Слово на праздник Воздвижения Креста Господня
15.09.2024Эксклюзив. Среди двенадцати больших праздников одиннадцать являются празднованием событий, будь то из жизни Господа или из жизни Богородицы. Мы можем разместить эти праздники в хронологическом порядке: Рождество Богородицы — первый великий праздник каждого нового литургического года, а затем ее Введение во храм, Благовещение, Рождество, Сретение Господне, Богоявление, Преображение, Вербное воскресенье, Вознесение, Пятидесятница и, наконец, Успение, последний большой праздник, перед окончанием каждого литургического года.
Но сегодняшний праздник стоит вне той цепи событий, того годового цикла, которым мы постоянно празднуем и участвуем в жизни Господа и Богородицы. Воздвижение Креста не касается ни одного отдельного исторического события, скорее плод многих событий библейской и христианской истории.
Скорее, праздник отмечает появление Креста на протяжении веков, начиная со Ветхого Завета. В распростертых руках Моисея появляется Крест; Крест — это процветающий жезл, палка, ударившая по скале, руки Иакова, скрещенные в благословении. Крест – это дерево жизни, первоначально стоящее в Эдеме. Во время блуждания по пустыне израильский народ смотрел на медного змея, который висел на столбе, чтобы получить исцеление (ср. Числа 21:4-9).
Иисус Христос извещает Никодиму, что в мессианские времена, как Моисей поднял змея в пустыне, так должен быть поднят Сын Человеческий, чтобы всякий, верующий в Него, имел жизнь вечную (Иоанн 3, 14-15). Обращая свой взгляд на Крест, мы напоминаем обо всем, что Христос сделал для нас, начиная с жертвы, которая вернула нам жизнь Божью.
После казни и воскресения Христа Его Крест был утерян. Римские императоры-язычники пытались полностью искоренить из памяти человеческой святыни, где пострадал и воскрес для людей Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землю Голгофы тп Гроба Господня.
Как и предрек Христос, римляне разрушили не только Иерусалимский храм и изгнали евреев с Земли Обетованной. Они сменили название города, сменили название территории – назвав ее Палестиной, в честь филистимлян, которые были врагами евреев – и построили языческие храмы на разных святых местах, в том числе христианских. На месте Голгофы стоял храм Афродиты, над Вифлеемской пещерой – храм Адониса.
В конце концов, спустя почти 300 лет Божьим Промыслом великая христианская святыня Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обнаружены и открыты для поклонения. Это произошло во времена святого равноапостольного императора Константина Великого (306-337) после его победы в 312 году над Максением, правителем Западной части Римской империи, и Лицинием, правителем ее Восточной части. В 323 году Константин стал единоличным правителем огромной Римской империи и распространял в ее пределах спасительную веру в Господа Нашего Иисуса Христа.
В 313 году он издал Миланский эдикт, которым была легализована христианская религия и прекращено преследование христиан в западной части империи. Правитель Лициний, хоть и подписал Миланский эдикт по обязательствам Константина, все же фанатично продолжал гонения на христиан. Лишь после его окончательного поражения эдикт о веротерпимости 313 распространился также на восточную часть империи. Святой равноапостольный император Константин, одержав с Божьей помощью победу над врагами в трех войнах, увидел на небе знамение креста, а внизу написал: «Сим победишь»(Сим победиши, или: Εντούτωνικά / Inhocsignovinces).
Дальше это дело продолжила его мать, святая императрица Елена. Несмотря на то, что она была уже старушка, она решила поехать в Иерусалим и сделать этот город местом поклонения Христу. Императрица приказала уничтожить языческий храм и статуи в Иерусалиме. Ища Крест, творящий жизнь, она расследовала христиан и евреев, но долгое время ее поиск оставался неудачным.
Наконец, ее направили к некоему пожилому еврею по имени Иуда, который заявил, что Крест был похоронен там, где стоял храм Венеры. По приказу императрцы снесли языческий храм и, помолившись, начали раскапывать землю. Вскоре Могила Господня была раскрыта. Неподалеку от него были три креста, доска с надписью, заказанной Пилатом, и четыре гвоздя, которые пронзили Тело Господне.
Чтобы различить, на каком из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно коснулся крестов умершего человека. Когда Крест Господень коснулся мертвого, он ожил. Увидев воскресение мертвого мужчины, все были уверены, что найден Крест, творящий жизнь.
Христиане пришли в огромной толпе, чтобы почитать Святой Крест, умоляя святого Макария поднять Крест, чтобы даже те, кто далеко, могли с уважением созерцать его. Тогда Патриарх и священники подняли Святой Крест, и люди, молясь «Господь помилуй», благоговейно шли перед ним. Это торжественное событие произошло в 326 году. Когда святая Елена обрела Святой Крест на горе Голгофа, ее радость знала нет предела. Наша Церковь сравнивает радость святой Елены с той, которую испытывает влюбленная пара в день свадьбы. Можно представить радость людей, чьи сердца исполнены любви, улыбки и приветствия друзей, слезы радости родителей.
Что ж, радость святой Елены была еще больше; не было и не будет большей радости, чем она, в День обретения Честного Креста! Эта радость, которую она пережила, стала образцом чистой христианской радости для всех людей и времен. Эта радость происходит от надежды на спасение, от продолжения жизни, от встречи с Отцом Небесным. Эта радость также является источником благоговения, потому что каждый из нас искуплен драгоценной кровью Нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому люди, свидетели Снятия Креста, поднимаются на четыре стороны земли, восклицая: «Господи, помилуй нас!»
Помните, что в праздник Воздвижения Честного Креста Господня Крест выносят на середину храма, чтобы мы Ему поклонились, а также испытали ту радость, которую испытала сама святая Елена, обретя Его. Покаяние не препятствует этой радости, а скорее укрепляет нашу надежду и бодрит наши души. Кроме того, эта радость напоминает нам постоянно благодарить Христа за наше спасение. Пусть Воздвижение Креста Господня как можно больше людей приблизит ко Христу, поклонится Ему и поблагодарит Его, что спас нас Своим распятием.
А теперь мы снова вернемся к обзору исторических событий. Во время открытия Креста Христова произошло еще одно чудо: тяжело больная женщина под тенью Святого Креста мгновенно исцелилась. Старик Иуда и другие евреи там поверили во Христа и приняли Святое Крещение. Иуда получил имя Кириак, а затем стал даже патриархом Иерусалима. Во время правления Юлиана Отступника (361-363) он принял смерть мученика за Христа (15 октября).
Святая императрица Елена отправилась к святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, построив более 80 церквей, в Вифлееме, родине Христа, и на Оливковой горе, где Господь сошел на Небо, и в Гефсимании, где Спаситель молился перед Его страданиями и где Божья Матерь была похоронена после Ее смерти.
Святой император Константин наказал построить в Иерусалиме величественную и просторную церковь в честь Воскресения Христова, также приобщив к ней гробницу Господа и Голгофу. Храм был построен примерно десять лет спустя. Святая Елена не дожила до посвящения храма, она скончалась в 327 году. Церковь была освящена 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, было установлено праздничное празднование Воздвижения Креста.
Еще одно событие, связанное с Крестом Господним, упоминается в этот день: возвращение в Иерусалим из Персии Креста Господня после четырнадцатилетнего плена. В начале седьмого века персидский шахиншах Хозрой II в войне против византийцев победил греческую армию, ограбил Иерусалим и захватил и Крест Господень еще взял в плен Святого Патриарха Захария (609-633). Крест оставался в Персии четырнадцать лет и только при правлении благочестивого и мудрого императора Ираклия (610-641), с помощью Бога победившего Хозроя и заключившего мир с его преемником и сыном Сыроем, Крест Господень вернулся к христианам.
Через три столетия праздник Воздвижения Святого Креста повторился еще раз. 14 сентября 628 года Император Ираклий, сняв с себя признаки царского сана, (поскольку он считал неуместным носить золотой венец там, где Христос носил терновый венец) босиком и в обычном хитоне, поднялся к Воскресенской церкви в процессии, неся Святый Крест на плечах его Иерусалимскому патриарху Захарию. Патриарх с глубокой верой принял Крест и триумфально поднял его посреди храма.
С того времени было установлено официальное празднование Воздвижения Святого Креста по всей Церкви, как на Востоке, так и на Западе.
Святые Отцы Церкви, начиная с четвертого века и далее, в своих замечательных проповедях о Святом Кресте подчеркивают многими образами и выражениями значение Креста, а также важность, которую он имеет в жизни Церкви и каждого верующего христианина.
Знак креста часто сводится к талисманам на удачу – на нашей шее или на нашем теле, когда мы начинаем испытание. Как говорил однажды владыка на проповеди: «а какой смысл носить на груди крест, под которым бьется сердце язычника»). Поэтому мы должны еще раз уточнить, даже подчеркнуть, что Крест сам по себе не имеет никаких магических свойств. Крест Иисуса Христа не обещает нам успеха, здоровья или удовлетворения.
Крест только обещает нам, а это главное, что Господь будет с нами, как бы сильно мы ни страдали, как бы сильно мы ни терпели неудачи и как бы ужасно мы себя чувствовали. Спаситель мира сказал: «Вот Я с вами во все дни до скончания века». Именно через Его Крест Иисус Христос находится с нами – это значение Креста и смысл нашей христианской веры.
Крест получает всю свою ценность от Богочеловека Иисуса Христа, который добровольно был прибит к Кресту, на котором Он пролил Свою Святую Кровь и освятил его, тем самым сделав его носителем Своей благодати. Вот почему вдохновленные Богом отцы Церкви говорят: «Когда я чту Крест, я, правда, чту Того, Который был распят на нем. Более того, когда я чту распятого Господа, я безусловно чту Крест. Итак, давайте должное уважение Кресту Христову. Давайте согнем перед Ним колени и даже согнем несгибаемое сердце».
С одной стороны, этот великий день отмечает открытие римской императрицей Еленой древа распятия Христа в четвертом веке и освящение церкви Гроба Господня в Иерусалиме и возвращение Креста в Иерусалим императором Ираклием.
Но с другой стороны этот праздник отмечает событие Христовой пасхальной мистерии, то полное благоговение событие, во время которого Бог во Христе принял опыт страданий и смерти, позволив Себе почувствовать то, что испытываем мы, даже чувство заброшенности Богом.
Далее предлагаю рассмотреть еще несколько важных моментов, которые по прямой нашей теме, возможно, и не касаются.
Для старого греко-римского мира католическая претензия на крест была полной глупостью. Видение богов в греческом мире было таким, где они находились над миром на горе Олимп. Если вы хорошо знакомы с греческой мифологией, то помните, что Зевс мог принимать человеческий вид, чтобы гоняться за женщинами, нанося больше вреда, чем помощи. Это видение Бога, пожалуй, не так уж далеко от того, что многие из нас все еще имеют в себе, к сожалению, и сегодня: Бог находится на каком-то далеком небе и время от времени, как какой-то далекий, богатый дядя, он дает нам почувствовать вкус хорошей жизни. В этом видении Бога – удаленного, удаленного и обособленного – приходит Бог Иисуса Христа и образ Святого Креста.
Господь приходит на Землю. Он приходит, чтобы искупить человечество и снова открыть ворота рая. Но не все хотят войти. Как мы попадаем в рай? Крестным путем. Почему Крест? Ибо на Кресте совершается таинство примирения Бога с человеком. Господь умирает на кресте и, делая это, жертвует Себя другим. Это таинство Любви дает нам жизнь в вечности. Плод вечной жизни рождается из Божьей любви, которую человек когда-то отверг в раю.
Христиане верят, что Бог – всемогущий, всезнающий, вечно живой – принял человеческое тело и душу не для того, чтобы найти удовольствие, а чтобы проникнуть в нашу боль. Это тайна и слава Святого Креста. Бог всегда с нами, даже во время наших испытаний.
Понять и понять подлинное значение Креста нелегко. Святой апостол Петр искренне любил нашего Господа, но сначала он не понимал, что имел в виду Христос, возвещая свои страсти, и Господь был вынужден упрекнуть Петра, когда тот пытался отговорить Его отказаться от своей жизни (ср. Мф. 16, 21- 23). Однако через годы апостол глубже поймет его значение, вплоть до готовности умереть на кресте самом.
Через распятие и смерть Богочеловек проникает в глубину, в бездну человеческого опыта. Мы не одни. Мы хотели бы, чтобы Святой Крест означал, что мы не должны страдать, но это значит, что Бог решил страдать с нами. Божьи пути – это не наши пути. Урок Святого Креста все еще очень труден для нас. Поэтому Святой Крест стал знаком Христианской веры. Как часто нам трудно поверить в Бога, когда все идет хорошо? Насколько нам еще нужно помнить, что Бог с нами, даже в наших страданиях?
Именно поэтому Святой Крест становится знаком надежды. Когда мы смотрим на Святой Крест, мы можем верить, что есть надежда вне наших страданий, наших неудач и наших потерь. Мы можем верить, что есть надежда для одинокой беременной матери, надежда для смертельно больных и надежда для бедных, надежда и для наших воинов на фронте. Есть надежда, потому что Бог не оставит нас в наших страданиях.
Величие этого события не только в том, что найдена святыня, а в том, что оно стало для нас символом победы над смертью и грехом. Крест, который раньше был символом унижения и смерти, теперь является знаком нашего спасения и благословения.
Святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: «слово о кресте Христовом погибающим есть глупость, а для нас спасающихся есть сила Божия» (1 Кор. 1:18). Это великое таинство: Крест – это орудие страдания, которое превратилось в источник жизни и света. Через страдание Христово мы нашли путь к вечной радости и миру.
На этом празднике мы также вспоминаем, что именно через крест Христов мы получили спасение. Крест – это не только символ страданий, но и символ Божьей любви, которая не знает границ. Иисус Христос через свой крест показал нам, что любовь Божия безусловна и безгранична. Он принял страдание и смерть, чтобы мы могли жить.
Крест Господень – это, безусловно, величайший знак Божьей любви и милосердия. Для многих людей крест был символом унижения и смерти, но для нас, верующих, он стал знаковой иконой обновления и победы. Когда святитель Макарий и император Константин обнаружили святой Крест, этот момент стал праздником не только находки, но и глубокого восстановления надежды и веры.
Крест Господень – символ нашего спасения. Он свидетельствует о том, как Бог вошел в наше человеческое страдание и через него превратил самое худшее из того, что могло быть, в источник благодати и вечной жизни. На кресте Господь победил грех и смерть, открыв нам путь к вечной радости и покою. Именно через крест мы получили возможность воссоединиться с Богом, что было невозможно без этой жертвы.
Кроме того, крест является символом надежды. Когда мы смотрим на Крест, мы видим не просто дерево с распятием, а знаковое событие, которое снова и снова уверяет нас в любви Божьей и обетованиях. Крест напоминает нам, что даже в самые темные моменты нашей жизни Бог не покидает нас. В страданиях и испытаниях крест становится нам источником силы, вдохновляя нас на борьбу и поддерживая нас в нашей вере.
Святой апостол Павел говорит: «А я не желаю знать ничего между вами, кроме Иисуса Христа и распятого» (1 Кор. 2:2). Эта истина напоминает нам, что именно через Крест Христов мы узнаем истинную силу Божию. В нем мы обретаем всю глубину и ширину Божьего милосердия и любви, которые превращают нашу жизнь и дают нам непоколебимую надежду.
Давайте сегодня, поднимая свои сердца к Богу, поблагодарим Его за этот великий дар спасения. Пусть святыня Креста будет для нас постоянным напоминанием о том, что даже в самые темные времена нашей жизни Божья любовь и милость всегда с нами. Пусть она будет для нас источником силы и вдохновения, чтобы мы могли идти по праведности и истине.
Иеромонах Феофан (Скоробагатов) Полоцкий,
доктор богословских наук.