюза против Минска. Причина — национальные интересы без какой-либо привязки к Беларуси. Никосия объясняет свое противодействие санкциям против Беларуси стремлением добиться введения штрафных мер ЕС против Турции, которая ведет разведку газа в спорных водах восточного Средиземного моря.

Париж-приятель

В этой своей логике Кипр не оказался в одиночестве. Госсекретарь Франции по делам Европы Клеман Бон поддержал позицию Кипра в вопросе о санкциях против Анкары. Санкции должны быть в числе вариантов, которые рассмотрит ЕС, если Турция продолжит «угрожать безопасности и суверенитету» Кипра, заявил Бон после переговоров с главой кипрского МИД Никосом Христодулидисом.

Впрочем, интерес Франции в этой комбинации вполне конкретен — это вовсе не обычный троллинг Эрдогана. Дело в том, что 1 августа вступило в силу подписанное три года назад кипро-французское Соглашение об оборонном сотрудничестве, и Париж решил воспользоваться шансом продемонстрировать свою решимость его соблюдать. Что любопытно — договор очерчивает весьма обширное поле кооперации. Здесь и противодействие террористической деятельности, и морская безопасность, и кризисный менеджмент. И энергетика (к ней мы еще вернемся).

В полном согласии с договором, хоть и вне его, Франция укрепляет оборонное сотрудничество и с главной кипрской союзницей — Грецией. Афины намерены приобрести у Парижа 18 многоцелевых истребителей Dassault Rafale, вертолеты и четыре новых фрегата. Министр вооруженных сил Франции Флоранс Парли приветствовала намерение Афин: помимо того, что эти заказы дают загрузку французскому ВПК во время кризиса, Греция станет первой европейской страной, купившей Rafale.

Тем временем греческий премьер Кириакос Мицотакис заявил, что поведение Турции «угрожает» восточным границам Европы и «подрывает» безопасность в регионе. Афины готовы разрешить разногласия с Анкарой мирным путем, подчеркнул он. Однако премьер Греции допустил привлечение Международного суда ООН, если сторонам не удастся прийти к единой позиции. В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал греческие власти воздержаться от «ошибочных действий». Турецкий лидер также предостерег от «ссоры» с Турцией президента Франции, который 10 сентября призвал Анкару не пересекать красные линии в конфликте с Афинами.

При чем тут Кипр? А при том, что инициатором оборонного соглашения выступила, по всей видимости, Никосия. И оно, помимо прочего, предусматривает возможность передачи оборонных технологий и обучение личного состава, то есть во вполне обозримом будущем современное французское оружие поступит и в его армию. Вопрос в том, что за это обещано Парижу.

Здесь стоит отметить следующее. Конфликт между Турцией, с одной стороны, и Грецией и Кипром — с другой, разгорелся летом, когда Анкара отправила исследовательское судно Oruc Reis проводить геологоразведочные работы близ греческого острова Кастелоризо в сопровождении боевых кораблей. В результате турецкие и греческие вооруженные силы были приведены в состояние повышенной боеготовности.

Причудливый альянс

Спор разгорелся из-за спорных районов на востоке Средиземного моря, включая кипрский шельф. И Греция с Кипром, и Турция заявили притязания на территории с возможными месторождениями нефти и газа. Евросоюз призвал Турцию остановить геологоразведочное бурение в спорных районах, угрожая санкциями. И хотя Анкара отозвала Oruc Reis и корабли эскорта, конфликт, очевидно, далеко не исчерпан.

Кипрское руководство это, конечно, понимает. И потому с поправкой на свои реалии мало-помалу осваивает манеру поведения «карликовой супердержавы» Катара, используя в качестве геополитического инструмента энергоресурсы. Благо теперь они у Кипра имеются. Причем потенциально — и свои, и транзитные.

Совместно с Грецией и Израилем Кипр участвует в проекте строительства нового газопровода EastMed, который может стать альтернативой российскому «Северному потоку-2» по поставкам газа в Европу.

Соответствующее соглашение было подписано 2 января текущего года министрами энергетики в присутствии премьеров трех стран. В рамках проекта EastMed планируется проложить трубопровод через Средиземное море от Израиля через Кипр и Крит на материковую Грецию и далее в Италию. Строительство — до кризиса на рынке энергоносителей и удара эпидемии — оценивалось в 6 млрд евро. Мощность 1900-километровой трубы должна составить 10 млрд кубометров газа в год с возможным увеличением вдвое.

Соглашению предшествовало обнаружение еще в 2010 г. неподалеку от уже разрабатывавшегося на тот момент месторождения Тамар в израильских водах Средиземного моря крупнейшего месторождения газа в истории Израиля — Левиафан, ресурсы которого оцениваются в 620 млрд кубометров.

Турция, в свою очередь, тоже старается не отставать в этой гонке. Но пока она придерживается конфронтационного курса в отношениях как с ЕС и его отдельными членами, так и с Израилем, это позволяет тому же Кипру качать права. Впрочем, подобно ряду стран юга Европы, турки также избавляются от токсичных отношений с РФ в сфере энергетики, причем по аналогичным причинам.

Так, заявлено, что благодаря открытию в Черном море нового газового месторождения Сакарья Турция в ближайшем будущем существенно снизит свою зависимость от импорта из Азербайджана и Ирана (поставки российского газа по «Турецкому потоку» упали в этом году до совсем уж смешных объемов) и даже может начать его экспортировать. Однако у Турции нет опыта добычи газа в открытом море, и хотя Анкара планирует осваивать месторождение самостоятельно, она не исключает возможности объявления международного тендера на строительство трубопровода для доставки газа до суши. А пока Турция стремится помешать добывать и транспортировать газ своим и без того нелюбимым соседям.

Причудливый альянс Кипра, Франции, Греции и Израиля (ведь тамошние правые не устают обвинять как французский мейнстрим, так и православных греков в растущем антисемитизме), случайной жертвой которого пали белорусские протестующие, раскрашен и другими неожиданными нюансами. В частности, российской и ливанской проблемой в архитектуре этой головоломки. С одной стороны, русофильство Парижа и Берлина (который тоже отличился в отталкивании Турции от Европы) недавно несколько увяло после отравления Алексея Навального, а также очередного связанного с Россией шпионского скандала во Франции. С другой стороны, Россия, ранее разругавшаяся с Грецией по украинскому вопросу (а также срыву проекта «Южный поток»), внезапно умудрилась побить горшки и с Кипром.

Список отверженных

Дело в том, что 25 марта, стремясь поставить под контроль шестую колонну — системных либералов и тайных глобалистов, а также поддержать свое попавшее под санкции окружение, Путин объявил об отмене льготных налоговых ставок «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета». Он поручил пересмотреть налоговые соглашения с «транзитными» странами и разорвать договоренности с теми, кто не пойдет на пересмотр. По последним доступным данным ЦБ РФ, за 2019 г. Россия вложила в Кипр более $14,5 млрд, а получила $8,1 млрд прямых инвестиций. Если бы денонсация соглашения с Кипром все же произошла, налоги выросли бы больше: кроме 15% на дивиденды, до 20% могла вырасти ставка на проценты и роялти. Кроме того, разрыв соглашения создал бы риски двойного налогообложения для бизнеса и физлиц.

Уже в апреле минфин РФ предложил Кипру отменить все льготы по налогу на дивиденды и проценты — наиболее жесткий вариант изменения соглашения. Переговоры не увенчались успехом, и 3 августа минфин объявил о начале денонсации соглашения. Аналогичное предложение поднять налоги на капитал из России получили Люксембург, Мальта и Нидерланды. Если они согласятся вести переговоры, то им будут предложены те же условия, что и Кипру. Так или иначе, 8 сентября Россия и Кипр подписали протокол о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения. Церемония прошла в здании кипрского МИДа.

Соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром действовало больше 20 лет. Однако вся эта история выглядит как явный самострел Москвы. И последствия не заставили себя ждать.

Уже 7 сентября кипрская газета Politis опубликовала список персон, получивших «золотые паспорта» Кипра за инвестиции. Перечень, утвержденный с 2008 по 2012 гг., состоит из 34 человек. Примечательно, что большинство из них составляют россияне и украинцы. В частности, в него вошли владельцы группы компаний ЕСН Григорий Березкин и торговой сети Spar в России Антон Белобрагин; гендиректор компании «БФА-Девелопмент» и вдова экс-владельца банка «Уралсиб» Людмила Коган; первый заместитель председателя ВЭБ РФ Михаил Кузовлев, а также украинский бизнесмен Игорь Коломойский и его семья.

Кроме того, в списке оказались президент международной группы компаний «Арети» Игорь Макаров, президент группы компаний «Меркурий» Игорь Кесаев, бывший член правления Еврофинанс Моснарбанка Владимир Столяренко, совладелец компании Evraz Александр Фролов, председатель правления группы компаний «ВИД» и экс-депутат Самарской губернской думы Алексей Ушамирский, совладелец группы «Синтез» Леонид Лебедев, соучредитель и совладелец группы «Приват» Геннадий Боголюбов, первый замначальника финансово-экономического департамента «Газпрома» Игорь Шаталов и др. Как сообщает Politis, перечисленные имена содержались в письме лидерам политических партий страны от президента республики Никоса Анастасиадиса. Перечень ранее был засекречен, однако гриф оказался «неожиданно» снят.

Финансовый погром

Ранее Кипр принял решение внести изменения в условия программы по получению гражданства за инвестиции, внедрив более жесткие механизмы борьбы с отмыванием денег. Главы государств и высокопоставленные чиновники, депутаты, судьи, мэры городов и прочие политически значимые лица (переставшие ими быть год назад и ранее) должны будут доказать источник происхождения капитала и предоставить справку об отсутствии судимости. Кроме того, такое нововведение должно упростить возможность лишить гражданства тех, кто вовлечен или когда-либо был причастен к совершению серьезных преступлений. При этом основные условия остаются без изменений.

После предыдущего ужесточения программы «золотых паспортов» в 2018 г. по итогам проверок в ноябре прошлого года власти Кипра приняли решение лишить гражданства 26 иностранцев, получивших его благодаря инвестициям в экономику страны. Но тогда информация о том, чьи именно паспорта аннулированы, не раскрывалась.

А 20 сентября Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал данные из секретного досье Управления США по противодействию финансовым преступлениям (FinCEN). В нем присутствуют имена россиян и компаний из РФ. В их числе — близкий друг российского президента виолончелист Сергей Ролдугин и хозяин «Севергрупп» Алексей Мордашов.

В новом расследовании ICIJ упомянуты советник Владимира Путина и экс-глава администрации Бориса Ельцина Валентин Юмашев, а также олигарх Алишер Усманов. И еще многие-многие другие известные фамилии. Кроме того, в данных FinCEN присутствует компания «Рособоронэкспорт», занятая в сфере военно-технического сотрудничества и входящая в госкорпорацию «Ростех». В списке также упомянут российский Газпромбанк. Еще одна российская фирма в досье FinCEN — телеком-компания МТС. Очевидно, что без интимного сотрудничества американцев с Кипром такой массив данных не появился бы.

В общем, это форменный погром и дальнейшее охлаждение отношений. Похоже, что Кипр, Греция, а в недалеком будущем и Израиль с Францией (да и Германия, не говоря уже о Великобритании, которая все же опубликовала ранее доклад о российском влиянии в собственном политическом истеблишменте) начали постепенный дрейф подальше от грязных российских денег. Что же, свежие энерготранспортные проекты позволяют отбраковывать нежелательных инвесторов.

Причем в виде пугала эти страны имеют перед собой не столько мелочного отравителя Путина, сколько более рельефного Эрдогана. Да и многострадальный Ливан, в котором важные интересы всех четырех стран совпадают, сам себя тоже не восстановит, причем для Франции, чего уж там, это, с оглядкой на ее гигантские дефициты, еще и способ немного сэкономить. Увы, сложные переплетения национальных интересов вынуждают временно оставить безнаказанным белорусского диктатора, но при этом вновь снизить потребность Европы в ядовитом российском газе и лишить Москву даже тех союзников, с которыми она 100 лет назад намеревалась воевать Константинополь.

Максим Михайленко, статья главного редактора Newssky для «Деловой Столицы»


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: