Три тезиса о главном

08.09.2015 0 By blacklight

Девять минут смеха — пять минут жизни

1. Прежде всего, это визит руководителя МВФ Кристин Лагард в Киев, генерировавший ободряющие сигналы. К содержанию похвал или критики со стороны Фонда надо подходить с осторожностью.

Дело в том, что экономическая и общественная модернизация, скорее, является неким старинным “хобби” функционеров и аналитиков фонда, еще с тех наивных времен, когда интеллектуалы верили в линейный прогресс человечества. Это сегодня статистические таблицы Ангуса Мэдисона (1991) и сформулированная Дугласом Нортом проблема зависимости от колеи — уже не являются достоянием узкого круга специалистов. Между тем, прямые задачи МВФ гораздо уже его увлечений в области социальной инженерии и глобальной политики. Они состоят в недопущении эффекта “домино” в международной долговой пирамиде и обеспечении спокойствия кредиторов. Поэтому можно вынести за скобки дифирамбы г-жи Лагард нашим реформам и зафиксировать другой тезис: Украине удалось достичь макроэкономической стабилизации. В нынешних условиях — это достижение, но не следует забывать, что для нас это отнюдь не рекорд: Украина делала это и раньше — в 1996 и 2009-10 годах.

2. Перепалка между миллиардером Игорем Коломойским и губернатором Михаилом Саакашвили, вызванная действиями последнего по демонополизации украинского рынка авиаперевозок, как и несколько более ранняя эмоциональная дискуссия между Михаилом Николозовичем и главой КМУ Арсением Яценюком в отношении особенностей функционирования государственных служб и предприятий — не только красноречива сама по себе, но и указывает на то, что подлинно реформистская партия больно наступает на пятки той части украинской элиты, которая хотела бы сделать для себя исключение из политики модернизации. По иронии судьбы, именно Игорю Валерьевичу и Арсению Петровичу сегодня стоит потратить полчаса своего графика на изучение судьбы двух французских революционных партий — конституционалистов (“Фельянов”) и федералистов (“Жиронды”). Первые ограничили королевскую власть, вторые — ее ликвидировали. Но, как писали в предисловиях советских изданий комментаторы — “классовая ограниченность не позволила им предсказать дальнейшее развитие революции”. Украинская революция не делалась и не делается в интересах крупного капитала и/или внешне вестернизированной бюрократии. Революция Достоинства — детище обширной коалиции нескольких миллионов малых собственников, а также правозащитников, журналистов и общественных активистов, которые продолжают требовать реконструкции Украины как правового общества равных возможностей, справедливой конкуренции, ограничения государства рамками здравого смысла и окончательной ликвидации колониальных атавизмов в существовании Украины как державы, принадлежащей украинской политической нации. Поэтому всякий, кто сегодня замышляет остановить революционный процесс в Украине — исторически смешон. Революция завершится присоединением Украины к НАТО (этого мы заслуживаем уже сегодня), к ЕС (но не в качестве “бедного родственника”) и ОЭСР (когда творческий потенциал нации будет полностью реализован). Поэтому пусть те, кто по плечи увяз в постсоветской практике “решалова” — оставят свои мечты. Мы не договоримся.

3. Петр Порошенко впервые озвучил лаконичный и содержательный алгоритм нашей восточной политики. Полноценное выполнение — Россией, поскольку Украина их и так выполняет — Минских соглашений, освобождение оккупированных районов Донбасса (а впоследствии и Крыма) военным путем, или тотальная блокада анклавов. Скажу прямо, я — сторонник третьего варианта, многим моим собеседникам эмоционально близок второй, а вот политически реален на сегодняшний день — первый (давайте еще поиграем в эту игру). Все три опции, впрочем, являются просто разными методиками эвтаназии московской тирании, теперь принявшейся отвлекать внимание от своего поражения на Донбассе, от гуманитарный катастрофы в Крыму и ускорения экономической деградации в самой бывшей РСФСР — интервенцией в Сирию на стороне Ассада, направленной вовсе не против Исламского государства, а против прозападной оппозиции к недобитку из Дамаска. Похоже, Петр Алексеевич наконец-то освоился в президентском кресле (хотя “бронзовения” по-прежнему стоит избегать — об этом свидетельствует вся наша история). Кроме того, президент явно чувствует за собой мощь объединенного Запада — впрочем, впервые в практике НАТО и Украины, в 20-х числах этого месяца генеральный секретарь Альянса примет участие в заседании РНБОУ. Да, и Литва…ну, об этом уже все знают, не так ли? В данном случае Петр Порошенко ярко проявил себя в качестве национального лидера — а вот по миллиону разных других вопросов мы будем спорить и спорить (без боевых гранат), однако, судя, по тем или иным законодательным предложениям и новациям, Банковая впервые за 24+ лет независимости Украины — слышит общество. Или пытается услышать. Пусть и сквозь “тонкий слой ваты”.

Ну что же — так держать…

Максим Михайленко


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: