Удача или неудача: Марк Аврелий о стоической стратегии преодоления

22.09.2021 0 Редакция Steelgrey

«То, что случилось, могло случиться с кем угодно, но не все смогли бы продолжить».

marcusaurelius

Большинство людей живут с гораздо большим количеством страданий, чем может увидеть даже самый близкий и чуткий наблюдатель, пишет brainpickings. Многие пережили то, что невозможно вообразить и невидимое для внешнего мира. Так было с зарождения нашего вида, поскольку человеческая природа почти не изменилась за постоянно перекрашиваемым фасадом наших социальных санкций — люди всегда были способны причинять друг другу огромную боль и способны к триумфальному исцелению.

Однако существует своеобразный современный феномен, который лучше всего можно описать как культуру травм от соревнований. В последнее время трогательное человеческое стремление к сочувствию, это стремление к признанию и подтверждению нашего страдания стало искажаться тревожным принуждением к страданию в эфире и к сравнительной достоверности.

Личность ставят на раздачу карт, а не на игру с рук, как будто мы развили противостоящие большие пальцы нашего органа даром. В мемуарах и реалити-шоу, в бесконечных александрийских свитках каналов социальных сетей, несчастливые события жизни стали валютой внимания и идентификации.

Есть способ при умеренном моральном воображении и значительной контркультурной смелости ниспровергнуть эту тенденцию, не отвлекаясь от реальности и масштабов страданий, с которыми мы живем, — способ оценить вниманием и восхищением не невезение того, что случилось с нами, но удачу в том, что, несмотря на это, мы стали людьми, которыми мы есть, и живем той же жизнью, которую мы имеем из-за нежелания оставаться в этом маленьком темном месте, в основе которой лежит готовность быть больше, чем мы сами причиняем боль.

Это не новый способ переосмысления личного повествования (который, в конце концов, является нейропсихологической опорой идентичности). Это очень старый путь, общий для многих древних мировых традиций, но наиболее четко и творчески сформулированный философом-стоиком Марком Аврелием (26 апреля 121 г. — 17 марта 180 г.).

greatwave hokusai

Великая волна у Канагавы, японский художник Хокусай, 1831 г. (Доступен как принт и как маска, в пользу The Nature Conservancy).

Поскольку современный разум вычисляет достоверность точки наблюдения, оценивая сравнительную ценность страдания, необходимо отметить, что в более позднем возрасте Марку Аврелию было легче, чем большинству его современников, будучи императором; следует также отметить, что в более раннем возрасте ему было труднее, чем большинству, будучи ребенком без отца и странным подростком в римской древности,  или, если на то пошло, большинства прав человека. Неудивительно, что он обратился к стоицизму за помощью и обучением жизни в условиях неопределенности событий и уверенности в утрате.

Его вневременные медитации (публичная библиотека), недавно переведенные и аннотированные британским ученым-классиком Робином Уотерфилдом, были оригиналом самопомощи — Марк писал эти тетради в первую очередь как заметки для себя, когда учился жить: как жить с большей свободой воли, невозмутимостью и даже радостью в мире, жестоко непредсказуемом во все времена и особенно в его время.

В одном из этих советов Марк Аврелий рассматривает ключ к тому, чтобы относиться к собственной жизни и жить ею с позитивным реализмом:

Будь как мыс: волны непрерывно бьются о него, но он стоит прочно, и вокруг него утихает кипящая вода. «Это моя плохая удача, что это случилось со мной». Напротив: «Мне повезло, что, хотя это случилось со мной, я по-прежнему не чувствую беспокойства, поскольку я необуздан настоящим и не обеспокоен будущим». То, что случилось, могло случиться с кем угодно, но не каждый мог бы продолжать, не позволяя этому огорчить его. Так почему же рассматривать этот инцидент как несчастье, а не рассматривать свое избегание стресса как частичку удачи? Вы вообще описываете человека как неудачника, когда его природа сработала хорошо? Или вы считаете это нарушением природы человека, когда ему удается добиться желаемого результата?

С учетом того, «чего хочет человеческая природа» — чего в конечном итоге требует жизнь, проживая себя через нас, и каков наш высший ответ — он заключает:

Может ли то, что случилось с тобой, помешать тебе быть справедливым, высокомерным, умеренным, добросовестным, нечестным, честным, моральным, самодостаточным и так далее — от обладания всеми качествами, которые, когда присутствуют, позволяют исполниться природе человека? Итак, всякий раз, когда случается что-то, что может причинить вам страдания, не забывайте полагаться на этот принцип: это не неудача, но нести его доблестно — это удача.


Поделиться статьей:

Подписаться на новости:




В тему: