Скандал с Pegasus показывает опасность шпионской дипломатии Израиля – эксперты

21.07.2021 0 By Chilli.Pepper

В понедельник эксперты предупредили, что сообщения о том, что израильское шпионское ПО Pegasus использовалось для наблюдения за активистами, журналистами и политиками по всему миру, подчеркивают дипломатические риски выращивания и экспорта «репрессивных технологий», spacewar.

Частная израильская фирма NSO Group опровергла сообщения СМИ о том, что ее программное обеспечение Pegasus связано с массовым слежением за журналистами и правозащитниками, и настаивала на том, что все продажи ее технологий были одобрены министерством обороны Израиля.

Основанная в 2010 году и базирующаяся в Герцлии, к северу от Тель-Авива, NSO заявляет, что разрабатывает инструменты, которые позволяют правительствам преследовать преступников, которые могут уклоняться от властей с помощью зашифрованных сообщений.

Но Washington Post, The Guardian, Le Monde и другие новостные агентства, которые участвовали в расследовании, сообщили об утечке списка из 50 000 телефонных номеров, которые, как считается, были идентифицированы как люди, представляющие интерес для клиентов NSO с 2016 года, причем не все из них были взломаны.

Представитель NSO Одед Хершковиц сообщил израильскому армейскому радио, что список телефонных номеров «связан» не с NSO, а с другими компаниями и программным обеспечением с открытым исходным кодом.

«До сегодняшнего дня мы не получили [хоть] немного доказательств того, что кто-то из этого списка действительно подвергся нападению со стороны системы Pegasus», – сказал Гершковиц.

Программное обеспечение позволяет проникать в телефоны и отслеживать их, при этом микрофон и камера активируются удаленно для наблюдения за пользователем.

«Инкубатор репрессивных технологий»

Израильские эксперты напомнили о долгой истории страны использования экспорта новейшего оружия для развития дипломатических отношений, но предупредили, что рост продаж передовых систем наблюдения может принести больше вреда, чем пользы.

«Экспорт израильского оружия помог стране наладить все виды связей», – сказал Йоэль Гузанский из Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве.

Он сослался на тихие связи на Ближнем Востоке, в Африке и Азии, построенные благодаря торговле оружием.

«Иногда ущерб больше, чем польза», – сказал Гузанский AFP.

«Израиль может рассматриваться как тот, кто помогает автократическим режимам подавлять гражданское общество».

Джонатан Клингер, израильский адвокат по вопросам кибер-права и специалист по конфиденциальности, согласился с этим, заявив, что «Израиль является инкубатором репрессивных технологий».

Но он сказал, что «большая проблема» заключается в том, что экспорт, о котором сообщают NSO, не считается преступлением по израильскому законодательству.

Клингер подверг критике то, что он назвал «неудачной бизнес-моделью», чему способствовала готовность Израиля испытать новые системы наблюдения на палестинцах на оккупированном Западном берегу, в секторе Газа и аннексированном Восточном Иерусалиме.

Но рынок значительный, добавил он, потому что «количество либеральных демократий ограничено, а во всем мире больше диктатур».

Гершковиц из NSO сообщил армейскому радио, что эта фирма является «сионистской компанией, которая работает только в Израиле» и только с одобрения министерства обороны.

В прошлом месяце NSO заявила, что учитывает «прошлые стандарты соблюдения прав человека и управления» своих клиентов.

Контракты требуют от клиентов «уважать права человека», включая «право на неприкосновенность частной жизни и свободу выражения мнения», – заявили в NSO.

В результате НСУ внесло в черный список 55 стран и отклонило более 300 миллионов долларов потенциальных «возможностей».

В 12 рассмотренных ею жалобах на использование ее продукта в прошлом году NSO сообщило, что одна из них привела к расторжению контракта.

«Темная сторона»

Просочившийся список потенциальных целей взлома был получен правозащитной организацией Amnesty International и Forbidden Stories, парижской некоммерческой медиа-организацией.

Министерство обороны Израиля заявило, что не имело доступа к информации, собранной клиентами NSO.

Израиль «одобряет экспорт киберпродуктов исключительно государственным учреждениям для законного использования и только с целью предотвращения и расследования преступлений и борьбы с терроризмом», – говорится в сообщении.

НСУ не раскрывает, какие правительства покупают ее продукцию.

Но указанный список целевых телефонных номеров был сгруппирован в 10 странах, включая Азербайджан, Бахрейн, Марокко, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.

В прошлом году Израиль достиг исторических соглашений о нормализации отношений с Бахрейном, Марокко, Суданом и ОАЭ.

Гузанский сказал, что доступ к программному обеспечению для слежки – не единственная причина углубления связей с арабскими странами. «Но, конечно, это помогает», – сказал он.

Обеспокоенность Израиля по поводу технологий NSO не нова.

В 2019 году тогдашний глава Израильского управления инноваций Аарон Аарон заявил, что, по его мнению, эта фирма является частью «темной стороны» технологического прогресса.

Израильский эксперт по кибербезопасности Мэй Брукс-Кемплер сказала, что, несмотря на протесты по поводу инструментов NSO, используемых для возможного нарушения прав, она не думала, что компания столкнулась с реальной угрозой.

«Заказчиками такой компании являются государственные учреждения», – сказала она.

«Это может означать более тщательную проверку со стороны [израильского] министерства обороны, но, в конце концов, тиранам наплевать на глобальные новостные агентства».


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: