Украинский фронт белорусско-европейской войны. Эксклюзив

03.07.2021 0 By NS.Writer

Белорусский режим Александра Лукашенко начал экономико-политическую контратаку в масштабной гибридной войне против «всего коллективного запада». В более узком смысле, точные последствия белорусско-европейской войны в фокусе разрыва Минска с ЕС по вопросам «Восточного партнерства» и реадмиссии весьма туманны и будут выглядеть отчетливее в более долгосрочной перспективе. Однако политические обвинения в адрес канцлера Германии, руководства США, Польши и Украины в подготовке насильственного переворота в Беларуси якобы через сеть спящих террористических ячеек выглядят как сводки с театра военных действий новой Холодной войны в стране третьего мира. Видимо, окончательно утративший суверенитет Лукашенко перечитался романов Юлиана Семёнова вроде «ТАСС уполномочен заявить» и «Интерконтинентальный узел». Но, обо всём по порядку.

Дурман войны

За последние две недели Александр Лукашенко девять раз употребил слово «война». Выступив 22 июня в крепости-герое Бресте с так называемой «брестской речью» белорусский диктатор официально объявил «Отечественную войну», при этом действия западных стран сравнил с нападением рейха на СССР.

Этот нарратив зафиксировал и находившийся в Минске 28 июня, глава Совбеза РФ Николай Патрушев. Он публично заявил: «Целью „внешних сил“ является государственный переворот в Белоруссии, смена ее руководства, строя и политики. Других слов, кроме слова „война“ для подобных целей не существует. Сдаваться же никто не собирается: руководства двух стран принимают бой за Белоруссию».

29 июня официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил на регулярном брифинге: «Мы решительно против того, чтобы в международных отношениях использовались угрозы и односторонние санкции, Китай против вмешательства внешних сил во внутренние дела Белоруссии». 30 лет КНР хранила невозмутимое конфуцианское лицо во всех вопросах, когда речь шла о постсоветском пространстве и, после 2013 года — бывшем постсоветском пространстве. Но на этот раз Китай фактически заявил о формировании военно-политической оси Пекин-Москва-Минск.

2 июля на торжественном собрании в честь Дня Независимости РБ Александр Лукашенко заявил: «Сломив безотказно работающий до сих пор гибридный механизм блицкрига, по сути, вы стали на пути новой экспансии на Восток. При этом огромное количество оружия поступает из Украины в Беларусь. Поэтому я поручил пограничным войскам полностью перекрыть границу с Украиной».

О том, что «украинские боевики тоннами ввозили в Белоруссию оружие для подготовки терактов», белорусский диктатор заявлял еще в декабре прошлого года. Тогда белорусские силовики задержали группу Николая Автуховича (скорее всего, очередная фикция белорусского КГБ). Лукашенко утверждал, что участники группы получали украинское вооружение. И вот новое «конкретное» обвинение на торжественном собрании: «И еще одно покушение на преступление 1 июля. Цель (цитирую) — обездвижить, захватить, бросить в багажник. Вывезти в лес в самое глухое место, отрезать язык. Взять ножницы, чтобы сам это сделал. Если не сделает сам — тот, кто был нанят за десять тысяч долларов должен был осуществить эту операцию, заснять на камеру и выложить в интернет. Если не получится — убить. Пистолет был привезен из Украины и спрятан в тайнике в Гомельской области, как и другие украинские приборы (тепловизоры и прочее), которые использовались при попытке подорвать Вилейскую станцию связи РФ с военно-морским флотом в Атлантике. Опять спросите фамилию? Пожалуйста, это Сосновский. Арестован и дает показания».

Киев оперативно отвергает обвинения Александра Лукашенко о якобы поставках оружия из Украины. Спикер МИД Украины Олег Николенко добавил, что позиционирование Киева как внешней угрозы укладывается в политику дезинформации, репрессий и запугивания белорусского населения.

По нашему мнению, заявления Лукашенко — имеющие признаки имитации безумия — имеют все же более серьезные долгосрочные цели. Речь об фактическом открытии Украинского фронта белорусско-европейской гибридной войны, в стратегическом контексте — создания северного плацдарма военных действий российской агрессии против Украины.

Кремлевская многоходовочка

Провокация нового кризиса в Украине путём наступления формирований боевиков ОРДЛО на Киев или Одессу в Москве считают временно бесперспективным. Не надеются кремлевские стратеги и на успех военной операции вглубь украинской территории из оккупированного Крыма и сепаратистского Приднестровья. Остаётся один вариант — Белоруссия. У Минска с Киевом в течении последнего месяца самая жёсткая конфронтация за всю историю отношений двух независимых стран. Если у Лукашенко возникнет конфликт с Украиной, то формально Россия окажется лишь его косвенным участником в рамках «поддержки союзника». Российские спецслужбы вполне способны спровоцировать пограничные инциденты при помощи разного рода диверсионных групп, коллаборационистов и ЧВК.

Большая часть украинско-белорусской границы проходит по Полесским болотам, слабо пригодным для ведения боевых действий. Более подходящие для проведения войсковой операции РФ силами белорусских союзников места находятся как раз на пространстве от Киева до Чернигова. Сконцентрировать у украинской границы войска Минск сможет за пару дней (что ранее продемонстрировано на границе с Польшей, Литвой и Латвией).

Сам по себе белорусско-украинский пограничный конфликт не повлечет обязательного вмешательства России. Министр обороны Украины Андрей Таран неоднократно заявлял, что стоит опасаться также базирования российской армии в Беларуси.

Резонно предположить, что Москва оперативно вмешается в том случае, если Минск «подвергнется» силовым ударам по принуждению к миру со стороны отдельных европейских стран (правда, как это осушествимо в рамках НАТО — неясно). К примеру, весной 2021 года у Беларуси с Польшей сильно ухудшились отношения и Лукашенко обещал каждый месяц демонстрировать белорусско-российские военные учения. Если в конфликт Минска и Киева решат вмешаться Польша, Литва и Латвия то скорее всего российский агрессор не ограничится операциями на территории Белоруссии, под прямую угрозу вторжения попадет столица Украины. Подобный прогноз военных экспертов неоднократно озвучивался: «если Россия и решит начать масштабную войну с Украиной, то наступать будет не на наши укрепленные позиции в Донбассе, а попытается нанести ударить по Киеву со стороны Брянска и Белоруссии». Потому провокация конфликта Минска и Киева создает для российской агрессии прекрасные возможности.

Бои местного (секторального) значения

Правительству Украины необходимо принять оперативное решение — в каком формате Киев присоединится к 4-ому и 5-тому пакетам ограничений ЕС в отношении Белоруссии. Четвертый пакет — персональный. На сегодня персональные санкции охватили 166 физических и 15 юридических лиц РБ, их активы заморожены. В пятый (секторальный) пакет санкций Евросоюза входит запрет на выполнение контрактов, заключенных после 25 июня 2021 года, на импорт и транзит нефтепродуктов и калийной продукции из Беларуси; воспрещение импорта-экспорта софта и аппаратного обеспечения, применяемого для слежки за людьми в телекоммуникациях; запрет на кредиты для госкомпаний и размещение ценных бумаг с погашением более 3-х месяцев; эмбарго на продажу и транзит табака и табачных изделий из ЕС покупателям из Беларуси или для использования в Беларуси; воспрещение на передачу или экспорт товаров и гражданских технологий двойного назначения, которые могут быть использованы в военных целях.

ЕС — второй по величине после РФ торговый партнер Минска. По данным Еврокомиссии, объем белорусского экспорта товаров и услуг в страны ЕС в 2020 году составил почти 7 млрд долларов, или чуть менее 12% ВВП страны.

Экспорт «Белнефтехима» в 2020-м составил 4,2 млрд долларов, экспорт удобрений «Беларуськалия» — 2,4 миллиарда,на его долю приходится около 20% мирового рынка. Однако важно помнить, что продукция этого предприятия идет в основном не в ЕС (10% экспорта), а в Бразилию, Индию и Китай.

Продукция Гродненской табачной фабрики «Неман» экспортируется в 15 стран мира. Объем экспорта составил 425 миллионов пачек сигарет за последний год.

Также Евросоюз ввел санкции против МАЗ, БелАЗ, «Белаэронавигации», Bremino Group, «Новой нефтяной компании», Globalcustom и Logex, Sohra. Еще раньше санкции объявили «Белтехэкспорту», «Дана Холдингс/Дана Астра», «Управлению делами президента Беларуси», «Синезису», заводу «АГАТ», предприятию «140-й ремонтный завод», «Минскому заводу колесных тягачей».

Однако наблюдатели ЕС считают, что это не работает. Потому что Logex — таможенный брокер, обслуживающий транзит из Европы в Россию и Азию. «Новая нефтяная компания» — частная, не входящая в «Белнефтехим». Sohra — зарегистрированная в ОАЭ компания, экспортирующая грузовики, тракторы, стройматериалы и даже калийные удобрения. Breminogroup связана с сугубо двусторонней белорусско-российской торговлей. Globalcustom — транзит и логистика, а также охранные услуги.
Для Минска «блокада» от ЕС легко обходится через Россию. Правда, превращая при этом РБ в обычную область России А вот украинская экономика, как известно, тесно связана с экономикой Беларуси. То есть, на сегодняшний день, санкции Киева против Минска не имеют торгового решения, а только политическое с учетом опасных экономических и торговых рисков.

Важно напомнить, что ранее Украина, даже раньше большинства стран ЕС, объявила Минску воздушную блокаду. Вкупе с новыми санкциями это режим Лукашенко действительно это может приравнять к гибридным военным действиям.

Несмотря на резкие резонансные заявления министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы в отношении Минска, в его риторике прослеживаются соглашательские примиренческие нотки, вроде: «Мы будем действовать очень взвешенно… Нельзя изменить географию… Мы не хотим политической или торговой войны с Беларусью… Беларусь — чрезвычайно чувствительный и болезненный вопрос для Украины». Следует ли, что главный дипломат Украины настаивает на приоритете экономических интересов над политическими в отношениях с белорусским режимом?

Видимо угроза полномасштабной агрессии РФ с севера, или дальнейшее расшатывание ситуации в Украине через провоцирование конфликта Киева с Минском явно не дооценивается Офисом Президента. Одно очевидно, что роль адвоката Минска перед Западом Киеву больше не светит. А вот открытие «Украинского фронта» в белорусско-европейской войне вполне реально. И кремлевские стратеги в предвкушении потирают руки.

МишинАндрей Мишин,
кандидат политических наук, международный обозреватель, советник по политическим вопросам


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: