Уроки Мюнхена-2020. Киев берёт курс на Вашингтон и Анкару

17.02.2020 0 By NS.Writer

И об истории провала дорогостоящей российской провокации

Уроки Мюнхена-2020. Киев берёт курс на Вашингтон и Анкару

Самое удивительное насчет Мюнхенской конференции по безопасности в этом году состоит в том, что она в принципе смогла породить какую-то сенсацию. Прошлогоднее мероприятие было невыносимо скучным и печальным — его перипетии посвящались, преимущественно, кризису в отношениях между Европой и Америкой, угасанию трансатлантической солидарности и растущей роли Китая. Иными словами, Мюнхен-2019 оказался довольно унылым. Нынешний же Мюнхен оказался внезапным откровением — похоже, устав притворяться, все сбросили маски, и линии конфликта обозначились очень явственно.

Манифест 12 ̶с̶т̶у̶л̶ь̶е̶в̶ шагов

Наиболее резким моментом баварского форума стала масштабная провокация под названием «12 шагов к большей безопасности в Украине и Евроатлантическом регионе», документ, вместивший едва ли не все влажные грезы Москвы, начиная года эдак с 2013-го.

Содержание этого внешнеполитического пасквиля уже общеизвестно, поэтому интересно не так его содержание, как список организаторов и подписавшихся (здесь любопытно, кто из них застрельщик, а кто — полезный идиот). Примечательно, что упоминание о провокации было мгновенно разбросано по контролируемым Кремлем в разных его ипостасях Телеграм-каналам. Причем после того, как разгорелся скандал, документ убрали с сайта конференции, а затем вновь вернули, так как среди подписантов оказался и председатель Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер — вышло неудобно.

Объективная польза от происшедшего — сброс Кремлем на стол всех своих европейских и не только козырей. Это явные и неявные агенты влияния, прятавшиеся за громкими названиями должностей, постов и степеней Putinverstehers, путинпониматели. И раньше, впрочем, было известно, что ряд упомянутых в этом российском «мирном плане» фигурантов тесно сотрудничает с Москвой, как тот же руководитель фонда Кеннана Мэтью Рожанский, приютивший у себя целый консервный склад, из числа якобы оппозиционных россиян, умело притворяющихся сторонниками идей Никсона и Ф.Д.Рузвельта. Или — президент центра Карнеги Бернс, позволивший наводнить московский филиал центра сотрудниками СВР и ГРУ (отметим, что отделения второго фонда в Киеве никогда не было, а отделение первого было закрыто при скандальных обстоятельствах). Но нравственно-этические моменты этого благоухающего цветами зла сюжета пока отставим, хотя чувствуется, что разбор полетов в данном отношении сделает, как ни странно, именно нынешний Белый Дом.

Из россиян в списке засветились не только системные либералы Иванов и Кортунов, спрятавшие погоны под европейские дипломатические фраки ради успеха так называемой «партии демобилизации», пытающейся обеспечить Путину спокойную пенсию на Ривьере, но и менее известные личности. К примеру — генерал-лейтенант Евгений Бужинский, ныне возглавляющий коммерческую контору ПИР-Центр, которая еще недавно весьма системно занималась (через ряд стилизованных под либерализм прокладок ) «мягкой силой» РФ по миру (что, по-видимому означает ее переход в ту же номенклатуру ГРУ). Но россиян в списке мало — это весьма умно, поскольку план состоял в том, чтобы выдать этот документ за коллективную инициативу Запада. Для плезиру в базу подписантов воткнули и несколько украинских деятелей, в прошлом близких к Партии Регионов, а в настоящем — к олигархам, тайно мечтающим восстановить свои российские рынки.

Среди полезных идиотов оказался адмирал Ставридис, а также ряд британских и американских деятелей, вероятно, введенных в заблуждение терминологией пацифизма — за все хорошее, против всего плохого. Что ж, можно констатировать, что многолетние усилия российской политической разведки по проникновению в мягкое подбрюшье глубокого государства Запада, его мозговые центры — оказались небезуспешными. Ведь их учредители и распорядители, как правило, отставные политики, военные и корпоративные менеджеры, очень любят внимание и деньги. Равно как и лукулловы пиры в московских гостиницах с соответствующим продолжением под бесстрастную работу записывающих устройств.

Теперь, собственно, к содержательной политической части.

Два Мюнхена

Первое. Украинский президент в Мюнхене, бесспорно, наговорил лишнего. Вместе с тем, очевидно, что он запутался в терминологии и понятиях процесса урегулирования, поскольку пресловутое совместное патрулирование, которое он анонсировал в своем выступлении, возможно (и то, чисто теоретически) с участием народной милиции, которую только предстоит создать на основе законных органов власти, каковых на оккупированных территориях не существует.

В то же время, миротворческая инициатива, именуемая секторальным разведением, прекрасна своим поистине библийским сюжетом — Офис Президента на полную катушку использует право давания имен явлениям, которые своим существованием обязаны отнюдь не ему. Проще говоря, чем практика «секторальных разведений» Зеленского принципиально отличается от практики просто «разведений» Порошенко, остается неясным. Но звучит хорошо — публике нравится. Вообще, Зеленский так и не преодолел этой «лайкозависимости» — и продолжает каждой аудитории говорить то, что она хочет услышать. Пускай это звучит невнятно и как это внедрять — непонятно, неважно: завтра будет завтра, Офис либо съедет с темы, либо отмажется. Но это не приближает хороших решений.

Увы, проблема профессионализма продолжает глодать старые камни Банковой, и такое заявление не могло не всколыхнуть украинское общество, что грозит вновь негативно отразиться на популярности правящей партии. При этом, очевидно, что европейцы подставили Владимира Зеленского, сочтя, что какой-никакой мирный план придаст ему очков на внутреннем политическом рынке, ведь в их глазах главной угрозой для удобного политического лидера является влияние Игоря Коломойского, от которого президент вроде как стал избавляться.

Отсюда создается впечатление, что между Киевом, Мюнхеном, Парижем, Берлином и Веной работает какая-то сеть сломанных телефонов. Поскольку, как известно, подобная интерпретация социологических тенденций не соответствует реальности — против мирных планов на российских условиях выступает подавляющее большинство граждан, в то время как проблема Коломойского входит в трек рутинных внутренних противоречий и украино-американских отношений.

Второе. Само по себе появление одиозных 12 шагов свидетельствует о внутреннем давлении, которое испытывают элиты Германии и Франции (в роли пристяжного оказалась Италия), российские лоббисты и левые политики в Великобритании, а также часть истеблишмента американской Демпартии — в вопросе возвращения к обычным отношениям с Россией.

На этот раз продемонстрировано более чем явно — Украине, и не только ей, с гораздо большей вероятностью стоит ожидать неприятностей и измен со стороны утратившей политическую стабильность и нравственные ориентиры Западной Европы, нежели со стороны ультраправой администрации Дональда Трампа в США. Что несколько очищает логику прогнозирования дальнейшего развития событий.

То есть, в некотором смысле, Мюнхен-2020 оказался парафразом Мюнхена-1938: теперь европейские элиты норовят «слить» агрессору Украину, как тогда — Чехословакию ради иллюзии безопасности и еще нескольких лет очень условного мира. В этом контексте крайне показательно выступление Эммануэля Макрона: дескать, Россия — растущая угроза всей Европе, но конфронтацию с ней мы не потянем, так что давайте будем с ней дружить.

Третье. Надежными партнерами Украины — кроме Польши, трех балтийских государств и части государств Балкан — проявили себя США и Турция. Майк Помпео, саркастически пожелав удачи российскому коллеге Сергею Лаврову с его очередными руладами на тему раздела глобуса на зоны влияния в обмен на мир, был четок до резкости. США не только поддерживают присоединение Украины к программе расширенных возможностей НАТО (о чем было объявлено несколько ранее), но и помогают Украине оружием в силу того, что Россия захватила Крым и часть Донбасса. Америка собирается и в дальнейшем придерживаться этой линии.

Прощание с детством

Что касается турецкого министра иностранных дел Чавушоглу, то Анкара идет еще дальше, призывая предоставить странам-аспирантам НАТО, Грузии и Украине, план действий в отношении членства (долгожданный ПДЧ). Все это понимается как единственный путь к достижению мира и безопасности в Европе, в то время как РФ по отношению к субконтиненту является внешним агрессором, и вмешиваться в его дела не имеет никакого права.

Кроме того, это повышение тональности происходит на фоне объезда Помпео Украины, Беларуси, Казахстана и Узбекистана, в рамках которого были очень доходчиво проговорены американские интересы и то, что перечисленные страны получают взамен в случае следования очень простым правилам. Второй фон Мюнхена — обострение российско-турецких противоречий в Сирии и Ливии, вставших на грань непосредственного вооруженного столкновения. Что, в комплексе и усилило давление Москвы на Киев, особенно в разрезе кризиса в российско-белорусских отношениях и некоторого внешнеполитического промискуитета действующей украинской власти.

Четвертое. Россия сделала годную попытку превратить февральский Мюнхен в гастроли своего собственного дипломатического шоу, но перестаралась, сумев, скорее, напугать сомневающихся и вызвать дополнительное раздражение у противников, а также у едва сдерживающихся партнеров — таких, как Турция. Все непросто и с Германией, а вскоре могут возникнуть проблемы и по таким маршрутам как Рим и Вена, не говоря уже о скандинавских государствах.

РФ, переживающая тревожный внутриполитический и экономический период — из-за возрастных проблем Путина, а также из-за крушащего китайскую хозяйственную систему и глобальный сырьевой рынок коронавируса — мандражирует. Откровенно говоря, ей уже нечем торговать, кроме своей террористической деятельности в Европе и военных авантюр в Украине, Сирии, Ливии и других странах.

Все это — и не первый год — довольно прозрачно. Однако проблема баланса сил сегодня зиждется на способности скорее Киева избавиться от остатков своего внешнеполитического инфантилизма и по-настоящему осознать, что никакого мира по-быстрому не будет, что, как показал демонстративный захват рыбаков в Азовском море, свой обменный фонд Москва пополняет заложниками весьма лихо (отсюда и снижающийся эффект обменов), а откровенничать с Путиным — означает встревать в дурно пахнущие истории как внутри Украины, так и за рубежом.

Зеленский — не первый и не последний политический лидер, который начинал с попыток завязать диалог с Москвой. Но при этом он явно первый такой лидер, которому ошибки на этом пути могут стоить не только собственной должности, но и государства, которым он волею случая и успешных медийных манипуляций руководит. События в этом году вновь развиваются очень быстро, но хочется надеяться, что сами по себе Мюнхен и украинское государство в их результате на карте останутся, а вот таких неожиданных «мюнхенов» как этот, больше не будет.

Статья Алексея Кафтана и Максима Михайленко, главного редактора Newssky для «Деловой Столицы»


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: