Рогнеда

25.02.2023 0 By NS.Writer

Эксклюзив. Жизнь преподобной Анастасии (княгини Рогнеды-Гориславы), первой жены равноапостольного Владимира

Рогнеда

Многие биографы великого князя киевского Владимира Святославича не без оснований усматривают в столкновении с княгиней Рогнидой проявление глубокого и благоприятного нравственного переворота, случившегося в его душе еще до принятия христианства. О судьбе Рогниды и как она способствовала просветлению Владимира, мы это сегодня поговорим.

Княгиня Рогнида родилась около 960 года. Жила в Полоцке, вместе с отцом – князем Рогволодом, и не названными в летописях по именам матерью и братьями. В «Повести временных лет» сказано: «этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке». По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иностранного (варяжского) происхождения, пытавшегося доказать еще в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод – «Регнвальд», Рогнеда – «Рагнхильд».

Рогволод, и упоминавшийся вместе с ним в летописях князь Туровский Тур, не принадлежали к Рюриковичам, княжившим в Киеве и других землях восточных славян. Скандинавскими считают имена Рогнеды и его отца некоторые историки-скандинависты. По мнению других исследователей, в частности, имя Рогниды славянского происхождения и означает «рожденное для власти». Более древней формой имени считается Рогнедь. С конца XV ​​века в летописании фигурирует также Горислава, не тождественная, но весьма близкая Рогниде.

В 980 году Рогнида была объявлена ​​невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнидой, потому что тоже сватался к ней, однако был назван «рабочим» (т.е. сыном рабыни) и получил отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы.

Убив Рогволода и его сыновей и взяв Рогнеду в жены насильно, Владимир отвез ее в Киев. Приблизительно в 987 она решилась отомстить за совершенное и убить своего мужа. По летописному рассказу, ночью, когда Владимир спал, Рогнеда хотела заколоть его, но князь проснулся и успел отвести удар. За покушение Рогниде угрожала смертная казнь. Разгневанный Владимир приказал жене нарядно одеться и взял в руки меч, однако на крик прибежал их первенец Изяслав и встал на защиту матери с мечом в руках. Владимир не смог убить Рогнеду на глазах сына.

По совету своих бояр: «не убивай его ради этого ребенка, но построй отчину отца его, и отдай ей с сыном твоим», Владимир поселил Рогнеду и Изяслава в их полоцкой земле – городе, который был назван Изяславль (Заславль).

В молодом князе, к случаю с Рогнидой неукоснительно следовал языческим обычаям в том, что касалось мести, насилия, захвата «трофейных» дружин и наложниц, произошла смена. Защищая свое женское достоинство, Рогнеда отказывалась жить по привычным для своего времени нормам и побуждала к этому мужу. Готова заплатить жизнью за свое достоинство и права своего ребенка, она пробудила в нем совесть, побудила его на поиск моральных законов.

Княгиня оценила и милосердие, и сохранившее ей жизнь благородство Владимира вопреки языческим законам. Прощенная, уверенная теперь в будущем своего сына Изяслава, Рогнида примирилась с мужем. Более того, она снова оказалась в почете как великая киевская княгиня, верная жена и заботливая мать.

Яркий образ прекрасной и сильной славянки Рогнеды не исчез со временем. В Тверской и Лаврентийской летописях под 1128 годом есть ее жизнеописание, которое звучит как поэма. Вознося личность Рогнеды, летописцы отдают должное ее бесспорным добродетелям: безграничной преданности родному краю, женской мудрости, супружеской верности, самоотверженной материнской любви.

Брак с Рогнидой принес Владимиру немало детей, среди которых самым знаменитым стал Ярослав «родившийся от Рогниды» — как напоминала в XVI веке официозная «Степенная книга». Рогнида стала, таким образом, прародительницей всех Рюриковичей, правивших до конца XVI века.

Но вернемся к фигуре ее мужа. В последнее время, как в Швабростане, так частично и в Украине стало модным говорить о том, церковь канонизировала братоубийцу и насильника.

Конечно, жизнь языческого князя была далека от заповедей Христа. Он поставил везде идолов, поклонялся им, завел множество наложниц, число которых было просто удивительным. Но душа его тяготилась этим, жаждала чего-то большего, истинного.

Мы не отрицаем данные факты из биографии князя, но здесь важно отметить, что люди, выражающие подобные взгляды, ничего не понимают в вероучении, особенно в тех частях, которые касаются догматики.

Все грехи, тяжкие преступления, совершенные Владимиром, были смыты во время Таинства Крещения. Но после того, как он искренне и осознанно принял христианство, его деятельность не ограничилась просто покаянием в содеянном, но на место греха пришли не просто добрые дела, но великие свершения. Он стал служить Христу, он совершил невероятное. Об этом все чуть ниже. И ценим мы его не за первую, темную половину, его жизнь, а за вторую – светлую.

Именно поэтому серьезными учеными, а не новоявленными писаками и блоггерами, принято разграничивать жизненные периоды святого Владимира надвое — справедливо «языческий» и «христианский», и объясним почему. Многие интересовались, кто изучал личность святого князя, часто вспоминают его крутой нрав, как бы вменяя его в несоответствие с христианскими нормами жизни. Но никто так не меняет людей с первой встречи, как Господь наш Иисус Христос.

Как писал святитель Николай Сербский: Промыслу Божию «было необходимо показать всем следующим русским поколениям раскаявшегося грешника и поставить у истоков новой Руси язычника, который просветился, чтобы стоял он и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных всех русских. христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства — это тот, который исцелился. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, которые творит вера Христова, самое поразительное – это обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чудо-личного преображения стоит Святой Владимир у ворот христианской Руси и словно взывает к каждому христианину: «я был ночь и превратился в день! Кем ты был? Кем стал ты?

Владимир действительно заслужил святость в глазах Церкви, в глазах всех христиан. Христианская святость никогда не воспринималась как абсолютное безгрешность. Христос пришел призывать не праведников, а приводить грешников к покаянию. И Владимир как раз пример человека, который, пройдя через очень грешную жизнь, не будучи еще христианином, не будучи еще даже крещен, не будучи заново рожденным во Христе, христианином стал, познал покаяние, призывал к нему не только себя, но пришел к святости .

По сообщениям многих церковных историков, князь Владимир, прежде всего, изменяет свой образ жизни: он распускает гарем, увольняет невольников, он венчается браком с царевной Анной, принадлежавшей к Константинопольскому императорскому дому. Он настолько меняется внутренне, что пораженный народ, дрожавший от страха при виде своего правителя, стал называть его Красным солнышком. Не мог народ так назвать своего правителя из чувства страха – так можно называть только из любви. А любят люди не тех, кто внушает страх, а тех, от кого исходит любовь, ведь страх разделяет, а любовь соединяет.

По слову апостола: «где умножился грех, здесь изобилует благодать». Для того, чтобы принести такой плод покаяния, нужно было опуститься в ту непроглядную бездну греха, в которую промышленно попустил Господь сойти нашему Крестителю. Чтобы так пламенно и безгранично полюбить всем сердцем Христа, нужно было вырваться из пасти дьявола.

Мы не знаем точно, когда именно князь прозрел, увидел свои поступки глазами Бога. Зато совершенно ясно: прозрение это было искренним, столь глубинные изменения произошли в его характере и жизни. Очевидно и то, что крещению Владимира предшествовал его личный поиск Бога. При этом князь сначала обрел Бога для себя и только потом предложил свою веру народу.
Надо отметить, что сыграло свою роль воспитание от княгини Ольги, проросшее как семечко в душе Владимира. Иначе как бы тогда князь стал искать Бога в монотеизме, а не в «родном, отцовском» многобожии. Жизнеописатели так понимают этот его шаг к крещению: «пришло на него посещение Всевышнего, и разгорелось Духом Святым сердце его, и захотел принять он Святое Крещение» — пишут летописцы митрополит Илларион, Иаков Монах и другие.

Благодать, дарованная во время Таинства Крещения, влияет на всех. Но от человека зависит, насколько он сумеет этот дар принять и расстаться с греховным в себе. Как глубоко он откроет себя Богу. Как сообщает летописец, услышав евангельские слова «блаженны милостивые, ибо помилованы будут», Владимир повелел всякому нищему приходить во двор княжеский и брать все, что необходимо. Устроив так, князь понимает, что немощным и больным до его двора не добраться, и для таких он велит снаряжать повозки со всем необходимым. Узнав о заповедях «не убий», он пытается отменить смертную казнь. «Боюсь греха», — отвечает Владимир на вопрос, почему не теряет разбойников. Буквальное и чистое восприятие христианства скажут потом об этом богословы.

Важно и другое: согласно тому решению, тем направлением, которое Владимир принял еще накануне крещения, стало то, что он действительно отказался от завоевательных и тем более грабительских войн. С соседними государями он пробовал жить в мире.

Многих смущает, что ставший святым человек убивал, вступал в преступную связь и т.д., но как сказал апостол, «любовь покроет множество грехов». А у него была любовь к русскому народу и Богу Истинному.

Когда-то жестокий и мстительный Владимир, став христианином, стал образцом кротости и любви. И начал князь творить множество добрых дел.
Владимир Святославич не только христианин в личном плане — христианский государь, первый истинный государь Руси, и по большому счету образец христианского государя на многие поколения вперед. И главное: принял Христианство, он определил на тысячелетие вперед вектор развития украинского народа.

Безусловно, его выбор не являлся лишь результатом его собственных усилий. Нисколько не желая умалять его реальные заслуги перед Церковью, народом нашим и Богом, отмечу, что его выбору поспособствовали не только его бабушка, великая и мудрая княгиня Ольга, его боговенчанная жена, греческая царевна Анна, но и в определенной степени и Рогнида.

В 989 году Владимир, приняв христианство, обвенчался в Корсуне с византийской царевной Анной. На обратном пути в Киев он послал сказать своей первой жене Рогниде: «Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, с которой вступил в христианский брак; ты же выбери себе человека из моих бояр, кого пожелаешь». Ответ Рогнеды, которую она велела передать Владимиру, вошел в летопись: "а если ты принял святое крещение, то и я могу быть невестой Христовой". Рогнида постриглась в монахини под именем Анастасия. Согласно относительно поздней «Тверской летописи», это решение якобы настолько поразило Ярослава, присутствовавшего при разговоре, что он излечился от паралича, осталась лишь хромота.

Грустная судьба матери, безусловно, наложила отпечаток на Ярослава — сам он, в отличие от отца Владимира, не был склонен к многоженству и осуждал выдачу девушек замуж без их согласия. Так, в статьях Устава князя Ярослава Владимировича предполагалось наказание родителей, не считавшихся со свободной волей невесты по делам замужества.

Рогнеда Рогволодовна умерла, вероятно, в городе Изяславе около 1000 года. Место ее захоронения неизвестно. В 1866 году возле села Монахиня найден склеп с богатым убранством. Ученые предполагали, что это место захоронения Рогнеды.

В заключение скажем, что она во многом походила на свою предшественницу княгиню Ольгу-Елену. Подобно ей она стремилась быть независима в своих симпатиях и антипатиях, бесстрашно выражала свое мнение, яростно отстаивала честь, боролась за права детей. При этом она с готовностью приняла крещение и активно начала распространять Православие среди подвластного ему окружения. Память об основанном ею монастыре и в построенном ею Спасо-Преображенском соборе надолго запечатлелась в памяти человека.

В отличие от Ольги, Рогнид удалось привить собственные идеалы детям, в первую очередь сыновьям, поскольку дочери ее, очевидно, были оставлены Владимиром в Киеве. Изяслав вместе с матерью возрождал Полоцкое княжество, строил храмы, покровительствовал церковным деятелям, стремился быть милостивым и справедливым. Еще больше удалось достичь второму сыну Рогнеды Ярославу, прозванному за свои благие деяния Мудрым. Правда, полностью на попечении матери он находился только в раннем детстве. Затем с юных лет ему пришлось самостоятельно править Ростовской землей. Но можно предположить, что мать навещала его и давала полезные советы.

Она же могла помочь ему в христианизации страны, она же привила любовь к книгам и чтению. К концу жизни Ярослав собрал обширную библиотеку, одну из первых на Руси. Следуя примеру матери, он строил храмы и основывал монастыри. Построенный им в Киеве Софийский собор стал шедевром древнерусского искусства. Второй Софийский собор был построен сыном Ярослава Владимиром в Новгороде, третий же Софийский собор возвел в Полоцке правнук Рогнеды Всеслав Брячиславич, прозванный в народе Чародеем за хитрость, бесстрашие и умение внезапно появляться в самых неожиданных местах.

Еще одним сыном Рогниды, вероятно, был Мстислав Тмутараканский, прозванный храбрым за военную доблесть и славные победы на полях битвы. Он также с готовностью принял христианство и активно занимался строительной деятельностью. Сначала построил каменный Успенский собор в столице своего княжества городе Тмутаракань, затем, захватив Чернигов, построил в нем величественный Спасо-Преображенский собор, возможно, в память о матери.

По всей вероятности, что христианизацией своего Владимиро-Волынского княжества занимался и Всеволод, но о его деятельности сведений практически нет.

Анализируя деятельность Владимира I Святославича, можно заметить, что независимое поведение Рогнеды побудило его на ряд судьбоносных для Древнерусского государства поступков: присоединение Полоцкого княжества, разгром Ярополка и объединение под властью всех славянских земель. Даже женитьбу на принцессе Анне можно рассматривать как вызов Полоцкой княжне, борющейся за свою честь. Ведь на иерархической лестнице гречанка стояла много выше Рогнеды. К тому же официальное церковное венчание с Анной как бы аннулировало все языческие браки и превращало полочанку в рядовую наложницу.

Для Рогнеды прекращение сложных супружеских отношений с Владимиром и переезд в Изяславль явились величайшим благом. На родине она наконец-то превратилась в полновластную хозяйку собственной судьбы. Укрепив власть отпрыска, она ревностно занялась распространением христианства в Полоцкой земле. Учредила один из первых на Руси женских монастырей и стала в нем наставницей для своих последовательниц.

Иван Верстянюк, обозреватель Newssky


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: