В тени Голема. Устоит ли Украина? Эксклюзив

14.07.2021 0 By NS.Writer

В последние несколько дней фейсбучные ЛОМы неистово обсуждают законопроект 5600. Возмущение понятно. Это как короеды сожрали весь урожай в неурожайный год и добираются до посевного фонда. С предсказуемым в итоге результатом, причем для самих короедов в том числе. Настолько самоубийственные решения, что просто ни в какую логику не вписываются.

Обсуждение, конечно, исполнено волнами субъективных рационализаций и злорадств. Начиная от «принципиально негосударственной нации» и заканчивая, понятно, «компетенциями зелёной команды». Помню, как сразу после президентских выборов очень неглупые люди ванговали: пройдет два года и Зеленский станет таким же токсичным, как и ВСЕ ПРЕДЫДУЩИЕ УКРАИНСКИЕ ПРЕЗИДЕНТЫ. Ребят, ВСЕ, капсом выделяю для людей с короткой памятью. И нечего кивать на Данилыча, при нём, при раннем, была огромная гора неосвоенных советских ресурсов и стерильно пустой внутренний рынок. И много-много необоснованного экономического оптимизма.

В это же время польские продукты в разных там неприметных магазинах (да и не только польские) гораздо дешевле, и главное! — на порядок качественнее украинских. Себестоимость, а потом и качество продуктов украинских при таких налоговых нововведениях очевидны. Это ничего, если я по-бабьи причитну: да шож это деется? Да почему ж польское государство способствует развитию общества и страны, а украинское — такое впечатление, что решило нас всех перевести на тот свет, прогнав перед этим по всем виткам деградационной спирали? Что пошло не так 30 лет назад???

Это не пошло не так, это было не так, да так и осталось

Честно говоря, я так устроена, что дурацкие ситуативные объяснения гигантских, неочевидных, сложных проблем меня всегда раздражали. Из серии: это всё оттого, что при власти плохие люди. Мы плохих уберём, поставим хороших и жизнь наладится. И прочие каргокульговские аргументы в том же духе. Сказано-сделано, а потом — ВСЕ УКРАИНСКИЕ ПРЕЗИДЕНТЫ… Может, не в президентах персонально дело? Рискну предложить другую версию.

Когда-то на заре интернета на глаза мне попалась большая статья авторов Лёлика и Лазарчука (отставить шутеечки про Лёлика и Болика) «Голем хочет жить». Еще при Горбачёве написанная. В то время россияне были более искренними, интеллектуальными и содержательными, да ещё и писали «по горячим следам», поэтому смело ссылаюсь.

Авторы статьи сделали ретроспективный анализ этапов становления, развития и гомеостаза советского госаппарата. Причем утверждали, что искусственно созданное чудище —они называли его Голем — уникально в своём роде. Поскольку-таки умудрилось загнать под контроль всё общество без остатка и деформировать его под себя, сделать из конгломерата народов этакую «Елену в ящике». И еще изрядно попортить руки-ноги тем бедолагам в Европе и мире, с которыми Оно тоже играло в дочки-матери.

Остановлюсь на нескольких моментах, важных для понимания того, что происходит (творится) сейчас.

Как стартап большевиков стал единорогом, потом — монополией и к чему это привело

Когда в 30-х годах прошлого века большевики решили систематизировать свой стартап, они придумали довольно незатейливую модель. Решили, что будет коллективный Пользователь, типа совета директоров — высшее партийное руководство. Стратегически Пользователь займется построением коммунизма на 1/6 части суши, а потом масштабирует Рай земной на остальной мир. На всякий случай стартовому пакету идей придали статус Абсолютной Истины (квазирелигия будоражит умы и порождает энтузиазм), так что Политбюро стало еще жреческой кастой по совместительству.

Понятно, что для реализации идей, так сказать, «в материале», нужен некий управленческий аппарат. Раз так — была построена жесткая иерархическая система бюрократии, которая доводила приказы Пользователя исполнителям на местах, отслеживала исполнение, собирала обратную информацию и «поднимала наверх» отчётность. В теории было красиво и сулило головокружительные перспективы, вплоть до лидирующих позиций в мире.

На практике оказалось, что, во-первых, сам стартовый пакет идей — завиральный, утопический и сильно конфликтует с жизненными реалиями. Во-вторых — информация, проходя по цепочке бюрократов туда и обратно, многократно искажается в силу, как минимум, человеческого фактора. В-третьих —информации, генерируемой обществом, так много, что аппарат просто не справляется с её обработкой. В-четвёртых — далеко не всё население страны готово бросить свои обычные занятия и воплощать дурацкие идеи, дополнительно искаженные «испорченным телефоном» и конфликтующие со здравым смыслом.

Был бы это бизнес — он тихо и довольно быстро помер бы под натиском конкурентов. Но, на наше общее горе, это было государство с монополией на насилие и уже богатым опытом зачисток оппонентов. Поэтому ради реализации Священной Идеи было принято решение максимально оптимизировать общество под управленческие задачи. Запугать, упростить и деинтеллектуализировать. Создать армию рабочих муравьёв, применив азиатский тип хозяйствования. И заодно провести форсированную индустриализацию, опираясь исключительно на внутренний ресурс. Все результаты красочно описаны в статье, читайте, там выше перелинковка.

Но нас-то интересует Голем. Итак, в ходе Великих свершений Политбюро так и осталось клубом единомышленников (ну, или точнее —религиозной сектой). А вот чиновничья иерархия систематизировалась, и как всякая хорошо налаженная система обрела системный эффект. Иными словами — превратилась в гигантский квазиорганизм, обладающий примитивным интеллектом. Способным, кстати, пройти тест Тьюринга. Со свойствами, несводимыми к свойствам конкретных людей, в систему встроенных. Заодно — максимально упростила общество и получила монополию на владение ВСЕЙ информацией в стране. А потом — и на манипулирование остальными субъектами с помощью информации. Так сформировался и утвердился Голем. Кибернетическое чудище.

Эмансипация и проделки Голема

Дальше всё было просто. Общество было окончательно сломлено и в полном составе перешло в услужение к Голему. Пользователь изначально был не вполне адекватным в силу одержимости утопическими идеями. Поэтому Голем, хорошо организованный и владеющий реальной информацией, очень быстро эмансипировал и начал манипулировать Пользователем. Держать «маразматического папеньку» в тёплой ванне и управлять уже в своих интересах, но ссылаясь на авторитет жрецов. Мол, я чо, я ничо, это всё святейшие отцы придумали, а я покорнейше выполняю.

На деле же, как любой организм, Голем стремился сохраниться любой ценой, вкусно кушать и экстенсивно расти при любой возможности. Всякая система стремится к гомеостазу и обвинять её в этом глупо. Вы же знаете эти эффекты, когда реформатор пытается оптимизировать аппарат, получает в ответ саботаж и намеренно искажённую реализацию распоряжений, становится токсичным в глазах общества и выбывает из игры? А потом аппарат, компенсируя себе неудобства, не то что восстанавливается, а еще максимально разрастается? Когда на месте трёх чиновников возникают 18? Картина маслом: «Иван-дурак и Змей-Горыныч». Ничего странного, просто Голем хочет жить.

Со Сталиным шутки были плохи и аппарату приходилось вести с ним изощренные византийские игры с подсовыванием, так сказать, персонально таргетированной информации для получения нужных Голему решений. Ответственность за которые после смерти была полностью возложена персонально на Сталина. А вот против Хрущёва, затеявшего реформы и замахнувшегося на жизненные интересы аппарата, Голем уже полноценно восстал. И схарчил бедолагу за милую душу.

Позднее всё то же было проделано с Горбачёвым. Лазарчук и Лёлик, как две бабы Ванги пишут: «Учитывая характер мышления Голема, можно с большой долей уверенности предсказать, что он попытается довести до конца начатый уже сценарий — то есть сменить Пользователя, посадив на место беспокойного Горбачева послушную себе марионетку». Привет тем, кто с нетерпением ждет смерти Путина. Это вам по старой технологии мастерски внушили, что Путин всё решает и всех переигрывает. Ну чтобы потом на него персонально возложить всю ответственность. Так что ждите очередного развенчания культа личности, уже скоро.

Постистория и дети лейтенанта Шмидта

Разумеется, советский Голем был могучим, но не всесильным. И как любая ригидная система, живущая в мифе, а не в реальности, рухнул под тяжестью собственных противоречий, как только потерял монополию на информацию и не смог больше манипулировать. Что было потом — мы отлично помним. Партийные и комсомольские элиты после короткого периода растерянности любовно восстановили големообразные управленческие системы. То есть — наплодили клонов Голема по всему постсоветскому пространству, наполнив их старыми проверенными кадрами. А дальше кадры обтёсывала под себя сама внутренняя культура аппарата и системные эффекты. Знаете, этот парадокс? Вот бывает чиновник, вне кабинета — мировой парень, душа-человек, прогрессор и новатор. Но как только вы переступаете порог его кабинета — робот Гелия Петровича, говорящий бюрократическими скриптами.

Поэтому, друзья, то, что вы искренне считаете украинским национальным государством — просто клон советского Голема. Конечно, изрядно потрёпанный и не такой всеведущий и всемогущий. Переодевания в вышиванки и флешмобы на День прапора — просто элемент институциональной памяти. Оно «помнит», что на уровне Пользователя должен присутствовать некий пакет метафизических идей, которыми можно оправдать любые действия. Голему нужна квазирелигия. В РФ, к примеру, это Культ Победы.

Лазарчук и Лёлик утверждают, что у Голема есть два типа функций — функции внешние, или номинативные, и функции внутренние, биологические. Внешние — собственно всё, что положено делать государству: образование, здравоохранение, дороги, внешние сношения, правопорядок и далее по списку. Биологические — питание себя, защита себя и воспроизводство себя.

Очевидно, что номинативные функции украинского Голема подчинены биологическим и рассматриваются им исключительно через призму фискальных интересов. Когда Голем затевает строительство дорог — его интересуют не дороги. Его интересует возможность нарастить поступления в бюджет и удвоить число ответственных за направление чиновников. Какого качества будут дороги — вопрос пятый. К слову, интеллект Голема примитивен, сам он неэффективен, как управленческая система, к тому же — заточен под «отрицательный отбор». Поэтому действительно стоящие проекты генерирует случайно.

Еще один парадокс — Голем институционально «помнит», что всё общество «живёт в государстве» и обязано служить его интересам. Зря, что ли, целый двадцатый век лепили массового «советского человека», как пельменницей? То, что огромная часть населения обретается в катакомбах теневой экономики — реальность, противоречащая мифу. А реальность Голем научился отменять еще в советские времена. Поэтому любое явление, противоречащее фискальным интересам Голема, расценивается, как преступное. Ну и что, что вам нужно кормить детей? Кого это интересует? Засуньте себе свои вопли про мораль и здравый смысл в юго-восточную часть анатомии. Если вы попались — вам предложат развилку. Либо драконовский штраф либо «порешать» более щадяще. И то и другое — благо для Голема. Порёшанное будет распределено в виде потока коррупционной ренты снизу вверх. Это маленький секрет Голема, компетенция, которую он приобрёл, выживая во враждебном, быстро меняющемся мире. Помним: питание себя, защита себя и воспроизводство себя. Сюда же, к слову, любовь ко внешним заимствованиям. Ну и отработка «корпоративов».

Вот кого Голем ненавидит — так это людей, независимо генерирующих информацию. Потому что, в-третьих, он «помнит», что монопольный контроль над информацией — его святое право и залог выживания. Например, самозанятых, малых и средних предпринимателей. Или просто умных, активных и профессиональных людей. Это в ЕС SME — священная корова и приоритет нескольких семилетних бюджетов последних десятилетий. А в Украине — вражеский класс, самый преступный и подлежащий постепенному, но неуклонному уничтожению. Потому что «по уши в реальности» (значит, адекватен и невосприимчив к мифам), гибок, быстро принимает решения, учится на ошибках, способен к самоорганизации и изобретению на колене схем, нагло сокращающих рацион Голема. Просто активные люди покидают страну волнами, но Голем это приветствует. «Границы открыты — валите отсюда, не путайтесь под ногами», — так бы Оно сказало, если бы могло говорить.

К слову… У нас как-то принято гордиться фирменным украинским свободолюбием, в отличие от некоторых. Но меня не отпускает мысль, что российские рассуждения про «братские народы» имеют под собой основания. Правда, это не народы братские, это Големы братские. И большой вопрос — это разные энергоинформационные объекты или всё тот же ребрендированный советский Голем? Просто теперь не единая корпорация, а «сеть региональных представительств»? Как «Макдональдс», например, с поправкой на местные культурные особенности?

Штош…

… я предложила к рассмотрению альтернативную версию, которая, РАЗУМЕЕТСЯ — старая добрая песня постсоветской интеллигенции с припевом «нужно менять Систему». Мы благодарны этой интеллигенции хотя бы за то, что она догадалась про Систему. Незатейливые граждане по-прежнему верят во всемогущество Пользователя и играют в теледемократию, с надеждой, что «вот теперь-то точно „наш“, поймёт наши беды и сделает нам красиво».

Как я уже сказала выше — Голем мастерски играет с любым Пользователем по давно откатанным сценариям. Ему всё равно: матёрый ли это аппаратчик, старый маразматик или молодой «свежий огурец», стремящийся в бочку с солёными. Аппарат давно вырос из коротких штанов, в которых до сих пор бегает Северная Корея. Даже если предположить появление искреннего, решительно настроенного реформатора, судьба его предсказуема. Помните, как Хрущёв пытался даже замахнуться на святоэ — поменять «госрелигию»? Ну, когда он заказал написать Моральный кодекс строителя коммунизма, нутром чувствуя тотальную внеморальность Голема и пытаясь застолбить за собой симпатии общества? Кодекс даже был написан: с бодуна и с копипастом заповедей Христа.Не помогло. Не поразил советский Давид Голиафа из пращи.

Менять Систему — идея тоже так себе. Кто ее будет менять? Кто и как? На этот вопрос постсоветская интеллигенция отвечает: «Система, изменись, раз-два». Друзья, большинство из вас после локдауна похудеть не может, а вы ждете самоограничений от сверхчеловеческого интеллекта, который не подчиняется ничьей персональной воле. Настолько не подчиняется, что уже совсем молодые «цифровые» люди голосуют за 5600. Просто потому, что Голем хочет жить и воспринимает общество не как заказчика услуг, а как среду обитания. Корма стало так мало, что из нафталина извлечены методы военного коммунизма.

Это всё закончится, конечно, эпическим обрушением с глиняных ног, но что печально — на наши головы. Вполне вероятно — с потерей Украиной субъектности.

Ну ладно, хватит плохих новостей. Перейдем к хорошим. Думаю, понятно, что гигантскому надчеловеческому энергоинформационному объекту может противостоять другой гигантский надчеловеческий энергоинформационный объект. Так, выбросьте из рук идею про альтернативную Голему государственную систему, фу. Как дети.

Лазарчук и Лёлик только задали направление. Потом оно было развито энтузиастами, которые описали ещё два типа энергоинформационных объектов: Левиафан (бизнес, наука) и Эгрегор (общество, горизонтальные структуры). Хорошая новость состоит в том, что украинцы как-то ухитрились регенерировать ампутированную советским Големом саморегуляцию общества. Майдан всё это прекрасно проявил. Левиафан прекрасен уже тем, что функционирует в проблемноориентированном подходе, поэтому далёк от разрыва с реальностью и маразма.

Плюс — новые, новейшие технологии, принадлежащие уже цифросфере и (надеюсь), могущие стать несущим ландшафтом для следующего цивилизационного витка. Вот такой «набор Лего».

Не буду развивать эти тезисы, это — открытый вопрос. Отвечая на который, следует помнить: Голем хочет жить. Поэтому вынести его за скобки не получится. По крайней мере, сейчас.

ЩеневсеКатерина Гладкевич
Фонд Уильяма Д. Донована за международный мир


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: