Спасут ли рубль интервенции и выездные визы?

20.10.2014 0 By Chilli.Pepper

newfПочти ежедневно можно наблюдать в режиме лайв, как Банк России вбрасывает валюту на рынок. Вот, буквально на протяжении последних двух-трех часов (11.00-15.00, 20 октября) это явно вновь произошло.

Но, при этом, спрос на валюту все время “пружинит.” Типичные “оленьи бега”. Не очень помогает. Даже немного жаль Эльвиру Набиуллину. Думаю, на этой неделе государственные финансисты попытаются придержать информацию об объемах дальнейшего расходования резервов, чтобы не способствовать панике, а попозже где-то ее втиснуть так, чтобы проскочила вторым планом. Фондовые индексы все равно падают. А новость о грядущем выделении $50 млрд на рефинансирование проблемных банков на протяжении следующего года?

А теперь отметим, что только между 1 сентября и 1 октября текущего года международные резервы Банка России сократились — в иностранной валюте на $10, 015 или на 2,38%, в единицах СДР — на $204 млн или на 2,36%, в рамках резервной позиции в МВФ — на $199 млн или на 4,74%, в золоте — на $974 млн, или на 2,11%. Итак, в относительно спокойном сентябре Банк России потратил на укрепление — неудачное — курса рубля $11,392 млн или 2,45% резервов всех видов.

А теперь внимание — даже отбросив, то что теперь, в октябре, превратилось из вероятности в реальность — проблемы российских государственных и частных корпораций по выплатам задолженностей в конвертируемой валюте, падение цены на нефть, банковский и бюджетный кризис — возьмем только сегмент валютных интервенций Банка России, сделанных с целью снижения спекулятивного спроса (имея в виду, что спекулятивный спрос существует не сам по себе, а подогревается отчасти и перечисленными факторами).

И взяв этот один сегмент валютных расходов ЦБ РФ — кстати, он прямо так и обозначается (сглаживание волатильности обменного курса), мы увидим, что со 2 по 17 октября включительно, Банк России продал $13,148 млн. Или — уже на $3,133 млн (на 31,28%) больше, нежели в сентябре. При этом на курс эти интервенции влияют мало. А ведь до конца октября месяца еще 9 полноценных торговых дней. Между тем, за 9 рабочих дней октября, учитывая что на 1 октября международные резервы ЦБ РФ в иностранной валюте составляли $409 224 млн (без единиц СДР и резервной позиции в МВФ — просто это своего рода технические показатели), Банк России потратил 3,21% резерва, не приобретая при этом валюту, а объем резерва нырнул под порог “психологической устойчивости” и теперь составляет $396,076 млн.

Отсюда следует естественный вопрос — насколько же плохой будет ситуация с курсом, с состоянием резервов, с фондовым рынком, с дисциплиной выплат по внешним долговым обязательствам и с доступом обычных граждан России к своим банковским счетам и потребительским кредитам — к 1 ноября?

глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова

глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова

Ответ на этот вопрос, как это ни странно, но в комментарии ТАСС, дала никто иная, как глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова — “Если тратить деньги Резервного фонда с учетом всех возможных рисков по падающей цене на нефть, по невозможности заимствований, по сохранению санкций, я думаю, мы все это истратим в течение двух лет”. Иными словами, поскольку нынешняя линия Кремля не предполагает никаких улучшений в тех аспектах, которые перечислила Татьяна Алексеевна, между 18 октября 2014 и 18 октября 2016 — это по $16,503 млн в месяц.

Таким образом, Банк России — и это уже не раз ставил на вид Эльвире Набиуллиной премьер-министр Дмитрий Медведев, другие уважаемые люди — такие, как руководители госкорпораций, откровенно недорабатывает. До 1 ноября, в таком случае, он должен будет продать еще как минимум $3,355 млн — а значит, только ленивый не включится в игру на понижение курса российского рубля, ведь это просто выгодно, в особенности потому, что зарабатывать на российском рынке сегодня больше просто не на чем (коллекторские конторы, и те уже не так успешны, как в 2009-11 годах).

Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина

Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина

В силу вышесказанного, по сути, единственным инструментарием хотя бы сдержать полномасштабный кризис — разрывы ликвидности присутствуют уже сегодня, а о гигантских объемах “плохих” кредитов в российской банковской системе написали все известные российские эксперты — является введение фиксированного курса, замораживание валютных сбережений физлиц, организация максимальных ограничений на приобретение иностранной наличной валюты, национализация самой сферы осуществления валютных операций в рамках одного из системных банков с контрольным пакетом, принадлежащим государству. Транзит к подобной финансовой политике настойчиво предлагает Кремлю советник Президента Сергей Глазьев, на которого так называемые “системные либералы” — Алескей Улюкаев, Антон Силуанов, Эльвира Набиуллина. Татьяна Голикова, Герман Греф и другие — привыкли смотреть свысока.

Советник Президента Сергей Глазьев

Советник Президента Сергей Глазьев

Однако, в отличие от них, Глазьев не питает иллюзий в отношении будущего России — ей не удастся вернуться на капиталистический или демократический путь развития в рамках установок, заданных президентом России. Глазьев просто находится ближе к реальности, нежели тот же министр финансов Силуанов, 7 октября в порыве отчаяния обратившийся к Владимиру Путину с просьбой о пересмотре и сокращении военных расходов.Каким жалким диссонансом это выступление Силуанова прозвучало на фоне патриотических заявлений того же Сергея Лаврова или Николая Патрушева, лучше осознающих, что страна окружена грозными и коварными врагами, изобретающими ложь за ложью, провокацию за провокацией, дабы очернить светлый лик Дмитрия Донского и других антифашистов.

Похоже, Антон Германович забыл, что именно из-за противоречий с президентом и премьером по вопросу финансирования оборонной программы был вынужден уйти в отставку его предшественник, Алексей Кудрин. А несколько месяцев назад был уволен заместитель министра экономики Сергей Беляков, публично высказавшийся против перенаправления средств из накопительной части Пенсионного фонда РФ фактически на счета Сергея Валерьевича Аксенова по кличке “Гоблин”. В рамках новой парадигмы пенсионеры могут и поджать пояса — но не в Крыму.

В данной системе координат позиция Глазьева выглядит обоснованной, а вот ряд министров и руководителей крупных государственных ведомств, а иногда — и предприятий, кажется, просто интеллектуально и духовно устарели. Нерешительного Улюкаева, который все время мямлит про отсутствие у России потенциала адекватно ответить на санкции — вполне может сменить бодрый экономист Михаил Хазин, способный поставить промышленность России на красные рельсы мобилизации. Министерство финансов РФ можно спокойно доверить Анатолию Сердюкову, которого пыталась оклеветать пятая колонна, но после появления в публичном доступе лирической песни его находящейся под домашним арестом любовницы Евгении Васильевой — можно не сомневаться, что сокращения оборонных расходов он не допустит. Игоря Гиркина — на Совбез, просоветского футуролога Максима Калашникова — на МинАП, небезызвестного академика Валерия Алексеевича Чудинова — на Минобрнауки, опытного эмигранта Арбузова — в Банк России, скажем, усиления межрегиональных кадровых скреп русского мира…

Кандидат на Главу совбеза РФ Игорь Гиркин

Кандидат на должность зампреда совбез РФ Игорь Гиркин

Что-то из этого нельзя исключать, но, вернемся к серьезному — а именно к ряду закрытых рабочих встреч, которые были проведены президентом и премьером РФ за последние недели в контексте интересующей нас темы. В частности, у премьера побывал временно исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.Преимущественно обсуждались вопросы, связанные с массовым банкротством туроператоров, однако, прорабатывался и пакет мер, который готовится вместе с руководством МВД и МИД по расширению списка категорий граждан, чей выезд за рубеж должен быть ограничен.

Главный мотив для ускоренной подготовки соответствующих изменений в законодательство — сдерживание вывоза наличной конвертируемой валюты и задачи, поставленные президентом РФ на заседании Совбеза 11 октября. В частности, такие обсуждения указывают на то, что все более частое отрицание рядом высокопоставленных российских чиновников планов по переходу к фиксированному курсу рубля и ограничению валютных операций является отвлекающим маневром. Об этом свидетельствует и экстренное принятие ряда законодательных и регуляторных актов, обязывающих предприятия, в которых государственная доля собственности составляет 50 и более процентов — отказаться от приобретения любых товаров и услуг из-за пределов общего таможенного пространства.

Очевидно, что следующим шагом в этом направлении станет принуждение Беларуси и Казахстана к расчетам в российских рублях.

Слева направо: Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент РФ Владимир Путин, президент Белоруссии Григорий Лукашенко

Слева направо: Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент РФ Владимир Путин, президент Белоруссии Григорий Лукашенко

В декабре прошлого года дискуссия вокруг этого вопроса закончилась пожеланиями партнеров по ТС укреплять российскую валюту, чтобы им было выгоднее с Россией торговать и начать инвестировать в рубль. С тех пор российская валюта подешевела относительно доллара США более чем на 21%.
Макс Михайленко, для newssky.com.ua


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: