Трое в лодке не считая Меркель
09.03.2020Три вестфальца, трое мужчин — и практически ровесников. Это что-то новое для Германии, последние двадцать лет существующей совершенно в ином политико-культурном формате.
В конце апреля немцы, Европа и мир узнают имя нового преемника Ангелы Меркель в кресле лидера Христианско-Демократического Союза (ХДС), а соответственно, с конца октября — и во главе правительства ФРГ (следующие федеральные выборы — в сентябре 2021 г.). Одно можно сказать сегодня наверняка: это будет мужчина. После того, как из гонки выбыл министр здравоохранения Йенс Шпан, соперников осталось трое. И — что примечательно — среди них нет ни одного, кто неровно дышал бы к Владимиру [hujlo] Путину. Неужели под грузом очевидности христианские демократы возвращаются к своим корням?
Карьерный бюрократ
Канцлер земли Северный Рейн-Вестфалия Армин Лашет объяснил решение выставить свою кандидатуру на пост председателя ХДС стремлением «вновь объединить нашу партию и нашу страну». При этом недавний фаворит, министр здравоохранения Германии Йенс Шпан заявил на совместной с Лашетом пресс-конференции в Берлине, что намерен поддержать его вместо выдвижения собственной кандидатуры. В свою очередь, Лашет выразил сожаление тем, что не все кандидаты «смогли присоединиться к этой командной концепции». ХДС столкнулся с «крупнейшим кризисом» в своей истории, считает Шпан. «Если мы продолжим движение по этому пути, то рискуем будущим» одной из правящих партий, отметил министр. Шпан подчеркнул, что не хочет, чтобы нынешняя глава правительства Ангела Меркель стала «последним в Германии канцлером от ХДС».
Итак, кто эти люди, получившие шанс (кое-кто и второй, если не третий) после серии земельных выборов, в которых ХДС пропустил ряд тяжелых ударов и отставки Аннегрет Крамп-Карренбауэр с поста партийного лидера?
Прежде всего это поддержанный популярным Шпаном Армин Лашет. Такая, похоже, попытка опереться на здоровые регионы, чем Германия всегда была сильна. Но Лашет ценен не только по подобным общим соображениям.
Лашету только что исполнилось 59 лет. Он — уроженец и, собственно, многолетний житель Аахена (Ахена), города во всех отношениях символичного хотя бы потому, что в местном соборе покоится прах Карла Великого, а сам Аахен расположен рядом с границей Бельгии и Нидерландов. Французское звучание фамилии в Германии, как правило, означает гугенотские корни. У самого же Лашета, вступившего в ХДС в 18 лет, любопытная карьера — он одновременно журналист и юрист. Работал боннским корреспондентом новостной редакции баварского телевидения Bayerischen Fernsehens. В 1987 г. Лашет сдал первый государственный юридический экзамен. Четыре года спустя он стал главным редактором газеты KirchenZeitung Aachen, с 1995 по 1999 гг. руководил издательством Einhard-Verlag. До своего нынешнего властного статуса — канцлера одной из крупнейших земель — он прошел всю партийную иерархию и лестницу местного самоуправления (более 16 лет — в муниципалитете Ахена). Впрочем, он изначально прыгнул довольно высоко: в 1988-1993 гг. работал научным советником президента Бундестага Риты Зюссмут. Затем четыре года был депутатом Бундестага от первого округа Ахена и еще шесть лет подряд — депутатом Европарламента. С 2005 по 2010 гг. — министр поколений, семьи, женщин и интеграции земли Северный Рейн-Вестфалия. В 2008 г. Лашет вошел в национальное правление (центральный комитет) ХДС. С 2010 г. ушел на земельный уровень, депутатом ландтага, скорее всего, по партийному заданию — выстроить сильную организацию. Это ему удалось.
В мае 2017 г. ХДС одержал историческую победу на земельных выборах в Северном Рейне-Вестафилии, получив 34,5% голосов против 30,5% у СДПГ (этот результат стал худшим для социал-демократов за весь период после Второй мировой войны в регионе, где они почти неизменно доминировали). Более того, 12% получили свободные демократы, на предыдущих выборах вообще лишившиеся представительства в Бундестаге. Так стала возможной чистая «черно-желтая» коалиция консерваторов с экономическими либералами. 27 июня 2017 г. Лашет вступил в должность земельного канцлера.
Параллельно развивалась и его карьера по партийной линии — с декабря 2012 г. Армин Лашет — заместитель председателя ХДС. В ходе недавней гонки за партийное лидерство Лашета стали называть возможной компромиссной фигурой преемника Ангелы Меркель в сравнении с ее «кронпринцессой» Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Примечательно, что Лашет никак не связан с бизнесом и всю политическую жизнь провел в законодательных органах разного уровня — это консервативный западный немец, никак не ассоциирующийся с разлагающим Германию российским влиянием.
Боец с элитным социализмом
Второй, хотя по публичной значимости скорее первый претендент, — это бывший председатель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге 64-летний Фридрих Мерц — уроженец вестфальского Брилона и, таким образом, земляк Армина Лашета. После школы Мерц проходил срочную службу в самоходной артиллерии, затем стал изучать право в Бонне, а с 1985 по 1986 гг. работал судьей в Саарбрюккене. Позже занимался адвокатской практикой в химических компаниях Бонна и Франкфурта, в 1990 г. пришел в юридическую фирму Leinen&Derichs при высшем земельном суде в Кельне.
Любопытно, что свою политическую карьеру Мерц начал в обратном порядке — так, в 1989-1994 гг. он был депутатом Европарламента. В 1994-м был избран в Бундестаг и быстро получил известность благодаря законодательным инициативам в финансово-экономической сфере. Через четыре года стал заместителем известного лидера фракции ХДС/ХСС Вольфганга Шойбле. Шойбле — нынешний спикер Бундестага, многолетний министр финансов и внутренних дел в правительствах с участием ХДС/ХСС.
29 февраля 2000 г. безальтернативным голосованием Мерц избран лидером фракции после вынужденной отставки Шойбле на фоне финансового скандала в партии, связанного с пожертвованиями канцлеру Гельмуту Колю. Но в сентябре 2002-го, после поражения ХДС на парламентских выборах, Мерц оставил пост лидера фракции — причем в должности председателя фракции его сменила… Ангела Меркель. С тех пор Меркель и Мерц — политические противники всю жизнь.
Так, в 2004 г. Меркель выступала также за смещение его с должности заместителя главы фракции, а позднее блокировала предложенную Мерцем налоговую реформу. Тот, в свою очередь, критиковал инициированную ею реформу здравоохранения, а также вопреки ей выступал за общеевропейскую бюджетную политику и общий рынок труда — то есть за равные права и обязанности стран ЕС, более глубокую интеграцию (которая, надо сказать, спасла бы ЕС и Германию от долгового кризиса через шесть лет). Противоречия Меркель и Мерца носят ярко выраженный идеологический характер: она стремилась сместить партию в левую часть политического спектра, в то время как Мерц добивался сохранения прежней консервативной направленности. В общем, Фридрих Мерц — боец с элитным социализмом.
Уйдя из политики, он работал корпоративным адвокатом во многих компаниях. Наиболее известен как председатель наблюдательного совета германского подразделения BlackRock (одной из крупнейших транснациональных корпораций мира) и старший консультант дюссельдорфского отделения международной юридической компании Mayer Brown.
Однако после миграционного кризиса и невнятных результатов ХДС на последних федеральных выборах Мерц почувствовал, что у него появился новый шанс. На съезде ХДС в Гамбурге он выставил свою кандидатуру на выборах нового председателя партии после отказа Меркель от участия в них и во втором туре проиграл Крамп-Карренбауэр менее двух процентов. Теперь, когда нынешняя министр обороны оказалась на мели, он вновь вступает в гонку. Серьезность и фундаментальность бывшего судьи (и, кстати говоря, мужа судьи) привлекает внимание немцев: в 2006 г. Аахенское карнавальное общество даже присудило Фридриху Мерцу свой традиционный ежегодный приз — Орден «Против зверской серьезности». «У нас есть выбор между преемственностью, прорывом и обновлением. Я выступаю за обновление», — говорит этот политик, лидирующий в опросах о популярности вероятных претендентов на пост главы ХДС. При этом он жестко отмежевался от любого сотрудничества с красными.
Русофоб с ленинским стажем
Таким образом, Армин Лашет и Фридрих Мерц будут соперничать с нынешним главой внешнеполитического комитета Бундестага 54-летним Норбертом Реттгеном, который озвучил намерение выдвинуть кандидатуру на пост председателя ХДС несколько ранее. Он, кстати, тоже вестфалец — уроженец Меккенхайма. Более того, право он изучал там же, где и Мерц — в Бонне, а в Кельне работал адвокатом. Но пошел по академической стезе — в 2001 г. получил докторскую степень в области права в Боннском университете.
Но главная любовь Реттгена — партийная политика. В ХДС — с 1982 г., можно сказать, ленинский стаж. С 1992 по 1996 гг. Реттген возглавлял Молодежный союз Германии, молодежной организации ХДС в земле Северный Рейн-Вестфалия. Впервые избран в Бундестаг в 1994 г. С 2002-го по 2005-й работал пресс-секретарем правовой политики группы ХДС/ХСС. Во время первого кабинета большой коалиции Ангелы Меркель в 2005 г. он занимал должность главного парламентского секретаря ХДС/ХСС парламентской группы в Бундестаге до 2009 г.
А с 28 октября 2009 г. Реттген был федеральным министром окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности. С ноября 2010 г. — заместителем председателя фракции ХДС, а также председателем фракции ХДС в земле Северный Рейн-Вестфалия. Вообще, такое впечатление, что к власти в ФРГ рвется вестфальский клан — разве что Мерц держится немного в стороне…
После пяти лет треволнений — до прихода в руководство вестфальских христианских демократов Армина Лашета партия проигрывала все подряд — Реттген вернулся в Бундестаг на ключевую внешнеполитическую должность. На которой сразу занял нишу главного антироссийского ястреба. Он считает, что Россия «превращается в авторитарное государство и распространяет свою власть за пределы своих границ». Является сторонником санкций против России в связи с вторжением в Украину и военной операцией в Сирии. В этом смысле интересны наиболее свежие заявления главы внешнеполитического комитета Бундестага, с которыми Реттген заставил солидаризироваться и остальных представителей руководства партии. Так, 1 марта Реттген совместно с министром обороны ФРГ Крамп-Карренбауэр выпустил заявление о том, что именно Москва несет ответственность за новую эскалацию ситуации с беженцами в Сирии и Турции. Более того, ЕС и США должны сообща усилить давление на президентов Сирии и России Башара Асада и Владимира [hujlo] Путина, «чтобы открыть путь для политических переговоров с целью окончания страшной войны в Сирии».
При этом Реттген призвал Запад рассмотреть возможность введения новых санкций в отношении России. «До сих пор [hujlo] Путину не пришлось ничем платить за свою захватническую войну на стороне Асада» — считает Реттген. Поэтому, по словам этого неожиданного немецкого реалиста, у российского президента не было «никакого повода считаться с какими-либо дружественными призывами европейских министров иностранных дел». Так что Запад должен побудить Россию к переговорам под «угрозой экономических санкций». «Мы должны дать четкий сигнал, что мы готовы к жесткой дипломатической и экономической игре», — отметил он и добавил, что, если такая инициатива будет исходить совместно от ФРГ и Франции, она будет иметь должное воздействие на [hujlo] Путина. Кроме того, Реттген считает, что с Эрдоганом надо дружить и оказать ему финансовую помощь в связи с новым миграционным кризисом, вызванным российскими бомбардировками. По словам Реттгена, попытка Эрдогана сотрудничать в сирийском конфликте с Россией потерпела крах, и именно это он пытается сейчас донести до европейцев.
Любопытно, что риторику Норбера Реттгена поддержали и «зеленые». Что в принципе может означать, что менее чем через два года нынешние соперники будут способны оказаться в одной команде — и в коалиции без любых левых. Другое дело, что по поводу легализации пророссийских ультраправых в консервативном бомонде Германии существуют расхождения.
Три вестфальца, трое мужчин — и практически ровесников. Это что-то новое для Германии, последние двадцать лет существующей совершенно в ином политико-культурном формате. Сама Меркель не собирается вмешиваться в процесс выбора нового председателя партии: «Мой опыт говорит о том, предшественники должны держаться в стороне от подобных вещей». Но может получиться и так, что ее просто не спросят.
Максим Михайленко, статья главного редактора Newssky для «Деловой Столицы»