Возможности и риски Катара для Украины. Эксклюзив

08.04.2021 0 By NS.Writer

Украинская внешняя политика остаётся всеядной — что, как правило, объясняется необходимостью замещения рынков сбыта (при этом замещаемая РФ периодически выпрыгивает, как чёрт из табакерки), но время от времени беспокоит союзников. Которым, впрочем, тоже было бы неплохо на тридцатом году украинской независимости как-то узаконить отношения, поскольку начавшийся при Трампе дрейф западных институтов в разные стороны остановить не так-то просто.

Так, трудно не заметить, что украинцы зачастили на Ближний Восток и на берега Персидского Залива. В частности, в феврале этого года Украина, на уровне министра финансов, инициировала обсуждение возможностей для развития отношений в энергетическом и агросекторе, военно-техническом сотрудничестве и инвестировании с Катаром. Министр Марченко, возглавивший межправительственную комиссии по экономическому, торговому и техническому сотрудничеству между правительством Украины и Государством Катар провёл на эту тему с чрезвычайным и полномочным послом Катара в Украине Гади Нассер Аль-Гарджи. За 27 лет дипломатических и экономических отношений Украина и Катар развивают несколько направлений эффективного сотрудничества. Речь идет о постоянном росте экспорта (черные металлы, жиры, масла растительного или животного происхождения и зерновые культуры), увеличении импорта в Украину (органические химические соединения, продукты неорганической химии), инвестициях в портовую отрасль Украины, существующем безвизовом режиме и прямых авиарейсах между столицами. Казалось бы, обычная бюрократическая трескотня, но, как оказалось, не в данном случае.

Так, 16 марта Катар посетил министр внутренних дел Арсен Аваков, где, в рамках участия в рамках участия в Международной выставке технологий внутренней национальной безопасности и полицейского оборудования «Milipol Qatar 2021», провел двустороннюю встречу с премьер-министром, министром внутренних дел Катара Шейхом Халидом бин Халифом Аль Тани. Как оказалось, недавно катарская сторона купила украинские ракеты, а в апреле планируется визит в Катар украинского президента. Как мы помним, даже прошлый год у президента начался Оманом, а нынешний — важными соглашениями с ОАЕ. Но при этом надо понимать три нюанса.

Первый — общая, лирическая — арабский и неарабский Восток затягивает. Причём даже крупные, ведущие страны, такие как США, Францию и Великобританию. Между тем, логика и тонкости взаимосвязей в этом регионе не всегда очевидны. При этом, как видим, у стратегического союзника Украины — США — намечается тенденция на строительство «мировой лиги демократий», а государства Залива — все как один, абсолютные монархии, пусть и витринно вегетарианские (что подкупает Запад). Это не значит, что наши интересы на Ближнем Востоке должны подменяться некой догмой из либеральных кругов округа Колумбия, однако грани нужно чувствовать (они всё еще, к счастью, не перейдены). Не стоит забывать, к примеру, о сбитом Ираном украинском самолёте, ведь ситуация вокруг этой истории продолжает оставаться странной. Ясно, что Катар, ОАЭ, Оман — совсем не Иран, но их связи вокруг Персидского залива — причудливы.

Второй нюанс — усиление связей Украины с Катаром понравится Турции, но не понравится Египту (казалось бы, и аллах с ним, но Египет — американский союзник, заигрывающий с Россией), и оба государства, несмотря на членство Турции в НАТО и огромную финансовую помощь США Египту — от демократических норм удаляются. Пока что это вопрос второстепенный, однако суть турецко-катарских отношений понимать следует. Катар — это, весьма специфический симбиоз традиционных кланов, их государства, частного бизнеса и глобальных корпораций, в котором переплелись интересы Экксон Мобил, Тотал и Шелл. В мировой диспозиции это партнерство ориентировалось на Лондон и глобалистов, и является антагонистом сил другого глобального лагеря интересов, представленного изоляционистскими силами (пока что потерпевшими поражение). Тем не менее, попав под пресс США и соседей из-за поддержки, главным образом, «Братьев-мусульман», правивших короткое время Египтом после революции, Катар разместил у себя турецкую военную базу. Кроме того, Турция всё еще планирует когда-нибудь построить из Катара газопровод, хотя сегодня эта идея выглядит фантастической, да и технологически может устареть. Изоляция, впрочем, не повлияла на планы проведения в Катаре чемпионата мира по футболу в будущем году — да и сама вскоре выветрилась. Но напряжение вокруг страны до конца не спало. В прошлом десятилетии Доха сделала ставку на сжиженный газ и американский рынок, но появление сланцевой отрасли сделало перспективу более скромной. Катар часто вовлекается в российские иностранные проекты, грешащие непрозрачностью (как с «приватизацией» части акций «Роснефти») — об этом надо помнить. При этом Катар — база для глобального телеканала «Аль-Джазира», имеющего определяющее значение для настроений в мусульманском мире.

Наконец, третий нюанс — всё же, Катар в первую очередь, это о газе, о танкерном флоте и инфраструктуре. К началу десятых годов Катар вышел на первое место в мире в сегменте торговли сжиженным газом и фактически определил правила игры на этом новом рынке. В рамках ускоренной реализации программы выхода на американский рынок страна сделала крупнейший в истории заказ супертанкеров огромной серии на южнокорейских верфях. Именно это всё — необходимо Украине для подлинной диверсификации, раз она не считает выгодным добывать собственный газ. Впереди — дальнейшее ухудшение отношений цивилизованного мира с РФ вплоть до ограничений торговли энергоносителями, продолжение передела европейского энергетического рынка, на котором Катар играет не последнюю роль. И стремится продавать туда свой газ любыми путями. Конечно, после истории с лыжным инструктором, учитывая, что никто за неё не наказан, а также на фоне того состояния, в котором сегодня пребывает Одесса — сложно говорить о быстро реализуемых проектах терминалов, но с учетом контроля Турции над Босфором, вполне можно было бы подобный проект с Катаром хотя бы уже начать. Чтобы больше не импортировать электроэнергию из России, развалив собственный энергобаланс холодной зимой.

Максим Михайленко, главный редактор Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: