Как Джек Ма предсказал Третью мировую и при чем здесь искусственный интеллект

01.04.2023 0 By NS.Writer

Эпоха жестокостей предыдущего фараона прошла навсегда!

Началась эра моих жестокостей! (с) – робот Бендер)

Война, конечно, вытесняет большинство других новостей. Но не все. Уже больше месяца граждане обсуждают наступление эры нейросетей. Мidjourney, gptchat, децентрализованный поисковик Presearch и еще десятки и сотни тем. Кажется, профессор Капица писал, что когда происходит переход к новому технологическому укладу, первые инновации выглядят как одиночные пузыри в кастрюле с стоящей на огне водой. Бульк, бульк… а потом все одновременно начинает кипеть и этих пузырей становится сотни тысяч. Граждане, которые такого не ожидали, впадают в ступор и невроз. Мнения разделяются на предельно эйфорические и предельно пессимистические.

У оптимистов рукой подать к коммунизму (свободы, творчеству, духовности, розовым единорогам), пессимисты цитируют «Восстание машин» и угрюмо вангуют наступление Апокалипсиса и постцивилизации.

Думаю, оба сценария будут разворачиваться параллельно по принципу «мечты сбываются». Поклонники предыдущей модели больше будут страдать, отважные первопроходцы нового уклада больше выигрывать.

Третья технологическая и Третья мировая

Возможно, вы помните выступление Джека Ма на всемирном экономическом форуме в Давосе в 2018 году. Тогда он сказал, что Третья мировая будет вызвана развитием искусственного интеллекта. Мол, первая технологическая революция спровоцировала Первую мировую, вторая – Вторую мировую и вот сейчас наступает Третья технологическая революция. Так, – говорит, – давайте без глупостей, объявим Третью мировую климатическим проблемам, заболеваниям и глобальной бедности. Я хорошо запомнила это выступление, в основном потому, что отсылка к искусственному интеллекту показалась мне притянутой за уши.

Теперь я думаю, что он был прав.

Во время восходящей волны кондратьевского цикла исторически происходят войны и революции. Войны – за ключевой ресурс, который станет основой нового технологического уклада. Как вы думаете, что это за ресурс?

Новейшая новость: компания Nvidia объявила о новой версии своего чипа Н100 для экспорта в Китай. На этом новом чипе (Н800) будут работать крупнейшие проекты Китая в области ИИ, ведущие компании Alibaba, Baidu и Tencent. Но есть нюанс. Согласно экспортным ограничениям Nvidia должна уменьшить производительность базовых чипов для ИИ-систем, поставляемых в Китай. Поэтому для нового чипа Н800 оставили производительность на уровне Н100 (сделки в секунду). Но вдвое уменьшили пропускную способность передачи данных (GB в секунду). Заблокировав, таким образом, Китай в конкурентной борьбе в сфере искусственного интеллекта. Быстро заменить поставщика собственными силами Китая не удастся – на это уйдет от 5 до 7 лет.

Существует также мнение, что Тайвань интересует Китай совсем не как «исконная китайская земля». Taiwan Semiconductor Manufacturing Company, один из самых мощных в мире производитель полупроводниковых изделий может быть в глазах китайского правительства трофеем ценнее всего острова.

Нелишне напомнить, что с началом войны в Украине сразу два крупных завода прекратили поставки на глобальный рынок неона, который используется для производства микрочипов.

Если все это не совпадение, можно предположить, что основой следующего технологического уклада будет искусственный интеллект. А также автоматизация производства и роботизированные системы во всех сферах жизни. О чем и намекнул Джек Ма. Война пока не стала третьей мировой, но и восходящий такт кондратьевского цикла еще не завершился. Эксперты по долгим циклам предсказывают, что «военно-революционными» будут 20-30-е годы нашего столетия в целом.

Собственно, на тех же давосских форумах много раз озвучивались проблемы, которые повлечет имплементация таких технологических решений. Главная – миллиарды «лишних людей», которых придется высвободить из привычных рабочих мест. И значительно ограничить доступ к ресурсам и социальному обеспечению. Не стоит забывать, что большинство из них – урбанисты. То есть нет возможности посеять огород или поле и обеспечить себя хотя бы продуктами питания. Вот вам предпосылки для революций и потрясений.

Я уже вижу новейших луддитов, разносящих кувалдами ноутбуки и роботизированные заводы. И их заранее можно понять. При изменении технологического уклада для людей, не видящих себя вне предыдущей экономическо-социальной модели, наступает полноценная катастрофа. Палеолитическая, катастрофа сворачивания аграрной экономики, деиндустриализация и вот теперь потенциальная нейросетевая. С большим риском физически не пережить фазовый переход. Хотя совсем рядом набирает обороты новое пространство для жизни и работы, стоит его только рассмотреть и принять.

Переход между мирами

Тем более что на этот раз индустриальная эпоха сдавала свои позиции не так стремительно, как ее предшественницы. Понятно, что темпы экономического роста начали замедляться еще в 70-х годах прошедшего века. По простой причине: рынки насытились и выяснилось, что бесконечно наращивать новые индустриальные мощности нет смысла. Возникла задача загрузить хотя бы существующие на фоне падения спроса. В ход пошли потребительские кредиты, волны «маркетинговой моды», формирование общества потребления, выход на новые рынки с параллельным оформлением основ глобализации, поддерживающей глобальную торговлю. То есть рабочие места добавлялись медленно, а вот люди даже очень стремительно. Заметьте – все это происходило задолго до старта автоматизации

Но ведь люди справились. И постепенно начали переходить к экономике услуг. Правда, экономика услуг – низкопроизводительная сфера. Услуги продаются клиентам напрямую и существенно ограничены физической способностью передатчика. Вы не можете «нашлепать», как на конвейере, 1 миллион массажей. Сделать 2 тысячи стрижек или покрасок волос за 8 рабочих часов. Посадить тысячу гостей в небольшом кафе или ресторане. Организовать туристическую экскурсию для 800 тысяч человек одновременно. Так что экономического роста с опорой на экономику услуг ждать бесполезно. Собственно, одна из причин торможения экономики Украины на протяжении всех лет после постсоветской деиндустриализации. Однако… есть хлеб и к хлебу – и это хлеб.

В конце концов, корпорации решили не только завоевать глобальные рынки товаров, но и воспользоваться преимуществами глобальных рынков труда с целью оптимизировать затраты. И вынесли производства в страны юго-восточной Азии, оставив под полным контролем только те звенья, которые обеспечивали наибольшую долю доходов в цепях добавленной стоимости. Кстати, и здесь ничего особенно катастрофического не произошло. Потому что параллельно появился интернет, предложивший гигантское пространство для новых видов занятости. В большинстве своем молодежи, которая и так не стремилась работать на заводах и быстро разобралась, как найти себе доходное место в верте. Предоставляя услуги и торгуя онлайн, практикуя удаленную занятость, производя и монетизируя все виды контента.

По результатам пандемии наковы экономика услуг трансформировалась в гиг-экономику, где самозанятый предприниматель спокойно оказывает услуги еще и в сегменте В2В и прекрасно себя чувствует. Не в последнюю очередь потому, что уже умеет организовать себе мультидоходность. Формируемая как за счет продажи собственных услуг и других видов предпринимательства, так и за счет пассивных источников доходов.

Как видите, на этот раз человечество не вонзилось лбом со всей мощи в следующий фазовый барьер, а «переползает» его медленно, как улитка. Формируя при этом среды, к которым, при желании, могут приобщиться и последние горячие приверженцы индустриального типа занятости.

На этом фоне автоматизация, роботизация и нейросеть не повлекут за собой столь катастрофических масштабов технологической безработицы. Во всяком случае, в странах, где достаточно развиты подобные «запасные аэродромы» и существует культура быстрого освоения новых технологических сред.

Свобода и свобода для

Лично я – поклонница воплощения технологий нового уклада. С одной стороны это решение проблем, которые принципиально не решаются на прежнем уровне системной сложности. И обычная рабочая и бытовая комфортность. Мне, честное слово, проще «нанять» Мidjourney и попросить сделать так, как я хочу видеть, чем объяснять человеческому дизайнеру или художнику. А потом бодаться, чего его видение правильнее моего запроса. Я давно жду сознательных максмаркетных версий робота-фермера и одноместного вертолета, вот просто очень хочу. Тем более, первые рабочие образцы уже представлены. От работа-горничной я бы тоже не отказалась. И даже радуюсь за мужчин, что их фантазии со временем будут реализовывать роботесы. В этом случае отношения с живыми женщинами будут гораздо глубже. У тех мужчин, которые нуждаются в отношениях чего-то большего, чем просто набор определенных функций. При условии, что удалось сначала построить отношения с самим собой. Даже здесь нейросеть может быть ассистентом, просто посмотрите старенький фильм «Она» с Хоакином Фениксом.

Автоматизация производства с прагматичной точки зрения – благо. Позволяет экономить такую ​​статью себестоимости – зарплату. Удешевлять производство и избегать кризисов перепроизводства. Ну да, это немного лишит работы даже моих коллег-маркетологов, но мем о «продай говно» уже даже не смешон. Гораздо приятнее участвовать в разработке того, что людям действительно нужно, стоит немного изменить фокус и слегка переквалифицироваться. Да и с гуманистической точки зрения – благо. Никто не делает монотонный труд, не депрессирует, не выгорает, не страдает от бестолкового менеджмента, не боится потерять работу.

Я уверена, что при условии аналитики больших данных и быстрых технико-экономических расчетов в жизнь будут претворяться проекты общего блага гораздо качественнее, чем те, которые пытаются прижимать чиновники. Даже если отвергнуть коррупцию и шкурный интерес. Как сказал недавно знакомый о функционерах собственного министерства: это черная беда, когда правила и нормы для практиков придумывают теоретики.

Не понимаю при этом причитания по поводу финансирования привычной нам социальной сферы. Кто будет финансировать медицину??? – спрашивают. Но какую медицину? При ранней диагностике заболеваний с помощью ИИ и быстрой корректировки ситуации сколько тех больниц вам потребуется, уважаемые?

Все это только с одной стороны.

С другой стороны, люди всю свою историю боролись за «свободу от». Высвобождались из рабства, потом боролись с феодалами, преодолевали корпоративное рабство и в конце концов вот-вот окажутся в ситуации, когда судьба каждого буквально в его руках. И не впервые ли в истории вопрос может стоять не «как заработать на жизнь», а «на что потратить время своей жизни». Как лучше всего реализовать «свободу для», внезапно свалившуюся на голову?

Подозреваю, именно этот вопрос вызывает такой экзистенциальный ужас, а не перспектива оказаться без работы на базовом доходе Ведь даже ковид продемонстрировал, что мало кто начал заниматься творчеством, саморазвитием, спортом, медитациями или с головой ушел в хобби во время вынужденных каникул. Сериальчики и игры могут быть временной пилюлькой, как и другие «убийцы времени». Но рано или поздно каждому придется отвечать на вопросы о смысле собственной жизни. Вот это мне кажется наиболее интересным в контексте нового технологического уклада.

ГладкевичЕкатерина Гладкевич, визионерша Newssky (Фонд Уильяма Д. Донована за международный мир)


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: