Украина миру — молчание или слово?

24.01.2020 0 By Shadowdancerrr

В начале января украинские СМИ облетела грустная новость о том, что иностранная редакция телеканала UATV прекращает работу. Причём самое грустное в этой новости то, что только в этот момент миллионы украинцев узнали о том, что у нас вообще было иновещание.  Насколько оно вообще нужно, для чего, как с иновещанием обстоят дела у соседей — давайте разбираться.

Зрада или перемога

Как и большинство инфоповодов нашей родины, отключение международного вещания UATV воспринимается крайне неоднозначно. С одной стороны, это очевидная глупость, поскольку за четыре года работы редакции удалось достичь больших количественных достижений. Контракты с 400 провайдерами телеуслуг, вещание на английском, русском, арабском, крымскотатарском, украинском языках, свои корпункты и аудитория зрителей. Это ресурс, которым разбрасываться нельзя.

С другой стороны, качество контента, который создавался этой командой, было посредственным. Сейчас UATV продолжает работать, хоть и без международного вещания — на сайте доступен прямой эфир. Нарезки попадают на YouTube. Поэтому можете сами оценить качество этого продукта и прикинуть, сколько человек в мире могло интересоваться таким каналом.

Я не эксперт в телевидении, однако хорошо разбираюсь в YouTube, развиваю свой канал о технологиях. Поэтому могу оценить хотя бы пул интернет-каналов UATV. На мой взгляд, с ним всё очень печально: с такими бюджетами и господдержкой даже русскоязычный YouTube не сделал ни одного видео-миллионника и набрал менее ста тысяч подписчиков за четыре года. В последние месяцы просмотры упали и измеряются даже не тысячами, а десятками и сотнями. С каналами других языков у UATV всё ещё хуже — зрителям не интересно смотреть такое. Что-то в этой консерватории нужно было менять.

Цена вопроса тоже может восприниматься по-разному. UATV обходился государству в 0.06% годового бюджета. В 2019 году это составило 600 миллионов гривен, причём расходы часто урезали. Вроде бы куча денег, ого-го, но… Содержать на эту сумму телестудию, оплачивать регулярный выпуск контента, налаживать отношения с кабельными и спутниковыми компаниями, как-то пытаться вылезти в Интернет… Тут, пожалуй, нужно не резать косты, а увеличивать финансирование. Но с каких денег, если бюджет и так трещит от расходов?

Что будет дальше

Формально, иновещание никуда не денется, просто поменяется формат. Вместо широконаправленного «тришкиного кафтана» UATV возникнет русскоязычный канал, ориентированный на граждан, проживающих на оккупированных территориях. Задумка, в принципе, неплохая (притворимся, что верим в эффективность этого предприятия). Нам действительно нужно работать с крымчанами и жителями ЛДНР, к тому же, русскоязычный проукраинский канал будут смотреть и в Украине, и в мире — как минимум, через Интернет. Если бюджеты сохранятся, но отпадёт необходимость охватывать весь мир, денег хватит на хорошие интересные передачи. То есть, качественно и тактически мы даже немного выиграем.

Но очень сильно смущает сужение масштаба и информационной повестки страны. Мы пытаемся бороться за наших граждан, это похвально. Однако при этом сдаём постсоветские эмигрантские диаспоры в других странах, то есть, теряем какой-никакой, но внешнеполитический рычаг.

А ещё непонятно, зачем создавать такой канал, если уже есть «Донеччина ТВ», которой можно было бы немного подкинуть деньжат и подправить редакционную политику. Не говоря уже о том, что, если бы не ускоренная украинизация телевещания, любой украинский канал без всяких дополнительных вложений работал бы против разбойников ЛДНР.

Наш второй фронт

Как обычно и бывает в нашей стране, на фоне системных провалов украинского государства пышным цветом цветут частные инициативы. Благо, Интернет обеспечил деятельным украинцам низкий порог вхождения и дал возможность монетизации с помощью YouTube. Частные интернет-проекты все эти годы старательно тащили на себе бремя информационной войны и информационной политики.

Юмористическая, во многом позитивная, новостная повестка Украины создаётся «Телебаченням Торонто». Прямая война с кремлёвской пропагандой ведётся каналом «ВАТА TV» и, отчасти, «Вата Шоу». Далеко не всегда то, что делают эти ребята, играет на руку стратегическим интересам Украины, тут чувствуется сильная «самодеятельность». Однако они хотя бы работают, и работают эффективно. У всех этих каналов статистика лучше, чем у государственного UATV, они не зависят от смены политической погоды в Киеве и жёстко мотивированы продолжать. Специально уточним, что все эти каналы смотрят не только в Украине, поэтому их реально можно рассматривать как инструмент продвижения нашей повестки вовне.

Текстовые интернет-СМИ в этом материале рассматривать не будем. И так понятно, что расцвели сайты без помощи государства, на частные инвестиции и на энтузиазме создателей. Где бы мы были сейчас без этих сайтов, давших миру украинскую точку зрения, тоже понятно.

В общем, всё как обычно. В первую, вторую и третью очередь Украина — это люди. В десятую очередь — неуклюжий и нелепый государственный механизм. В этом наша слабость, но и наша сила. Опять же — как посмотреть.

Однако бесспорно одно — имея хорошие позиции в Интернете, битву за телевизор мы проигрываем. А телик всё ещё имеет вес и способность влиять на умы.

Российская Федерация

Когда мы говорим о международных российских СМИ, то в первую очередь имеем в виду махину Russia Today. RT смотрят более 70 миллионов человек по всему миру, в структуру холдинга входит четыре отдельных телеканала, направленных на вещание в отдельных ведущих странах мира. Английский, арабский, испанский, французский языки, оперативные новости, качественный контент и экспансия в Интернет через популярный YouTube-миллионник.

Но это далеко не единственный инструмент экспансии российских идей в мир. У популярных российских телеканалов есть собственные международные проекты: «Россия 24», «РТР Планета», «Первый канал. Всемирная сеть». Всё вместе это создаёт в голове зрителя стереоэффект, имитирующий объективную подачу информации — фирменный кремлёвский стиль. На одном канале рассказывают, что украинцы фашисты и едят детей. На другом опровергают: не фашисты, а нацисты, и детей не едят, а приносят в жертву. На третьем говорят, что не фашисты и не нацисты, а переодетые рептилоиды, а детей у них и нет вовсе. Так рождается «объективный взгляд на вещи» международного обывателя.

Молдова и Грузия

Чем интересны такие страны, как Молдова и Грузия. Они с Украиной в одной лодке, поскольку тоже потеряли территории в результате конфликта с Россией. По идее, они не меньше Украины заинтересованы в том, чтобы доносить свою точку зрения до мира и не давать замести российские военные преступления под ковёр.

Однако на практике мы видим, что Молдова не тянет такие масштабные медийные проекты. Да и на внутреннем рынке серьезную часть эфира составляет ретрансляция российских и румынских программ.

Грузия запускала проект, аналогичный UATV, но тоже не смогла его раскрутить и закрыла после смены власти в 2012 году. Знакомая история. Тем не менее, нужно отметить, что сайт Первого канала Грузинского телевидения ведётся на семи языках, включая английский. Также есть телеканалы с русскоязычным вещанием, что тоже неплохой инструмент для продвижения грузинской повестки в других постсоветских странах.

Беларусь и Казахстан

Удивительно (нет), но лучшие друзья России, республика Беларусь и Казахстан, очень хорошо понимают перспективы дружбы. Поэтому свои иновещания поддерживают в рабочем состоянии и даже активно развивают. Казахстан вещает в 118 стран на казахском, русском, узбекском, кыргызском и английском языках плюс онлайн-трансляция. Показывают новости, культурные передачи, местные сериалы с субтитрами. В целом, это плюс-минус то, что делала UATV, но на более качественном уровне.

Телеканал «Беларусь-24» работает на Россию, Украину, страны СНГ, Прибалтику, Кавказ, Восточную и Западную Европу, США, Канаду. Есть онлайн-трансляция на официальном сайте (правда, только на русском языке, на английский переводят лишь отдельные материалы). Уровень контента очень качественный, много интересных сюжетов, красивая картинка и монтаж, инфографика. Тут стоит ещё отметить, что «Беларусь-24» развивается в том числе и в пику польскому телеканалу «Белсат», который вещает на Беларусь и продвигает европейскую трактовку беларуских событий. Конкуренция неизбежно приводит к росту качества.

Моё лицо, когда проект иновещания действительно работает

Поэтому, если завтра Россия решит рассказать о беларуском фашизме или «покачать» север Казахстана, обе страны оперативно расскажут миру свою версию событий, и ещё неизвестно, чей рупор окажется эффективнее. На это не жалеются деньги, на каналах идёт реальная работа, а не имитация.

Почему так, понять нетрудно. Люди учатся на наших ошибках, вот и всё. Почему Украина, Грузия и Молдова не хотят учиться — вот где загадка.

Кому это нужно

В идеале, иновещательный телеканал вашей страны должны смотреть все люди в мире. Если иностранные зрители переживают за события вашей страны больше, чем за свою, это очень мощный ресурс. Но это недосягаемый идеал и, в целом, достаточно того, чтобы в «мирное» время такие каналы смотрели журналисты-международники, блогеры, отраслевые эксперты и свои диаспоры в других странах. У этих людей должен быть доступ к украинскому взгляду на события в стране и в мире, потому что их материалы, аналитические записки и денежные переводы влияют на экономику и политику Украины. Если доступа к украинской интерпретации событий не будет, эксперты и журналисты посмотрят Russia Today, где тоже хватает интересных материалов об Украине. А потом напишут свои, тоже… интересные.

Хорошо, если Украина не забудет об этом аспекте международных отношений. Потому что экономия на таких вещах может обернуться большими убытками.

Что могла бы сделать Украина (но не сделает)

Проблема недофинансирования UATV, его некачественного контента и менеджмента выглядит очень странной. Как это, нет денег на пропаганду? Это же вопрос выживания страны! Если денег нет в государственном бюджете, что понятно, неужели у наших олигархов нет желания вложиться в элементарную защиту собственных капиталов? В случае уничтожения Украины их капиталы и влияние полностью обнулятся, а сами они из субъектов политики превратятся в еду. Ну так собрались бы, скинулись по пятьсот миллионов — и получили бы нестыдный канал, не хуже беларуского. Коломойский, кстати, пробовал создать такой канал в одиночку, но не потянул.

Конечно, никто из наших «дiячiв» не будет собираться и не станет скидываться. Украинские элиты предпочитают проводить время в междусобицах и дрязгах, бесконечно перераспределяя между собой остатки советской промышленности и инфраструктуры. Это ведь гораздо интереснее «в моменте». Да и вообще — характерная украинская черта, о которой расскажут миру российские историки по российскому международному телевидению под аккомпанемент нашего растерянного молчания.

Денис Скорбилин


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: