Страх и ненависть в Украине: что происходит с рынком наркотиков?

27.09.2019 0 By Shadowdancerrr

Несколько дней назад Ульяна Супрун обвинила Арсена Авакова в срыве легализации медицинской марихуаны. Её слова подтвердила и только что назначенная министресса здравоохранения Зоряна Скалецкая. Только МВД Украины стоит сейчас между тяжело больными людьми и медицинским каннабисом.

Помимо совершенно справедливого возмущения общества, эта ситуация — хороший повод посмотреть на рынок наркотиков Украины в целом. Как изменились товарно-денежные отношения, чем это грозит и почему можно говорить о том, что МВД Украины вообще не контролирует большую часть рынка наркотиков и неспособно бороться с наркомафией.

Важный дисклеймер о «контроле»

Термин «контролирует рынок наркотиков» используется в широком смысле. Как способность оказывать воздействие на рынок наркотиков.  Способность арестовать и осудить человека, участвующего в наркобизнесе. Способность, кхм, не арестовать и не осудить. В общем, влияние в самом широком смысле без стремления кого-нибудь обвинить или оскорбить. Просто есть сила вещей, и её нужно описать.

Как покупают наркотики

Раньше, чтобы купить наркотики, нужно было самому прийти в специальное место, принести с собой наличные деньги и уйти обратно с «дозой». Подойти на улице к дилеру, зайти в квартиру или частный дом — так или иначе, физический контакт был обязателен. Поэтому поход за наркотиками был весьма специфическим приключением. «Народные тропы» быстро становились известными и, как следствие, небезопасными. Счастливых покупателей ловила милиция, другие наркоманы, гопники, просто местные жители, которых достал соседский наркопритон. Возвращались, в общем, не все — вот небольшой материал о том, как это было в Одессе.

Однако сейчас больше никуда ходить не нужно. Наркотики продаются через интернет-мессенджеры вроде Telegram или форумы вроде «Гидры». Найти адреса мессенджеров легко: ими исписаны все заборы вашего города. В начале слова ставится @, чтобы было понятно, что это именно название мессенджера. С «Гидрой» ещё проще: она даже официально рекламируется на YouTube — каким-то волшебным образом это не нарушает строгие правила знаменитого видеохостера, ну надо же!

Списавшись с торговцем и оплатив товар через Интернет, покупатель получает географические координаты «закладки» — места, куда курьер уже положил наркотик. Это может быть покрышка, вкопанная на детской площадке, щель между гаражами, водосточная труба. Абсолютно невинные места. Далеко идти за «закладкой» не нужно: их подкидывают в радиусе 200-300 метров от адреса, который назвал покупатель.

Риски покупателя наркотиков сегодня — попасть на мошенника или не найти «закладку». И то, и другое частенько случается. Жуликов у нас хватает, как и желающих украсть чужую дозу. Однако эти риски всё равно лучше перспективы оказаться в кустах с проломленной головой или в наручниках. Быть наркоманом теперь безопасно. В случае провала, теряешь только небольшую сумму денег.

Думал, ставить ссылку на пророссийский «Таймер» или обойти стороной, но, в итоге, решил поставить. Неплохой материал о том, как попадают в наркосети сегодня.

Как ловят наркоторговцев

Раньше искали наркоторговцев очень просто: находили наркомана и выбивали адрес, где тот покупает наркотики. Дальше обычные оперативные мероприятия. Невозможно было торговать наркотиками так, чтобы об этом не знала милиция. Снующие туда-сюда наркоманы демаскировали любую точку продаж в первые же дни. Поэтому контроль милиции над рынком сбыта был абсолютный. А кто контролирует дилерскую сеть, тот контролирует рынок целиком.

Сейчас же наркоман вообще не контактирует с продавцами. Лови его, не лови — всё, что знает очередной «торчок», это адрес в Telegram. Который и без того написан на каждом заборе.

Вполне разумно патрульная полиция переключилась на курьеров-закладчиков. Однако эта дичь намного хитрее и поймать её трудно. В отличие от наркомана, чьё поведение неадекватно, курьер — обыкновенный парень с рюкзаком или сумкой через плечо. Школьник, студент, иногда пенсионер. Останавливать каждого встречного не хватит никаких ресурсов, да и прав таких у полицейских нет. Закладки опытные курьеры раскладывают в укромных местах, из окна патрульного автомобиля сам процесс не увидишь. Приходится делать засады во дворах и заброшенных зданиях, причём ночью или ранним утром, когда идёт основной развоз. Во ВСЕХ дворах. Таких колоссальных человеческих ресурсов у полиции, разумеется, нет.

Иногда курьеры всё-таки попадаются. Какую информацию можно получить от них? Не слишком подробную. Курьер сообщит адрес, где ему выдали ценный груз, а также внешность раздающего. Очень трудно найти по этим данным человека, который в пункте раздачи не сидит посменно, а приезжает раз в сутки, чтобы раздать наркотики и снова пропасть.

Поэтому системно бороться с новой наркомафией старыми методами не получается. Закладчики действительно садятся в тюрьму, однако на их место приходит новая наркопехота. Деньги сейчас нужны всем.

Принцип «следи за деньгами» не работает

Если не можешь контролировать передачу наркотиков, ищи деньги. Так? Здесь тоже облом. У серьёзных ребят расчёты давно идут через анонимные кошельки криптовалют, которые нынче можно пополнить не только из дома, но и из любого платёжного терминала. Аматоры, собирающие деньги на банковские карты, чтобы потом вывести в биткоины, уже отмирают — эволюция. Однако даже аматоров ещё попробуй поймай. Суммы перечисляются небольшие, карты часто меняются, поэтому не попадают под банковский финмониторинг. Ну и как ловить?

Что ещё можно контролировать

У государства Украина и его правоохранительных органов сохраняется контроль за государственной границей, и это теперь наш главный актив в борьбе с наркобизнесом.

Что везут через государственную границу – кокаин, опиаты, LSD, сырьё для изготовления «солей» и другие интересные препараты. То есть, то, что нельзя вырастить или изготовить в Украине. Если говорить о марихуане, к которой МВД проявило такое трогательное неравнодушие, некоторые сорта каннабиса, а также семена тоже импортируются.

Поэтому история с полицейским вето на медицинский каннабис выглядит так плохо. Потеряв контроль за огромной частью рынка наркотиков, полиция цепляется за оставшиеся крохи, не желая отдавать врачам контроль за «травкой». Действительно, как это — выписать рецепт без благословения участкового? И плевать, что медицинский каннабис имеет другой психоделический эффект и другое действующее вещество. МВД, как классический социопат, просто не хочет делиться иллюзией контроля. Печально и то, что мы наблюдаем битву за крошки под столом, так как молодёжь всё чаще предпочитает классической «травке» более дешёвые и убойные «соли».

Отдельно стоит подчеркнуть, что государственная пограничная служба Украины действительно хорошо ищет классические наркотики, но именно китайские «соли» часто проходят незамеченными в почтовых отправлениях. А это основной продукт потребления на нашем рынке. И самый опасный, о чём ещё поговорим чуть ниже.

Если наркотик каким-то (кхм) образом проходит государственную границу, дальше его уже можно не искать. Он пропадает с радаров, чтобы появиться в наркоманских «телеграммах».

Что уже контролировать нельзя

Вещества, которые можно синтезировать на территории Украины, в принципе неуловимы. Это не ядерный синтез, лаборатория по производству амфетаминов или разведению «солей» может быть установлена в любом помещении. Этот рынок полиция не контролирует — она в этой схеме просто не нужна. Не может поймать крупную рыбу, не может отпустить, даже не может оценить масштаб бедствия. Полная беспомощность.

Главная опасность

Рынок наркотиков сейчас регулируется исключительно спросом и предложением, прямо-таки мечта либертарианца. Хорошего в этом, конечно, мало. Украинские наркоманы очень бедны и покупают самые дешёвые наркотики. Это на дорогом кокаине можно «сидеть» десятки лет, не говоря уже о «травке». А дешёвые «соли» и «спайсы» превращают человека в инвалида за несколько лет, причём страдает не только тело, но и психика. Год-два употребления дешёвых модных Telegram-наркотиков гарантированно превращают человека в инвалида или сразу в труп. Также самые бедные украинцы перенимают российский опыт, и сами варят на кухнях жуткую отраву с говорящим названием «крокодил», но об этом ниже…

Как у соседей

Проблемы Украины не уникальны, так как проистекают из сочетания глобального роста технологий и старого, местами ещё советского, законодательства. Европейская часть России имеет ровно те же проблемы с Telegram (нет, блокировки не помогли, другие мессенджеры тоже в теме) и дешёвыми синтетическими наркотиками. В бедных моногородах очень популярен «крокодил» — жуткая самопальная отрава на основе аптечных кодеиносодержащих препаратов.

На «крокодила» подсаживаются быстро и также быстро умирают. За считанные месяцы человек превращается в живой гниющий труп, ему отрезают руки-ноги, но зависимость остаётся и шоу продолжается до смерти. Однако при этом отрава ну очень дешёвая, готовится в домашних условиях сразу на компанию и поэтому многие осознанно выбирают такой ужасный способ отложенного самоубийства. Экономика безжалостна — беднякам достаются самые гадкие вещества. Как и в Украине, российские полицейские не могут ничего сделать с современным наркобизнесом: ни с «телеграмным», ни с самодеятельным.

Также свой отпечаток накладывает география и культурные особенности. Близость азиатских стран обеспечивает прочные позиции опиатов на рынке, а культура А.У.Е., популярная в российской провинции, не считает чем-то зазорным нарушать закон. Можно сказать, что если украинцы идут в закладчики от бедности, то для некоторых молодых россиян это что-то сродни доблести.

Что всё-таки можно делать

Государству Украина необходимо перестать заигрывать с МВД, с общественным мнением и прочей чепухой. Нужно как можно скорее полностью декриминализовать все натуральные сорта каннабиса для всех категорий населения, не только медицинские, и начать на этом зарабатывать деньги. У нас есть прибыльный Укрспирт, так пусть будет ещё и Укрканнабис — дополнительный миллиард гривен в казну всегда кстати.

Можно много говорить о вреде «травки», и это справедливо. Однако по сравнению с синтетическими чудовищами из Интернета, каннабис можно считать 100% безвредным продуктом и безопасной альтернативой. Если люди будут легально курить травку, оплачивая акциз, то не купят «соль». Это уже победа.

За «соли», кстати, сроки необходимо ужесточить — торговля этим наркотиком должна быть приравнена к терроризму, поскольку им и является.

Важно помнить и то, что массовая наркомания — следствие бедности общества. Пора разобраться с правилами игры для бизнеса на украинском рынке, чтобы дать людям возможность зарабатывать деньги. Налоговая реформа, опять же. Когда у человека есть ясная перспектива и нормальный заработок, он реже обращается к наркотикам.

Полиции нужно переключиться с отлова «расходного материала» на операции под прикрытием. Играть в долгую, внедрять агентов в наркосети и накрывать систему изнутри. В текущем состоянии это нереально, так как рисковать жизнями за сегодняшнюю зарплату никто не будет. Курьер-закладчик зарабатывает больше полицейского, просто задумайтесь об этом и сделайте выводы сами. Тут и итог полицейских реформ: потратили пять лет, но не решили основных проблем.

Вы тоже можете помочь в борьбе с наркоторговлей. Договоритесь со своим ОСМД, чтобы в подъездах поставили двери с кодовыми замками. Закладчики обожают оставлять «посылки» в подъездах, лишите их этого удовольствия. Облагородьте детскую площадку. Заложите щели между дворовыми гаражами. Если есть финансовая возможность, поставьте видеонаблюдение. Если позволяет конфигурация дворового пространства — ограничьте доступ во двор посторонним. Рекламные граффити наркоторговцев нужно как можно скорее стирать отовсюду. Всё это не даст быстрого эффекта, но хотя бы обезопасит лично вашу территорию от подозрительных личностей и сократит их ареал обитания. От этого точно будет больше толку, чем от нескольких случайных поимок курьеров в городе-миллионике.

На данный момент Украина проигрывает схватку с наркоторговлей нового типа. Проигрывает закономерно в силу более низкой организации и неспособности принять изменившиеся обстоятельства. Неизвестно, есть ли вообще шансы победить — технологический потенциал развития наркобизнеса велик и деньги на развитие этого бизнеса тоже имеются. В отличие от.

Однако всё это не повод сдаваться. Украина вся целиком состоит из борьбы и преодоления. Значит, будем бороться и на этом фронте. Ну а как иначе?

 

Денис Скорбилин


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: