Толстой готовит вещи на выход России из Совета Европы

18.02.2021 0 By NS.Writer

17 февраля стало известно о требовании Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) немедленно освободить Алексея Навального из заключения в рамках обеспечительных мер. В регламенте ЕСПЧ есть статья 39, которая применяется, когда суд считает, что заявителю нужны срочные меры защиты. Они заключаются в запрете государству совершать те действия, которые могут привести к причинению непоправимого и существенного вреда жизни, здоровью заявителя.

Российские власти отреагировали на требование ЕСПЧ с опережением, но не так, как того требуют нормы международного права. В Минюсте заявили, что это решение является «определённым переходом за „красную линию“». Очевидно, по мнению Москвы, СИЗО для Навального в данной политической ситуации — самое (единственное) безопасное место. «У суда есть подробная информация о том, что заявителю обеспечены необходимая безопасность и надлежащие условия содержания в СИЗО», — не моргнув глазом, заявила пресс-служба ведомства.

В Минюсте «забыли», что ЕСПЧ является международным судебным органом, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, которые ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года, так что российские власти обязаны выполнить требование ЕСПЧ.

На помощь Минюсту подоспела «тяжёлая артиллерия». В частности, заместитель председателя Госдумы Пётр Толстой во время прямого эфира в аккаунте канала «Дума ТВ» в Instagram заявил, что Россия в соответствии с положениями Конституции РФ не будет выполнять требование ЕСПЧ немедленно освободить Алексея Навального.

Пикантности заявлению добавил тот факт, что Пётр Олегович является одним из двадцати заместителей председателя Парламентской ассамблеи Совета Европы. Международная организация была создана в 1949 году для содействия сотрудничества между её членами, государствами и странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Одним из значимых достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской конвенции, а ЕСЧП как раз и занимается вопросами, которые относятся к её толкованию и применению, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Тем самым Пётр Олегович продемонстрировал, что его ценности расходятся с ценностями Совета Европы. Так что ключевым вопросом международной повестки станет его отстранение с занимаемой им должности. Тем более, что Пётр Толстой готов не только к отставке, но и к выходу России из Совета Европы. «Чем нам грозит отказ от исполнения решения ЕСПЧ по Навальному? Не исключаю, что в ближайшее время может быть инициирована чрезвычайная трёхсторонняя процедура или начат мониторинг. Мы к этому готовы», — написал он в своём Telegram-канале.

Забавно, но вдогонку Пётр Олегович опубликовал пост о якобы неутихающих беспорядках в Испании — мол, «где требование прекратить насилие над мирными протестующими». Как он мог «забыть», что Россия активно подогревала (и подогревает) протестные настроения в Испании, спекулируя на теме независимости Каталонии, и этот факт — ни для кого не секрет.

В частности, аналитики The Institute for Global Threats and Democracies Studies (IGTDS) в докладе под названием «Участие России в атаке на здание Капитолия» пришли к выводу, что «тактика, использованная при штурме Капитолия, напоминает методы, выработанные россиянами во время протестного движения „жёлтых жилетов“ во Франции и сторонников независимости Каталонии». Они отметили, что на «потенциал России по привлечению боевиков к протестам на национальном уровне за рубежом» указывает тот факт, что накануне референдума о независимости Каталонии «Россия предложила отправить 10 тысяч солдат» в регион.

Не менее абсурдное заявление сделали российские дипломаты. «Это решение будет иметь по-настоящему катастрофические последствия и с точки зрения глобального международного права, и с точки зрения понимания и ценности прав человека в принципе, потому что невозможно столько ставить экспериментов в угоду коллективному Западу и разрушать всё на своём пути, просто добиваясь одной цели — сдерживания России», — заявила официальный представитель ведомства Мария Захарова в эфире «Россия 1».

Вряд ли Мария Владимировна имела в виду то, что европейцы пытаются сдержать Россию от нарушения прав человека и основных свобод, которые закреплены в Европейской конвенции. Просто на днях российской номенклатуре раздали новые методички, в которых байка о сдерживании России — главный нарратив. По этой методичке вынужден работать даже Владимир Путин, который во время закрытой встречи с руководителями российских СМИ 10 февраля заявил: «Чем мы становились сильнее, тем сильнее проводится эта политика сдерживания. Вот это второй компонент, для чего используются люди подобного рода».

О каком сдерживании идёт речь, если, к примеру, на РФ приходится всего 3% от общего числа технологических компаний, основанных за последние годы в развивающихся странах — об этом говорится в отчёте Boston Consulting Group (BCG). Как писал «Коммерсантъ» в ноябре 2020 года, темп появления новых компаний в России — один из самых низких в рейтинге, при этом и их оценка обычно меньше, чем у зарубежных конкурентов. Российские компании часто выбирают иностранную юрисдикцию, а при оценке подвергаются страновому дисконту.

Если российские власти не выполнят требование ЕСПЧ, это станет первым в истории отказом страны-члена Европейской конвенции от исполнения подобного решения, заявила адвокат Навального Ольга Михайлова. Очевидно, что подобное нарушение не должно оставаться безнаказанным, и России следует указать с вещами на выход. Тем более, что это — не первое нарушение норм международного права. В частности, российские власти не выполняют резолюций того же ПАСЕ по оккупированному Крыму, отдельным районам Донецкой и Луганской областей.

ВишинськийТамара Петренко, помощник главного редактора Newssky, обозреватель, для «Международного курьера»


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: