Курица или яйцо? Почему в России всё время происходят катастрофы

07.10.2019 0 By Shadowdancerrr

Анализируя явление, важно отделить причину от следствия. Последние годы существования СССР проходили под грохот многочисленных катастроф. Что причина, что следствие? Почему это важно понимать нам, здесь и сейчас. Заваривайте сразу ведро чая, разбираться будем долго.

Часто приходится слышать, что, если бы не авария на ЧАЭС, землетрясение в Армении, регулярные железнодорожные катастрофы и другие крупные аварии, СССР бы выстоял. Трансформировался, изменился, но сохранил себя. Мол, так совпало, сложилось множество факторов, и СССР как бы случайно развалился.

Есть другая точка зрения: СССР погубила деградация государственных институтов. А катастрофы — неизбежные симптомы, которые возникают в процессе медленного умирания государства, которое стало чересчур большим, чтобы существовать дальше.

Россия катастрофа

Хотя исторические споры обычно решения не имеют, этот, возможно, решится в ходе масштабного цивилизационного эксперимента. Российская Федерация оказалась в положении СССР второй половины 80-х годов. Санкции, международная изоляция и многочисленные провалы по всем направлениям. Катастроф в России происходит так много, что сроки сдачи этого материала несколько раз переносились — трагедии случаются одна за другой.

Так случайно совпало, или это закономерное следствие деградации старой советской инфраструктуры? Давайте рассмотрим эти события на примере событий этого года. Глубже копать не будем. Хватит и этого отрезка времени, чтобы всё понять.

Стихийные бедствия

Проблема лесных пожаров существует во всех странах, где есть лес. Это слишком сложный катаклизм, чтобы просто так взять и потушить. Но там, где другие страны хотя бы пытаются что-то сделать и даже добиваются каких-то побед, российские чиновники просто разводят руками. Сгорела половина Сибири — да и чёрт с ней!

Леса горели с середины весны, но правительство России последовательно игнорировало проблему, пока не стало слишком поздно. Только в августе российское государство зачесалось и бросилось тушить догорающие «лёгкие Сибири». Тем не менее, пожары продолжались до конца сентября. Потери идут на миллионы гектаров леса, и всем понятно, что в будущем катастрофа повторится. В России нет противопожарной инфраструктуры, «оптимизирован» и сокращён институт лесничества. На вывозе горелого леса выстроены криминальные схемы. Гореть лесам, не перегореть.Пожары Россия

Всё это особенно грустно от того, что именно в России разработана и якобы даже внедрена перспективная разработка — водяная бомба. С её помощью можно эффективно ликвидировать очаги пожара и даже сбивать огненный шторм. Но на это у государства Российская Федерация почему-то нет денег.Почему-то…

Уместно вспомнить и наводнение в Иркутской области. Не будем ударятся в конспирологию, остановимся на официальной версии. Были дожди, поднялся уровень воды в реках, произошло затопление тысяч домов с десятками жертв.

Был ли прогноз катастрофы? Нет, к наводнению начали готовиться в последний момент. Оповестили ли местных жителей? Кого-то, может, и успели, но в Тайшетском и Тулунском районах люди оказались предоставлены сами себе. Это говорит о том, что система реагирования на штатные катаклизмы разрушена. МЧС и местная исполнительная власть не работают.

Наводнение Иркутск

Ну хоть компенсации выделили? Непосредственно пострадавшим обещали жалкие крохи, которые приходится выгрызать зубами. Зато губернатор направил 337 миллионов рублей на премии чиновникам, участвующим в ликвидации наводнения.

Другие природные катастрофы разбирать нет смысла. Они случаются регулярно. МЧС РФ системно проваливает работу на этом участке.

Ядерные аварии

Россия — первоклассная постмодернистская страна. Иногда это играет в плюс, иногда в страшный минус. Весной этого года HBO выпустила замечательный сериал «Чернобыль», который вызвал иррациональный всплеск ревности и гнева в околокремлёвских кругах. Немедленно было заявлено о том, что в России снимут свой сериал, но складывается ощущение, что сериалом дело не ограничится. Будто коллективно-бессознательное, сама русская реальность, внезапно решила примерить на себя модный плащ атомной угрозы. Показать шоу не хуже, чем у всяких там пиндосов.

Ядерные катастрофы Россия

Сначала мир потрясает новость об аварии на атомной подводной лодке «Лошарик». Якобы обошлось без выброса радиоактивных веществ, но свою долю хайпа у «Чернобыля» ревнивая Русская Реальность всё-таки вырвала с мясом. Дальше — больше.

Вскоре, во время испытаний секретной ракеты с ядерным двигателем произошёл взрыв. Вот это уже потянуло на полноценный второй сезон сериала. Всё по канону: скачущий радиационный фон, больные с острой лучевой болезнью, врачи, которых не предупредили о радиоактивной угрозе. И, конечно, фирменные тонны вранья от официальных властей, включая даже обесточивание станций мониторинга радиации системы ОДВЗЯИ. Тот случай, когда «просто» ядерная авария переросла в репутационную катастрофу.

Шок от того, что в 2019 в России повторились чернобыльские события, пусть и в многократно меньшем масштабе, затмил другие странные атомные происшествия. Хотя на них стоит обратить внимание.

Ростовская АЭС

В конце мая на АЭС в Ростовской области срабатывает предупредительная защита. Ранее с этой же АЭС уже были проблемы с выбросами радиоактивных веществ, а в июле 2019 на территории этой же станции что-то взорвалось. Особая пикантность в том, что проблемный энергоблок сдан в эксплуатацию в 2015 году, то есть, проблему нельзя списать на ветхое советское оборудование. Это новодел.Где ЯнуковичНеизвестный ростовский пенсионер прикидывает, можно ли защититься от радиационного поражения йодированной водкой?

В июле 2019 на Калининской АЭС случилось короткое замыкание. Ну или «короткое замыкание» — кто проверит? В итоге сразу три энергоблока отключились. Якобы выброса радиации не было, потребителей переключили на другие источники, всё хорошо. Уже через месяц, 18 августа, из-за ложного срабатывания («ложного срабатывания»?) отключается энергоблок № 4 Белоярской АЭС. Что там у них происходит?

Какого состояние АЭС в Российской Федерации? Какие ещё сюрпризы она может преподнести? Веры официальным отчётам нет. Ситуация с аварией ракеты под Северодвинском показала, что российские власти готовы врать и до последнего скрывать радиационные аварии.

Политический кризис

«Политический Чернобыль» случился в Москве во время очередных выборов в Мосгордуму. Это такой ничего не значащий орган, который нужен для прикрытия распила бездонных московских бюджетов. Явка на выборы в Мосгордуму падала (2009 – 35,26 %, 2014 – 21,04 %). В 2019 должно было быть процентов восемнадцать максимум. Сытым москвичам подобные мероприятия не очень интересны, и это полностью соответствует интересам Кремля. Идеальная ситуация для использования админресурса: выборы на участке выигрывает всего пара автобусов с бюджетного предприятия или боевой взвод пенсионеров. Это заведомо больше, чем могут привлечь агитаторы конкурентов.

Политическая катастрофа случилась на ровном месте. Власти взялись прессовать неугодных кандидатов: сняли с выборов, пригрозили обысками. Демонстрации жестко подавили, вызвав волну гнева. Зачем? Никто из этих кандидатов серьёзной угрозы не представлял, «Единая Россия» и её «прокси» легко могли взять 45 мест из 45.

Москва протесты

Все эти люди могли сидеть дома, но Кремль случайно выгнал их на улицы.

Вместо этого Мосгордума стала популярной темой. Выросла явка на выборах, и выросла именно за счёт протестных голосов. В результате 20 мест из 45 «уплыли» к несистемным людям, что очень много и может создать проблемы в будущем. Более того, ради сохранения (всего лишь!) большинства в жалком Моссовете режим был вынужден прибегнуть к легко разоблачаемым фальсификациям. Также журналисты «заметили» Мосгордуму, что плохо для попилов бюджета. «Бонусом» для Путина и Собянина стало то, что в Москву вернулась мода на протесты, а также политизировалась богема.

Глядя на катастрофические последствия абсолютно проходных выборов, хочется спросить только одно: ЗАЧЕМ? Но спрашивать, видимо, уже не у кого. В Кремле теряют навыки управления человеческими массами. Умным сотрудникам предпочитают лояльных. В будущем это обернётся для России большими проблемами.

Внутренняя безопасность

По линии государственной безопасности 2019 год тоже не задался. Всплыла информация о давнем проколе: помощник Владимира Путина по международным делам оказался американским шпионом и еще в 2017 благополучно сбежал из России вместе с семьёй. Подробности неизвестны, но по косвенным признакам и биографии можно предположить, что сбежавший шпион действительно имел доступ к секретной информации и был близок к Путину.

Шпион СШААмериканские шпионы после успешного завершения миссии живут в таких вот роскошных домиках. Думаю, многие российские чиновники крепко задумались, читая новости.

Пять лет информация о международных отношениях России утекала в США, причём какие это были 5 лет! Подготовка к войне с Украиной, аннексия Крыма, сбитый «Боинг», война на Донбассе, отношения с Европой, Сирия — всё это проходило через Олега Смоленкова по долгу службы.

Что можно сказать о состоянии контрразведки, если она допускает такие проколы? Вопрос пока открытый, но…

Армейские катастрофы

В российской армии, справедливости ради, ничего страшного в 2019 году не случилось. Аварии идут не прекращающимся фоном, но это следствие массовой расконсервации техники и обучения экипажей «с нуля». Страна системно готовится к большой войне, а в этом деле без жертв не обойтись.

Поэтому нужно с пониманием относиться к тому, что над Липецком столкнулись два бомбардировщика Су-34. В конце-концов, небо всего одно, а самолёта было целых два. Военный вертолет Ми-8 сразу после взлета потерпел крушение — ну так за почти 60 лет беспощадной эксплуатации могло не только шасси отвалиться. Тут, скорее, вопрос о том, почему российским лётчикам приходится летать на таком старье.

Колоссальный взрыв склада с боеприпасамив Красноярском крае — ну, бывает.  Наверное, узнали, что ревизия готовится, а может лесные пожары добрались. В любом случае, это были далеко не последние снаряды, к сожалению.

А вот крушение штурмовика Су-25УБ на Ставрополье из-за заводского брака — тревожный звоночек. Как и СССР, Российская Федерация испытывает проблемы с системой контроля качества даже в сложном штучном производстве.

Об этом же пишет аналитическое издание BusinessInsider: Россия активно пытается играть военными мускулами, игнорируя системные проблемы с инфраструктурой. Говоря проще: техника старая, опытных кадров нет, денег не хватает, но очень хочется перещеголять американцев. Впрочем, эту мотивацию мы уже рассматривали в «атомном» разделе.

Неудивительно, что всё это выливается в странные авантюры с трагическим концом. Таинственная гибель подводников на «Лошарике», скорее всего, также служит хорошим примером несоответствия амбиций РФ и имеющихся у неё ресурсов.

Тем не менее, можно считать, что 2019 проходит для российской армии без крупных катастроф. Да, кто-то погибает, что-то взрывается, зато на костях копится бесценный опыт.

С точки зрения интересов Украины, Россия именно в военной сфере остаётся опасным оппонентом. Даже провал запуска серийного производства танков «Армата» не так уж и хорош. Вместо крайне сомнительной и бессмысленно дорогой «Арматы» Россия будет задёшево модифицировать старые Т-72. Машина старая, зато проверенная временем, а также массовая. Это намного опаснее в случае крупного наземного конфликта.

Т72Модифицированный Т-72 все ещё остаётся лёгкой добычей для «Джавелинов», зато их можно наклепать очень много и завалить противника числом.

Поэтому хочется пожелать россиянам, ответственным за танковую программу РФ, второго гражданства, миллиардных счетов в оффшорах и вовремя запросить Киев об эвакуации. Клеить моделей на Карибах намного интереснее, чем клеить танчики!

Аварии в гражданской авиации

Если в армии всё более-менее, гражданская авиация в России находится в чрезвычайно печальном состоянии. Крушение Superjet в Шереметьево, случившееся, фактически, онлайн, сильно испортило перспективы этой, и без того проблемной разработки.

За 10 лет менеджмент компании«Гражданские самолёты Сухого» не смог обеспечить импортозамещение деталей, а также не способен обеспечить запчастями уже проданные самолёты. Именно поэтому «Джеты» в последние годы чаще отстаиваются на аэродромах, чем летают. Западные компании были вынуждены разобрать несколько самолётов на запчасти. Скорее всего, разбившийся в Шереметьево самолёт также имел ряд технических дефектов, хотя Следственный комитет РФ привычно обвиняет пилотов.

Российские менты поступают так постоянно. Во всех авиакатастрофах всегда виноват экипаж, хотя квалификация российских пилотов представляется вполне достаточной, чтобы не совершать регулярные ошибки. В этом же году российский пилот Дамир Юсупов прекрасно справился с аварийной ситуацией, посадив «Боинг» на кукурузное поле без жертв.

То есть, пока русский пилот сидит за рулём нормального самолёта, полёт почему-то проходит хорошо, и даже внештатные ситуации успешно разруливаются. Но стоит в дело включиться рыхлой постсоветской инфраструктуре или гэниальным путинским «вундервафлям», как задача улететь из Воронежа превращается в неразрешимую, а в одном из главных аэропортов страны два самолёта сталкиваются на ВПП, будто два пьяных маршруточника не поделили полосу движения.

Трагизма в этом больше, чем маразма. Несколько месяцев назад в Бурятии разбился при экстренной посадке Ан-24. Экипаж погиб, спасая самолёт. Выжившая бортпроводница спасла всех пассажиров. Катастрофа случилась из-за того, что городские власти незаконно построили рядом с ВПП очистные сооружения и не дали Ан-24 нормально приземлиться. Идиотизм, халатность, бессистемность и безответственность — классический стартовый набор для создания аварийной ситуации.

Однако, заметим, что проблемы со старым советским самолётом АН-24 начались ещё в воздухе, иначе никакой экстренной посадки не понадобилось бы.

Вернёмся к подвигу пилота Юсупова. Из-за чего случилась катастрофа? Опять же, из-за несанкционированной свалки рядом с аэродромом. То есть, аэропорты в России реально не контролируют прилегающую территорию и уже не могут ни обеспечить безопасность полётов, ни как-то повлиять на ситуацию.

Ещё сильно удивляет, как трудно идут поиски пропавших воздушных судов в удалённых местах. Казалось бы, ну поставьте нормальные маячки с GPS/ГЛОНАСС или модемами спутниковой связи — у того же «Иридиум» есть такие продукты. Каждый раз, когда в Якутии или другой глуши пропадает очередной борт (несколько случаев только в 2019), начинаются натужные поиски места аварии. Казалось бы, не такие и большие деньги для ядерной сверхдержавы, но почему-то их всё время не хватает на спасение жизней простых россиян. А возможно, проблема даже не в деньгах, а в утрате руководством способности системно мыслить.

На это наталкивает другое обстоятельство, порождающее ежегодные авиационные аварии по всей территории Российской Федерации. Оказывается, в России до сих пор не маркированы высоковольтные провода ЛЭП, из-за чего вертолёты и небольшие самолёты регулярно разбиваются, зацепив провода. Задачу попытались решить, но все попытки похоронили в «бумажках». Поэтому в 2019 году пришлось хоронить ещё и погибших.

Городская инфраструктура

Советский жилой фонд рассыпается на территории всех бывших республик, этим никого не удивишь. Вопрос в том, успевает ли власть обновлять этот самый фонд, и как он эксплуатируется. Ну и жилищно-коммунальные услуги (довольно дорогие в России) тоже видали виды и требуют капремонта.

Чтобы разрядить атмосферу, начнём с курьёза в Воронеже, где в батареи вместо тепла подали ток.  Особенно прекрасно, что это случилось в доме, который до этого страдал от прорыва канализации в подвале. Древний советский жилой фонд, изношенные коммуникации и бесконтрольные «колхозные» попытки что-то починить или переделать превратили многоэтажку в замок Кафки. Случай маленький и, в общем, несерьёзный, однако в чём-то и показательный. Во-первых, причину происшествия установить так и не смогли, что многое говорит об экспертизе воронежских коммунальщиков. Во-вторых, пока в Москве проходит образцово-показательная реновация, провинция медленно рассыпается в пыль.

Впрочем, москвичи тоже не застрахованы от приключений. Этим летом в Подмосковье рванула ТЭЦ-27. В новостях об этом старались не говорить, но пятидесяметровый столб огня так просто не спрячешь, и видео полетели по соцсетям.

https://www.youtube.com/watch?v=YmBO2P1SL4w

Самое неприятное в этой аварии то, что построена станция была в середине девяностых. В «нулевых» прошла серьёзную модернизацию, но это не уберегло комплекс от серьёзной технологической аварии. Российский новодел работает хуже ржавых советских железяк.

С водой ситуация тоже плохая. Советские трубы нужно было заменить ещё десять лет назад, но в том-то и проблема слишком больших стран, что коммуникации растянуты, как и ответственность чиновников. В результате все сидят на местах, ничего не делают и надеются, что инфраструктурный коллапс случится не в их смену. В этом году сразу три курортных города Краснодарского края остались без воды из-за аварии на критическом узле коммуникаций. Причина — тотальный износ техники.

Автокатастрофы

Автомобильный транспорт опасен, так как максимально подвержен одновременно и человеческому фактору, и критически зависим от инфраструктуры. Водители ездят пьяными, уставшими, некоторые просто тупые. Так везде, не только в России. Проблемы с качеством дорог, их освещением и разметкой тоже не уникальны.

Поэтому вообще не хотелось бы как-то особо «русофобствовать» на этой непростой тяжёлой теме. Но придётся. Потому что по данным ГИБДД РФ, за январь-июль 2019 года в России случилось 2955 ДТП с участием автобусов, в которых погибли 120 человек. Три тысячи аварий рейсовых маршрутов нельзя списать на один только человеческий фактор. Тем более, что известно: из 3000 водителей автобусов пьяными оказались лишь 34 человека. В остальных случаях виноваты другие участники дорожного движения и плохая инфраструктура.

Курица или яйцо

Как видите, катастроф в современной России случается достаточно. Некоторые из них получили огромный общественный резонанс, много больший, чем случался в Советском Союзе с его секретностью. Однако к случайному и спонтанному развалу Российской Федерации это не привело. И не приведёт.

Зато сторонники второй версии получили серьёзный аргумент в пользу своей теории. Все случившиеся в 2019 году аварии сводятся к двум причинам:

  1. Износ старой советской инфраструктуры;
  2. Очень низкое качество объектов, построенных после 1991 года.

Причём речь не только о технологиях, но и о системе отношений, подготовки кадров, культуры производства. В качестве тревожных симптомов российские катастрофы-2019 выглядят очень убедительно. В первую очередь, своим ошеломляющим количеством.

Где-то здесь кроется и печальный урок для украинцев. Мы живём в такой же постсоветской стране с высоким уровнем износа. Наша культура производства тоже переживает не лучшие времена. Объективно в нашу пользу играют более компактные размеры страны, большая автономность регионов и, не в последнюю очередь, помощь западных союзников. Но это не панацея.

Скоро в Украине пройдут местные выборы. Самое время взять кандидатов за жабры. Узнайте, что они думают о состоянии городской канализации, стоков, водопровода, электростанций, дорог… Заставьте их включить эти вопросы в предвыборную повестку, это действительно важно.  Потому что Украина – не Россия, правда же?

Давайте учиться на чужих ошибках.

Денис Скорбилин


Підтримати проект:

Підписатись на новини:




В тему: