Уход Путина и транзит власти отложили до весны

29.10.2021 0 By NS.Writer

Выступление Путина 21 октября в Валдайском клубе — это показатель того, что в Кремле его уход и пресловутый транзит власти отложены до весны. Если точнее — до окончания в Европе отопительного сезона, пишет Сергей Климовский.

Содержание речи Путина не представляет почти никакого интереса. Разве что для узких специалистов по информационным войнам и другим смежным дисциплинам. Важнее сам её факт и обстоятельства появления этого факта.

Через месяц после думских выборов Путин вместо того, чтобы начать плавно уходить в тень в рамках транзита власти до полного своего исчезновения из СМИ, ожил и разразился речью на два часа. Причём не по телевидению, а в реале и в присутствии журналистов и других интеллектуалов из Европы и Америки. Этим кремлёвцы продемонстрировали: Путин жив, состояние его здоровье не столь катастрофично, как рассказывает профессор Соловей, и пока ни умирать, ни уходить с галеры не собирается. Более того, намерен грести какое-то время и дальше. Абсолютно неважно, выступал с этой речью сам Путин или актёр, похожий на него. Важно то, что кремлёвцы продемонстрировали этим выступлением: отказ от бренда «Путин» и замена его чем-то иным на ближайшие полгода не входит в их планы.

Показательны также обстоятельства и время выступления Путина в Валдайском клубе. Оно почему-то совпало с проходившими с 21 по 22 октября саммитами НАТО и глав стран Евросоюза. На первом обсуждались мероприятия по сдерживанию и отражению возможного вторжения армий РФ в Украину, в страны Балтии, Польшу и Молдову. На втором — текущая газовая война РФ с ЕС и место «Северного потока-2» в ней. Речь Путина также почему-то совпала с начавшимися 21 октября в Москве молдавско-российскими переговорами о газе и с переговорами о нём в Киеве между Молдовой и Украиной. Помимо того, что она наложилась на газовую войну РФ с ЕС, она случайно наложилась и на визит главы Пентагона в Грузию, Украину и Румынию, закончившийся 21 октября, а также на африканское турне Эрдогана, тоже закончившееся в этот день. Содержания выступлений Эрдогана в странах Африки на несколько порядков интересней и важней, чем содержание речи Путина.

То, что лежит на поверхности, — кремлёвцы «речью путина» хотели перебить повестку дня саммитов НАТО и глав стран ЕС и подсунуть им свою тематику. Пусть покопаются в словах Путина, поищут в них скрытые смыслы и, что было крайне желательно, выступят со своими комментариями. Результатом стал бы как минимум дешёвый пропагандистский эффект — мир обсуждает речь Путина. Более серьёзным результатом могла бы стать ситуация, когда главы делегаций ряда стран на обоих саммитах сказали бы, что надо внимательно изучить новую вводную в виде речи Путина и лишь затем принимать решения. На практике это означало бы срыв работы саммитов.

Но главы стран ЕС и США проигнорировали речь Путина и не дали комментариев к ней. Обсуждение её ушло на маргинез, несмотря на старания агентуры Москвы на Западе. НАТО утвердило все свои подготовленные решения и планы, так и не уделив никакого внимания ей. Эффект от неё для НАТО получился абсолютно не тем, на который рассчитывали в Кремле. Там речь Путина сочли лишь дополнительным аргументом для утверждения подготовленных решений. О саммите глав стран ЕС это сказать сложно. Похоже, на нём увлеклись ситуацией в Польше и проводами на пенсию Меркель, а не обсуждением речи Путина. Неуправляемая демократия на саммитах стран ЕС непроизвольно «обнулила» расчёты кремлёвцев. Вдобавок, саммиты ЕС всегда перегружены самой разнообразной тематикой и все хотят выступить, из-за чего их участникам сложно сосредоточиться на чём-то одном конкретно. Поэтому клерки, которые готовили саммит, отправили речь Путина в конец повестки дня, так как сказать, в порядке времени появления проблемы.

Но всё это — мелочная суета на поверхности политикума. Горазд важнее сам факт выхода Путина из бункера с длинной речью в решающий момент газовой войны РФ с ЕС, Украиной и Молдовой накануне отопительного сезона. Можно с уверенностью сказать, уход Путина с галеры и вообще весь процесс транзита власти в РФ уже во многом зависят от того, как ЕС, Молдова и Украина пройдут отопительный сезон 2021-2022 гг. Если выяснится, что они смогут обойтись почти без газа из РФ, то это станет такой катастрофой для кремлёвцев, что роспуск СССР покажется им мелкой неприятностью, а не грандиозной геополитической катастрофой, как называет его Путин.

Снижение странами ЕС потребления газа из РФ до 10-15% от общего объёма — это в самом деле огромная катастрофа не только для «Газпрома» и Кремля, но и для всей политической и социальной систем РФ. Это то самое эмбарго на покупки газа у «Газпрома», которым долго в Кремле пугали друг друга. Причём, оно возникает не по инициативе ЕС как наказание РФ за оккупацию Крыма или другие злокозненные действия. Его инициируют сами «Газпромом» и Кремль. Оно самый прямой результат их грабительского завышения цен на газ, навязывания «Северного потока-2» и других стратегий транзитов в обход Польши, Молдовы и Украины.

Развязывание газовой войны с ЕС делает в данный момент для Кремля вторичным проект с транзитом власти в РФ и отказом от бренда «Путин». Если Кремль выиграет газовую войну у ЕС, то Путин догребёт на своей галере до 2024 г., ещё раз переизберётся и никакой транзит власти кремлёвцам не понадобится. Разумеется, возможны новые вводные с других фронтов, которые могут серьёзно испортить им этот праздник.

Если Кремль проиграет ЕС газовую войну, то самым очевидным её результатом станет банкротство «Газпрома», за которым по принципу домино последует распад всего в РФ и в конечно итоге её банкротство как государственного образования. Разумеется, некоторые группы в Кремле захотят исправить это поражение и будут стремиться начать весной 2022 г. какую-нибудь войну или серию войн. Самые очевидные объекты нападения — Украина с Молдовой, страны Балтии и южного Кавказа. Менее вероятно, Казахстан и Финляндия, но совсем исключить нельзя. Финляндия потому, что через неё лежит путь к газу Норвегии.

Но нападение не только на страны Балтии, но уже и на Украину с Молдовой и, пожалуй, на Грузию, будет расцениваться как объявление войны всему НАТО, а также Японии, для которой это станет шансом вернуть свои северные территории. Не будем гадать, на чьей стороне выступит Китай. В любом случае очевидно, снятие Кремлём с паузы российско-украинской войны, на которую её поставили в Минске в 2015 г., выльется с вероятностью в 95% в мировую войну.

Вероятность в 5% — это локальная пробная вылазка войск РФ в зоне оккупированных районов на востоке Украины без применения авиации с целью посмотреть, что может из этого получиться. Если вылазка будет именно вылазкой, и в НАТО её так и воспримут, а не как масштабное вторжение, то возможны два варианта. Удачный для Кремля — удастся несколько расширить зону оккупации, например, занять Мариуполь, и несколько неудачных. Неудачные варианты: вылазка просто провалится, провалится с незначительными потерями части оккупированных территорий, и совсем неудачный — с востока Украины придётся уйти.

Решение о такой вылазке в Кремле могут принять, когда в феврале-марте после поражения в газовой войне с ЕС окажутся перед выбором: банкротство «Газпрома» и распад РФ, мировая война или транзит власти из-за смерти Путина от какой-нибудь болячки. Поэтому профессор Соловей и другие штатные оппозиционеры поддерживают и будут до весны поддерживать тему болезни Путина и его скорой смерти. Их задача — посылать уже не столько миру, как населению РФ сигнал, что ситуация может в любой момент измениться, поскольку смерть Путина — это никакая не проблема для Кремля. Могут организовать наилучшим образом в любой момент. Вероятно, в Кремле уже есть, как обычно, несколько её сценариев, но смерть от ковид-19 явно предпочтительна.

Поскольку у Кремля много «башен», а у «башен» много сценариев, то в случае поражения в газовой войне с ЕС, какая-то их часть будет склонна, по самым разным мотивам, оттягивать ещё некоторое время смерть Путина и транзит власти и искать иные варианты. Негативный эффект от банкротства «Газпрома» из-за снижения поставок газа в ЕС будет не мгновенным, а соблазн сгладить его и оставить всё как есть — большим. Такие «башни» могут предпочесть не впадать ни в одну из крайностей и не давать запустить ни транзит власти, ни мировую войну кремлёвским экстремистам.

Они могут предложить обеим группам экстремистов компромиссный вариант — отложить транзит власти и перебить информационный негатив от банкротства «Газпрома» военной вылазкой в Украине или вторжением в Казахстан и страны Средней Азии под благовидным предлогом борьбы с «исламским государством» в Афганистане. Недавний взрыв мечети в Кандагаре и другие теракты от имени исламистов в Афганистане идеально ложатся в такую схему. Пекин охотно благословит Москву на эту операцию, а США и ЕС будет трудно что-то возразить против желания РФ уничтожить исламский терроризм в Афганистане и в Средней Азии. Однажды Москва уже развела этой темой Запад во время своих войн с чеченцами, и он на это тогда поддался. Не факт, что ей не удастся повторить трюк.
Азиатский поход Москвы позволит ей не только перебить информационный негатив от банкротства «Газпрома» в Европе, но и дать ему новую точку приложения в виде газовых рынков Пакистана, Индии и Китая. Для «Газпрома» это может стать даже вариантом избежать банкротства, а для Кремля — вторым дыханием, позволяющим сохранить путинизм. В Кремле пять лет носятся с идеями строительства газопроводов в Индию и Пакистан с перспективой выйти из их портов с сжиженным газом на рынок южного Китая. До сих пор эти проекты в основном умирали на стадии согласований. Не только по политическим, но и техническим, и географическим причинам.

Газопровод с Ямала в Индию возможен из-за горного рельефа лишь через Афганистан и Пакистан. Уход войск США и союзников из Афганистана дал шанс Кремлю увлечь талибов идеей постройкой такого газопровода. Задача облегчается тем, что в Афганистане большая часть газопровода в сторону Пакистана была построена ещё во время пребывания в нём войск США. Талибы уже тогда не возражали против него и, вряд ли, будут возражать сейчас, имея острую нужду в деньгах. Поэтому Кремль уже в августе стал всячески обхаживать талибов и спешит с признанием их легитимным правительством. Лавров пока стесняется принимать их в Кремле. Всё-таки, «Талибан» запрещённая в РФ организация. Поэтому 20 октября, за день до речи Путина, вёл с ними переговоры в московском «Президент-отеле». Талибы для Кремля сейчас это та соломинка, которая может помочь ему спасти «Газпром» от банкротства. Но его трубам нужна охрана от «исламских террористов» в Афганистане и в Средней Азии. Поэтому Москве придётся что-то сделать с Казахстаном, чтобы трубы и их охранники добрались до Афганистана. Зная норов Кремля вероятность вторжения его войск в 2022 г. в Казахстан для защиты русского языка весьма велика.

В контексте газовой войны, которая с высокой долей вероятности закончится поражением «Газпрома», сентябрьские речи Шойгу о строительстве городов с миллионным населением за Уралом и переносе туда столицы РФ не выглядят безумием, каким их стремится представить штатная российская оппозиция. Тем более, что ресурсная база в РФ до Урала основательно подъедена, а прекращение продаж газа в ЕС и его транзита туда через Украину, Беларусь и Польшу ещё больше её истощит. Но ресурсы есть за Уралом, в Казахстане, отчасти в странах Средней Азии, Афганистане и в Африке. Поэтому Шойгу начал агитацию за переселение россиян в Сибирь, Якутию и на Дальний Восток, а заодно продолжает слать свои частные военные компании в страны Сахары. Виновато, естественно НАТО, которое с 1949 г. только и занято тем, что хочет захватить богатства России, но за 70 лет почему-то даже не пыталось ничего для этого сделать.

Газовая война РФ с ЕС и долгие годы высоких цен на нефть показали, что ресурсная экономика может быть многократно прибыльней создания компьютеров и других высоких технологий, не требует больших инвестиций и в ней можно быстро делать большие деньги. Надо лишь уметь правильно ею пользоваться. Собственно, в этом весь смысл пресловутого путинского разворота России в Азию. Поэтому в Кремле решили в этом году Путина ещё не хоронить, пусть поживёт до окончания газовой войны и отопительного сезона, а там видно будет. Разумеется, если посреди газовой войны не возникнут ещё какие-нибудь факторы, малоприятные Кремлю и пока им не учтённые.


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: