Угроза с юга. Путина зажали в турецкие тиски. Эксклюзив

18.06.2021 0 By NS.Writer

Анкара заметно укрепляет своё влияние в Юго-Восточной Европе и Центральной Азии

14 июня в Брюсселе состоялся саммит Организации Североатлантического договора (НАТО).

Без сомнений, событие это не просто нерядовое, но знаковое. Впервые в саммите принимал участие Джо Байден в качестве президента США. Впервые с 2008 года в итоговое коммюнике была внесена формулировка о том, что предоставление Украине ПДЧ станет неотъемлемой составляющей нашей интеграции в НАТО.

И в том же коммюнике лидеры стран-участниц Альянса чёрным по белому прописали противодействие России, назвав её угрозой трансатлантическому содружеству.

Противодействие включает в себя, естественно, сохранения ядерного потенциала, а также развитие военной мобильности Альянса, в том числе и через прямое взаимодействие США с оборонной программой ЕС — PESCO.

Но самое вкусное — это, конечно же, включение гибридной и кибервойны в список поводов задействовать всем известную 5-ю статью Североатлантического договора.

Таким образом считать миссию Байдена по сшиванию трансатлантического партнерства и укреплению взаимодействия союзников можно считать успешной. Не всё ещё решено и впереди много работы. Но старт хороший. Очень даже.

К тому же над реализацией поставленных целей работает ведь не только президент США и НАТО в целом, но и другие страны-участницы.

Речь о Турции. Это, несомненно, ценный союзник по НАТО, из всех стран Альянса обладающий самым мощным флотом в Черном море. Что не может не нервировать российских каперов.

Однако Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции, также имеет массу собственных амбиций и видение будущего мира, где авторитет Анкары будет в разы выше.

Вот так, работая над собственными проектами по расширению влияния в Восточном Средиземноморье, Африке, на Ближнем Востоке, Южном Кавказе, Турция активно формирует некомфортную для России консолидации игроков в своей непосредственной зоне влияния.

Спустя три дня после брюссельской встречи НАТО, а именно 17 июня, турки организовали саммит SEECP («Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе»). Это межгосударственная организация, в состав которой входят 13 стран: Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Греция, Косово, Молдова, Румыния, Северная Македония, Сербия, Словения, Турция, Хорватия и Черногория.

Со всеми ними Турция «пересекалась» в разные исторические периоды. Некоторые балканские страны находились в подчинении у Блистательной Порты.

С кем-то, а именно с Грецией, Анкара сегодня на ножах с клеймом Realpolitik. Что, впрочем, не исключает сотрудничества по другим вопросам, да и в целом активизации регионального сотрудничества.

Вот для чего Эрдогану, исповедующему неосманизм, пантюркизм и сельджукизм, и нужна площадка вроде SEECP.

На этой платформе представители вышеуказанных стран обсуждают экономическую и политическую интеграцию между странами-членами ЕС и теми, кто в блок пока не входит (собственно, Турция, Косово, Сербия, Албания, Северная Македония, Молдова, Черногория).

Ввиду немалого количества «не членов», Анкара решила взять на себя роль главного лоббиста их евроатлантической интеграции. Тем более, что среди этих «не членов» ЕС есть страны, являющиеся союзниками по НАТО. А это ещё один мощный объединяющий фактор.

И нельзя не признать, что амбиции турок в этом направлении играют на руку НАТО или ЕС, ведь таким образом — через параллельно с Евросоюзом или Альянсом действующие платформы — интенсифицируется процесс консолидации всех европейских стран в пику той же России, которая, как известно, пытается помешать евроатлантической интеграции Балкан.

Статус рупора Юго-Восточной Европы для Турции, подобно лидерству Польши в Вышеградской четверке и балтийском неформальном союзе, аналогично усиливает позиции Анкары в Европе.

Благодаря своей активной, зачастую агрессивной экспансионистской политике, Турция Эрдогана бешеными скачками приближается к окончательной трансформации из влиятельного регионального игрока в глобального.

Во-первых, судя по заявлениям Эрдогана и главы МИД Мевлюта Чавушоглу на саммите SEECP, мы видим, как Анкара ненавязчиво закрепляется в роли лидера Юго-Восточной Европы.

Во-вторых, по результатам как публичных договорённостей с президентом США, так и тайных дискуссий между Вашингтоном и Анкарой, Турция получает карт-бланш на «освоение» Центральной Азии.

Нет, Турция и без Соединённых Штатов прекрасно обрабатывала и Афганистан, и Кыргызстан, и Пакистан.

Просто тот факт, что Байден попросил Эрдогана «подменить» Штаты в Кабуле после выведения американских войск и сил союзников по НАТО, как бы легитимизирует притязания турецкого лидера.

Вашингтон фактически прицепил ему шеврон шерифа в Центральной Азии. И Эрдоган не был бы собой, если бы не натёр его до блеска планомерным идеологическим, историческим полиролем.

Для Ближнего Востока и Африки у Анкары, как известно, есть неосманизм — возвращение Турции влияния, близкого к временам и уровню Османской империи. Для восточных соседей — пантюркизм и сельджукизм (некогда огромные территории в Малой и Центральной Азии жили под властью сельджуков).

В-третьих, Эрдоган подминает под себя и Южный Кавказ. Очевидным это стало в ходе 44-дневной войны Азербайджана и Армении, по итогам которой при помощи турок Баку вернул себе территории Нагорного Карабаха.

Россия тогда к неудовольствию Никола Пашиняна предпочитала отмалчиваться, лишь выбив у Анкары и Баку право быть миротворцами в Карабахе.

Но и этого Анкара в скором времени Москву лишит. Поскольку за два дня до саммита SEECP Эрдоган прилетел к своему другу Ильхаму Алиеву в освобождённый от присутствия армян город Шуша, чтобы там подписать соглашения о поддержке и защите друга друга от нападений третьих сторон.

Вишенка на торте — это возможность создания Турцией своих военных баз в Азербайджане. То есть фактически под носом у Путина страна-член НАТО создает свою базу. Происходит то, чего российский президент больше всего боялся. Правда он всегда был сосредоточен на Украине и Грузии, а тут такой «сюрпрайз» прилетел с другого направления.

Ответить Москве на это попросту нечем. ОДКБ — мертва. Союзное государство с Беларусью — еле трепыхается. Центральная Азия уплывает из рук.

Да ещё и Байден выставил неприятные ультиматумы в Женеве. Так что Определённо лето для Кремля стало очень горячим.

И не факт, что ему удастся остыть даже осенью, когда состоятся выборы в Госдуму. К тому же осенью будет избираться и новый Бундестаг — уже без Меркель и с возможным усилением позиций противников «Северного потока—2» — партией «Зеленые/Союз 90».

Владислав Гирман


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: