Семья владельца предприятия по производству труповозок для Минобороны РФ инвестирует в американские компании

07.06.2022 0 By NS.Writer

Семья заслуженных российских бизнесменов зарабатывает деньги на родине — на автозаках, труповозках и другой спецтехнике для силовиков и армии, а инвестирует их в Америке, пишут «Важные истории».

Иллюстративное фото

Развязанная российским руководством война с Украиной обернулась кризисом для российского бизнеса. Он несет большие финансовые потери. Компании закрываются или покидают страну, люди теряют рабочие места. Но есть предприятия, которые в такие времена «уверены в завтрашнем дне». Среди них — производитель автозаков и военной спецтехники. Как выяснили «Важные истории», неплохо себя чувствует бизнес семьи владельцев чувашского Комбината автомобильных фургонов (КАФ) — поставщика Росгвардии, МВД и Минобороны. Пока глава семьи Алий Чеченов зарабатывает на производстве автозаков для россиян, его дети инвестируют деньги в известные американские компании.

Автозаки и холодильники для трупов

В мае этого года соцсети облетела ироничная новость: на заседании Мосгордумы уполномоченный по правам человека Татьяна Потяева заявила, что в Москве появятся комфортные автозаки. Один из производителей автозаков для нужд Росгвардии, МВД и ФСИН — чувашский Комбинат автомобильных фургонов (КАФ), расположенный в небольшом городе Шумерле.

Специалист отдела продаж этого комбината, Александр Сомов, в 2012 году в интервью «Московским новостям» рассказывал, что МВД очень тщательно подходит к заказу такого транспорта: «В комплектации автозаков есть тень секретности — мы не можем рассказывать все детали. В составе ведомства есть институт „Специальная техника и связь“, который разрабатывает требования к автозакам — набирается целая книга. По ней на стадии производства утверждаются и согласовываются все особенности конкретной партии машин». МВД пристально следит, чтобы в автозаке, например, не было выступающих частей.

Основные клиенты чувашского комбината — это МВД и Росгвардия. В отдельные годы на них приходилось больше половины всех государственных заказов предприятия и больше 40 %, если считать за последние пять лет. Сумма госконтрактов комбината с МВД и Росгвардией за это время превысила 6 миллиардов рублей, по данным «СПАРК-Интерфакс». И в основном это автозаки, или, как они официально называются, «специальные оперативно-служебные автомобили» или «автомобили для транспортирования нарядов полиции», на базе КамАЗов и «газелей» (в 2020 году «Комбинат автомобильных фургонов» получил очередной контракт от Росгвардии на 184 миллиона рублей: один автозак обходился государственному бюджету в 6,3 миллиона рублей).

Еще комбинат поддерживает тесные связи с Минобороны. На сайте министерства КАФ указан как один из крупных поставщиков. Как следует из публичных заявлений представителей КАФ, он производит для армии более 150 моделей автомобильной техники. С 2022 года госзакупки Минобороны и Росгвардии засекречены (в 2021 году комбинат заключил госконтрактов более чем на миллиард рублей, при этом госконтракты с Минобороны и тогда не раскрывались). Но, согласно изданию «Национальная оборона», КАФ является «одним из крупнейших производителей специальной техники для силовых структур РФ».

На форуме «Армия-2017» комбинат представил фургоны, в которых размещаются мобильные горячие кухни — их можно развернуть за считаные минуты в полевых условиях; мобильные мастерские для ремонта военной техники; а также мобильные штабные машины — «военный офис на колесах». Такую технику он и поставляет Минобороны.

Из каталога продукции чувашского комбината также следует, что он производит медицинские холодильники для перевозки погибших в зоне военных действий: в презентации сказано, что такой фургон обеспечивает сбор и доставку не менее 18 трупов одновременно.

Дела у комбината идут хорошо. Он вошел в рейтинг самых быстрорастущих компаний России по версии РБК: с 2013 по 2016 год оборот комбината вырос в три раза. В 2021 году КАФ получил награду Минобороны как предприятие, внесшее значительный вклад в укрепление обороноспособности страны при выполнении гособоронзаказа.

Рыбалка с министром обороны

«Мы уверены и в завтрашнем дне: комбинат определен единственным поставщиком по 6 наименованиям изделий для МВД, по 11 — для Минобороны», — еще в 2015 году радовался председатель совета директоров «Комбината автомобильных фургонов» Алий Чеченов. Комбинат принадлежит ему и членам его семьи.

Алий Чеченов считается крупным региональным спонсором единороссов. Власти Чувашии наградили его медалью «За заслуги перед Чувашской Республикой» — в регионе он один из самых серьезных бизнесменов и участвует в переговорах на уровне губернатора и местных чиновников. В 2017 году Алий Чеченов довел пакет акций в КАФе до 94,49 %. Акционером несколько лет был и его брат — Амин Чеченов.

Чеченовы — известная и влиятельная семья. У предпринимателей есть и третий брат — бывший председатель парламента Кабардино-Балкарской Республики, академик Ануар Чеченов. Он дважды избирался депутатом парламента КБР. «Кавказский узел» называет его родственником экс-сенатора, а в прошлом — премьер-министра республики Хусейна Чеченова.

Сам Хусейн Чеченов тоже упоминает всех троих родственников в своих соцсетях. Там же он запостил свою старую коллективную фотографию с министром обороны Сергеем Шойгу. Последний там рыбачит, а Чеченов с группой товарищей в галстуках наблюдают за процессом. После стрельбы в московской школе в 2014 году Чеченов высказался решительно против «подражания Америке».

«Где органы власти, которые открыли шлюзы средствам массовой информации?.. Кто отвечает за то, что в интернете сегодня такие мерзости?.. Это промывает мозги всем, но особенно детям. Подражая Америке, мы получили тот же результат. Уровень агрессии на улице запредельный», — сокрушался Хусейн Чеченов в эфире ТВЦ (он тогда возглавлял сенатский комитет по образованию и науке).

Однако молодое поколение большой семьи Чеченовых решило вкладывать деньги именно в США.

Поколение инвесторов

У владельца завода Алия Чеченова двое детей: Азамат Чеченов и Гузель Чеченова. Азамат работал в КАФе, дочь также видели на заводе. Оба младших Чеченова, судя по всему, помогали отцу.

И Азамат, и Гузель окончили РАНХиГС.

Азамат стал владельцем мебельной фабрики и совладельцем мебельной компании Icon Designe. Чеченов инвестировал в компанию своих друзей — они выпускают мебель с принтами современных художников и сотрудничают со многими иностранными художниками. Предприниматель предоставил друзьям мощности своего мебельного производства; партнеры получили долю в его компании, а он — 10 % в Icon Designe. Сейчас его фабрика работает только с Icon Designe.

Гузель получила MBA Columbia Business School в Нью-Йорке, где, судя по ее соцсетям, она прожила долгое время: даже ходила на митинги за честные выборы в 2012 году и наблюдала за голосованием россиян в американском посольстве. Она публиковала фотографии с плакатами оппозиции, на которых было написано, что «Путин — вор». В заблокированной в России соцсети LinkedIn Чеченова указана как консультант из Нью-Йорка. Коллеги и друзья ценят ее как эксперта по финансовому моделированию, бизнес-стратегии, корпоративным финансам, работе с частными инвестиционными фондами и оценке финансовых рисков.

После учебы Чеченова работала в McKinsey, а потом вместе с братом занялась прямыми инвестициями: вкладывалась в технологические компании в области онлайн-образования (Coursera и Udemy) и доставки (Shippo и Send). С началом войны российские инвесторы и деньги стали на Западе, как там принято говорить, токсичными. Партнер «Важных историй» — Центр по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) — направил вопросы Чеченовым по поводу их иностранных инвестиций.

Меж двух автозаков

Несмотря на крупные госзаказы, не все работники чувашского «Комбината автомобильных фургонов» Чеченова разделяют уверенность руководства в завтрашнем дне. Многие рабочие завода КАФ награждены медалями Минобороны России: «За укрепление боевого содружества», «Михаил Калашников», «За трудовую доблесть». Но средняя заработная плата на заводе — 40 тысяч рублей, рассказывал директор Комбината автомобильных фургонов Сергей Васильев. Хотя, по его словам, сегодня продукция востребована. Некоторые цеха работают в две смены. А люди на предприятии трудятся с полной занятостью, включая даже субботу.

Заказов много, и сейчас из-за войны особенно, подтверждает бывший сотрудник КАФа. Он уволился, потому что «премий нет, на Новый год 13-ю зарплату не дали, технические перекуры отменили». «Когда я увольнялся, людям наряды закрыли по 8–9 тысяч. И им добавили до МРОТ и все. И примерно на руки они получили около 10–11 тысяч [рублей]».

Он рассказывает, что второе градообразующее предприятие в Шумерле — Шумерлинский завод специализированных автомобилей (ШЗСА) — тоже поставщик машин для Минобороны и МВД. Работать в городе больше негде, а условия труда везде одинаковые: «Люди так и бегают с завода на завод».

Читайте также на Newssky «США запретили американцам инвестировать в РФ» и смотрите на YouTube-канале «Нудний Пенс».


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: