Украинский Рагнарёк и мировое колесо Сансары: куда мы все катимся

03.08.2022 0 By NS.Writer

В Украине начался Рагнарёк. Добро и Zло сошлось в последней битве, нет больше места полутонам. Всё стало очень понятно: вот чужие, вот свои. Это справедливо для внутриукраинской ситуации, но общемировой контекст не укладывается в чёрно-белую палитру. Он пёстрый, и наша война для Человечества лишь один из кризисов, которые нужно преодолеть. Уже четыре года планету трясёт, как пиньяту, и мировой Банк уже предупреждает, что в следующем году начнётся глобальный экономический кризис.

Человечество столкнулось с серией глобальных вызовов, и от того, как они будут решены, зависит и будущее всех людей на Земле. Мы переживаем переход из постмодерна в метамодерн, и без потерь этот процесс не пройдёт. Всегда есть те, кто не приспосабливаются и вымирают, и наша задача — обеспечить вымирание Российск… Так, стоп, это из другого текста!

Давайте посмотрим, как наша война накладывается на приближающийся мировой кризис и попробуем вообразить будущее.

Дефицит полупроводников

Это колоссальная проблема, и один из самых важных факторов мировой экономики. У нас технически прогресс за год делает рывок, как раньше за десять. Человечеству нужно все больше компьютеров, мобильных устройств, вычислительных систем. «Умными» становятся автомобили, станки, вооружение… даже лампочки, хай йому грець, теперь тоже умные, и в них нужно встроить микрокомпьютер.

А микрокомпьютеров-то и нет!

Если упростить, то вся микроэлектроника делается из полупроводников. Исторически и экономически сложилось так, что почти весь полупроводниковый бизнес, это Южная Корея (Samsung) и Тайвань (TSMC). Ещё есть немного в США, Японии, Китае… но, в целом, производителей мало, мощности ограничены, полупроводников не хватало уже в 2018. Строительство новых заводов ведётся, но они будут достроены через несколько лет. Это очень сложное производство, которое нельзя развернуть за год-два.

В последние два года по отрасли от души врезали коронавирусные карантины, убившие логистику. То есть, к общей нехватке ресурсов добавилась невозможность привезти эти ресурсы на завод микроэлектроники, а готовую микроэлектронику — на завод заказчика. Тотальный коллапс, из-за которого срывались сроки выпуска новых продуктов (например, игровых консолей нового поколения).

Вдобавок Китай в своё время закусился с Дональдом Трампом, огрёб санкций, и вынужден был закупать впрок микропроцессоры, пока давали. Это ещё сильнее усилило дефицит. А ещё Китай нагнетает обстановку вокруг Тайваня, что означает риск для производства полупроводников и микроэлектроники. Что происходит? Правильно, другие игроки тоже стараются закупиться впрок на случай будущей войны в Тихом Океане. Дефицит растёт.

Поэтому мы видим сумасшедшие цены на видеокарты, замедление темпов выпуска различной потребительской электроники и рост цен на все приборы, что хоть немного умнее молотка и Марии Захаровой. Потому что шутка про «американские айфоны собираются в Китае» упускает несколько смешных подробностей. Чтобы Китай собрал американский айфон, ему из Тайваня должны привезти процессор, из Японии модуль камеры, из Индии металл, а из Европы поставить сборочную линию, потому что станки Китай себе тоже не делает. В условиях, когда и с сырьём всё плохо, и порты закрыты, собирание «айфона» становится нетривиальной и дорогой задачей.

Очередь за видеокартами в Японии напоминает позднесоветские «стояния за джинсами»

Дорогая Россиюшка в этом году помогла планете от души. Для производства полупроводников нужен газ неон. Мировыми лидерами поставок этого газа была производственная цепочка предприятий Украины и России. Путиноиды перестали отгружать «грязный» неон на очистительные заводы в Одессе и Мариуполе. В Украине должны быть запасы очищенного неона, но вывезти их нельзя: морские порты находятся в прицеле русских ракет. Конечно, это усилило проблему, и теперь, видимо, рынок неона уйдёт под Китай и США. Производителям полупроводников придётся ещё раз перекроить логистику, потеряв время и деньги.

В общем, всё очень плохо.

Поэтому, отрасли производства, зависимые от полупроводников, в этом году будут также страдать от дефицита комплектующих. Их акции будут снижаться в стоимости, расходы будут сокращаться. Мы с вами продолжим наблюдать за ростом цен на смартфоны и прочие игрушки, а также сильным замедлением развития потребительской техники.

В 2024 и 2025 достроятся заводы по производству микроэлектроники и более-менее утрясётся рынок ресурсов. В это же время мировая экономика будет страдать от экономического кризиса. Сложится так, что полупроводников начнут производить резко больше, а потребность в них на рынке уменьшится. Поэтому из острого дефицита полупроводников мы влетим в кризис перепроизводства на фоне общего коллапса экономики. Совершенно потрясающая перспектива.

Поэтому рынок производства всякой электронной хреновины ждут банкротства, скачки курсов акций, убытки торговых сетей. Не всех. У крупных игроков вроде Apple или Samsung есть шанс стать сильнее.

На этом фоне вполне естественным выглядит запрет на поставки полупроводников и микроэлектроники в Россию. Это не столько вопрос принципов и международной безопасности, сколько вопрос выживания отрасли. Ресурсов на всех не хватает, поэтому россиян с облегчением выбросили на мороз. Как официально, так и с «параллельным импортом». Хоть перпендикулярным — товара просто НЕТ.

IT

У компаний, занимающихся программным обеспечением и интернет-сервисами,дела обстоят намного лучше. Они тоже зависят от рынка полупроводников (как минимум, для серверов), но это другая степень зависимости, не столь сильная. Поэтому большинство украинских айтишников не столкнутся с серьёзными проблемами в трудоустройстве в международные компании.

Борис Саркисов, консультант в проектном управлении и автоматизации бизнеса, program manager в Amazon:

Пока мировая экономика сохраняет стабильность, ситуация на рынке труда в IT-сфере будет стабильной. В международных компаниях по-прежнему есть высокая нужда во всех IT-специальностях, и для украинцев этот год хороший для того, чтобы «войти в IT», вытеснив оттуда специалистов из России. В следующем году (или даже в конце этого) спрос на IT-кадры, скорее всего, снизится из-за мирового кризиса и рецессии. Под нож пойдут молодые специалисты, поэтому успевайте сделать карьеру прямо сейчас. Опытные специалисты будут нужны даже в кризис, просто их зарплаты какое-то время не будут расти.

То есть, война войной, но мир развивается в сторону цифровизации. Программисты нужны, как и тестировщики, дизайнеры, продукт-менеджеры и проектные менеджеры, чтобы всем этим коллективом управлять. Да, мир сползает в кризис, но не в каменный век. Айтишники останутся востребованы.

Отдельно нужно сказать об украинских продуктовых компаниях. В начале войны, когда Киев оказался в осаде и Украина, казалось, висит на волоске, мы действительно не знали, уцелеет ли «Розетка», «Новая почта» и другие украинские IT-компании, вроде Avto.pro. Сейчас уже понятно, что украинский бизнес уцелел, и даже пробует закрепиться в Европе. Поэтому айтишникам, занятым в украинском бизнесе, рано обновлять резюме. Работа будет.

Криптовалюты

Последние два года криптовалюты росли, как на дрожжах, и вместо функции «новых денег» стали выполнять функцию «новых акций». Люди покупали и продавали «крипту», играя на курсовой разнице. Строили на ней бизнес. Делали долгосрочные накопления. Кто-то разорялся, но большинство богатело, и в этом году пузырь надулся до такой степени, что просто не мог не лопнуть. Сейчас курсы всех криптовалют падают, и нападение России тоже приложило к этому руку. Дело в том, что украинским волонтерам в этом году криптовалюты нужны именно как вариант денег — они получили достаточно пожертвований в биткоинах и эфириуме. Плюс, это просто удобный способ обходить валютные ограничения банков Украины и ЕС. Волонтеры получают и продают большое количество крипты, тем самым ещё сильнее сбивая её курс.

Я полагаю, что ситуация на этом фронте не критическая, и через несколько лет «новые деньги» восстановят свою стоимость, но текущее падение действительно серьёзно. В целом, эта отрасль экономики до конца года будет оставаться крайне рисковой. Многие криптовалюты не выживут — печальный пример Luna крайне важно изучить и отрефлексировать. Бизнесы, строящиеся вокруг крипты и паразитирующие на её долговременном росте, уже обанкротились. Возможно, неглупой идеей будет купить биткоины или эфиры на низах рынка, чтобы через несколько лет получить сверхприбыль. Но точно не на последние деньги и относиться к этому, как к долгосрочным вложениям типа «купил и забыл». Если смотреть курсы каждый день, можно сойти с ума.

По мере нарастания проблем в мировой экономике и росту инфляции, деньги будут возвращаться в «крипту».

Также, я абсолютно уверен в том, что криптовалютный кризис вынудит государства попробовать зарегулировать или запретить эту сферу отношений между людьми. Но так как сама идея криптовалюты и механизм её работы строился с оглядкой на противодействие государственному регулированию, попытка провалится. Тогда государства попробуют загнать криптовалюты в глубокий маргинес («деньги педофилов и наркоманов») через СМИ и агентов влияния. Будет интересно понаблюдать за развитием событий.

Коронавирус

Слава Богу, я хотя бы не вирусолог, и эпидемию коронавируса рассматриваю только с точки зрения ее влияния на логистику (катастрофа), промышленность (катастрофа), торговлю и туризм (ну вы понимаете…) и IT. Последняя, кстати, во время локдаунов получила сумасшедший стимул к развитию, который использовала на 100%.

Война изменила отношение к коронавирусу. Во-первых, в принципе люди переключились на другую картинку в телевизоре. Во-вторых, с миллионами украинских беженцев, свободно гуляющих по миру, обессмыслились карантинные мероприятия. Европейский обыватель получил передышку и, живя сейчас в Европе, я вижу, что европейцам очень понравилось снова жить без масок и ограничений. Да, люди продолжают болеть, кто-то умирает, но для общества вернулись возможности зарабатывать деньги и жить полноценной жизнью. Это ценится, и ценится вдвойне с оглядкой на кризис, чьё дыхание уже ощущается в Европе.

Поэтому, есть надежда, что локдаунов больше не будет. На это «удовольствие» уже нет ресурсов.

Голод и кризис

С призраком мирового голода всё очень интересно. Есть три реальности: русская, оптимистическая, и реальная реальность. С русской всё просто: путиноиды реально верят в то, что могут устроить голод с миллионами погибших. Мол, без украинской пшеницы и частично без русской мир вымрет. Это, разумеется, бред, направленный на внутреннее потребление, чтобы русские дурачки перед телевизором могли помечтать о мировом господстве хотя бы до сентября и поменьше задавали вопросов о происходящем.

Это, разумеется, чушь. И на этом спотыкаются уже наши читатели. Еды в мире достаточно. И поэтому люди расслабляются и игнорируют любые риски, связанные с поставками с/х продукции.

Однако здесь в чат заходит реальная реальность: в текущей реальности страдает логистика. Государствам приходится переориентироваться на других поставщиков и не всегда это удаётся. Кто читал новости о том, как в Ла Корунью зашёл груз с украинской кукурузой? Не всё можно быстро заменить. От этого растут цены, сбиваются сроки прихода товара. Бедным странам с неэффективным государственным аппаратом действительно будет тяжело перестроиться на ходу.

Могут случиться локальные кризисы: не вся еда пропадёт с полок магазинов, но ассортимент сузится. Где-то случатся голодные бунты, где-то беспорядки перерастут в революции. Жизнь вообще жестока к бедным и неэффективным государствам.

Шри-Ланка как иллюстрация возможных продовольственных кризисов в бедных странах третьего мира. Любопытно, что голодные бунты происходят также в Иране — характерная иллюстрация, к чему приводит дружба с россиянами

Проблемы с поставкой еды (и степень этих проблем) могут дать «официальный» старт мировому экономическому кризису, поскольку рост цен на продукты из-за дефицита и смены поставщиков дополняется ростом цен из-за цен на энергоносители. А мировая экономика и так ослаблена коронавирусом, беженцами, войной и переделом рынка энергоресурсов. Где-то в этом моменте всё может посыпаться…

Война, политика, энергоносители

Мне кажется, главным осознанием последних лет стало то, что эти слова пишутся в одну строку и через запятую. Рынок энергоносителей не экономический, а политический, и непосредственно связан с военными действиями по всему миру. Политика определяет, кто кому и сколько будет продавать газа и нефти, война определяет политику. То, что раньше было известно только специалистам, сейчас понимают даже блогеры и домохозяйки.

Какой может быть прогноз?

Скорее всего, ЕС сможет добиться почти полной изоляции российской нефти, но точно не сможет полностью отказаться от российского газа. Это означает, что российская агрессия получит достаточно денег для продолжения активных действий и, одновременно, поддержания страны в жизнеспособном состоянии. Дорогим россиянам придётся кушать поменьше и пить подешевле, и чем дальше, тем меньше и дешевле, но война будет идти ещё долго. Деньги у русских «завтра» не закончатся, как и дешёвое пушечное мясо.

Я планирую свою жизнь, исходя из предположения, что боевые действия будут идти до конца 2023 года. Это время, которое нашему народу и нашей стране нужно продержаться.

Что будет с Украиной

К концу войны реальный сектор производства Украины будет сильно разрушен, некоторые отрасли будут полностью уничтожены. Воссоздавать всё, как было, никто не будет: незачем, да и денег не хватит.

Надежды на Запад небольшие, так как вероятный конец войны придётся на разгар мирового кризиса, и мы не сможем получить помощь в достаточном количестве. Чудо, что нам уже дали устоять и, скорее всего, дадут победить. После войны придётся рассчитывать больше на себя.

Скорее всего, в послевоенной Украине усилится агропромышленный комплекс, а также сформируется мощный военно-промышленный комплекс. Сначала для собственных нужд, затем и на экспорт — тут переход на стандарты НАТО и реальный боевой опыт дают колоссальный бонус. Остальные отрасли, такие как металлургия, машиностроение, нефтепереработка, будут восстанавливать в формате и объёмах, необходимых аграриям и военным. Это не очень хорошо для простого украинца, так как означает и сокращение рабочих мест, и необходимость переучиваться. В том числе и за свой счёт, и начинать нужно было вчера. Послевоенная Украина вообще будет довольно жёстким местом, где людям придётся, наконец, принять ответственность за свою жизнь и перестать воспринимать государство, как заботливого родителя, который обо всём позаботится.

Тем, кто не впишется в аграрии и ВПК, останется IT, служба в армии, торговля, сервис и все виды заробитчанства (сюда же автор относит и украинских моряков, которые ходят под чужими флагами). Ну и «бюджетники», конечно — образование, медицина, управление, силовые структуры. Со всеми, кто не впишется в эту простую систему, Украина поступит также, как и в предыдущих циклах своего упрощения: границы открыты, мир большой, скатертью дорога. Большой мир при этом будет лихорадить мировой кризис, так что эмигрантам тоже придется несладко.

Есть небольшой шанс, что Украине удастся продать себя, как выгодное поле для инвестиций и создания здесь с нуля новых производств. Например, встроиться в цепочку производства полупроводников или постараться влезть в стремительно развивающуюся мировую космическую цепочку. Но для этого Украине нужно, наконец, показать западным инвесторам, что она способна обеспечить для них комфортные условия и играть по правилам. Поэтому уместно будет сохранять скепсис по этому поводу.

Что делать украинцу

  • Учить-повторять-развивать английский. Совсем хорошо учить два языка: английский + язык страны вероятного пребывания/работы. Наиболее рабочей связкой представляется английский + немецкий. Но возможны варианты с вторым французским, польским и, может быть, испанским. Иностранные языки понадобятся даже тем, кто останется жить и работать в Украине просто в силу глобализации Украины, встраивания её в «большой» мир. А уж тем, кому выпадет ехать…
  • Следить за здоровьем, в том числе психологическим. Меньше бухайте, старайтесь питаться правильно, фильтруйте источники информации. Вам понадобится максимум сил, душевных и физических, после войны. Не расплескайте себя раньше времени. Это очень долгий марафон.
  • Изучайте, как развивается ваша профессия. Развивайтесь в ней, потому что в будущем работу получат только самые зубастые. Если видите, что перспектив в профессии нет, пытайтесь переквалифицироваться в одну из перспективных отраслей. Аграрии, ВПК, армия, «Айти», заробитчанство.
  • Верить в себя, а не в волшебников Запада или колдунов Востока.

Вот такие дела. Впереди много сложного, но я смотрю в будущее со сдержанным оптимизмом. Украинцы выиграют свой Рагнарёк, и после него колесо Сансары длинных экономических циклов покажется лёгкой прогулкой. Мы выстоим.

Слава Украине!

Эксклюзив

«Скорбилин»Денис Скорбилин, для Newssky


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: