Ранняя история Православия в Галиции

18.03.2023 0 By NS.Writer

Эксклюзив. По церковному Преданию появление первых христианских общин в нынешней Галиции приходится на времена деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Завоеванная за княжение в Великой Моравии Святополка I ее западная часть под названием «Transtheissia» от 881/882 до 896 г. являлась частью моравских владений. Святой равноапостольный Мефодий и его ученики несли Благую Весть по всем землям княжества и, вероятно, успели окрестить определенную часть дулебов, белых хорватов и бужан, живших на крайнем его востоке до венгерского нашествия в конце IХ в. Впрочем, венгры быстро пошли в Дунай, в Паннонию, и часть нынешней Галиции с 902 г. попала под владычество польских князей.

Ранняя история Православия в Галиции

В 981 г. киевский великий князь Владимир отвоевал у Польши Перемышль и червенские города, и эти земли стали именоваться Красной Русью. Святой равноапостольный князь, по словам его младшего современника, будущего первого русского митрополита Иллариона, «крестил всю землю Русскую от края до края», а значит и Красную Русь, ставшую частью Волынской епархии. Митрополит Макарий (Булгаков), выдающийся церковный историк ХIХ в., предполагал уже в ХI в. наличие здесь отдельных епархий: «Естественно согласиться с преданием, что если не во времена Владимира, то при Ярославе основаны были и в Руси Красной две епархии: Галицкая и Перемышльская, хотя известия о них в наших летописях нет. Правда, все сказанное нами не более чем догадки, но догадки небезосновательны, и то, по крайней мере, вероятно, что не в шести только прямо названных летописями, но и в других городах поставлены были у нас сначала епископы»

Все же большинство современных историков не разделяют его мысли и считают более достоверной гораздо более позднюю дату — 1156 г., когда Галицкая епархия (ее архиереем был тогда епископ Косма) впервые упоминается в летописи или другие близкие к этой дате. Фактически независимое от Киева Галицкое княжество было создано за 12 лет до этого из более мелких. В 40-х гг. XII ст. при Владимире Володаревиче — создателе единого Галицкого княжества, в Галиче был построен княжеский дворцовый комплекс с церковью Спаса, не дошедший до наших дней. Как считают исследователи, по заказу галицких князей здесь работала артель польских мастеров — в храме отчетливо прослеживаются черты романской архитектуры, используется ранее не применявшаяся в русских землях техника белокаминной кладки. По данным Православной энциклопедии, представления о внешнем виде этих церквей могут дать сохранившиеся ростово-суздальские памятники эпохи Юрия Долгорукого (Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, церковь в честь святых князей Бориса и Глеба в Кидекше), построенные по всему миру. , той же артелью, полученной Юрием от своего главного союзника Владимира Галицкого.

В последние годы правления Владимирка в столице был построен величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (по археологическим данным, впервые в летописи упоминается в связи с погребением в нем князя Ярослава Осмомысла), ставшего кафедральным. Размеры его фундаментов, установленные археологами, уступают размерам только Софии Киевской. «Романские элементы составляют одну из существенных особенностей зодчества древнего Галича, — пишет искусствовед В. С. Вуйцик. — Здесь была использована та же строительная техника, использовались подобные материалы. В то же время, ведущими в нем остаются типологические черты византийского зодчества, которые проявились в общей концепции крестово-купольного храма. Если план Успенского собора в Галиче аналогичен планам киевских зданий (Десятинная церковь) и храмов Северо-Восточной Руси (Успенский собор во Владимире), то белокаменная резьба, напротив, имеет прямые аналогии среди романских, в том числе южногерманских памятников».

Галицкое княжество достигает наивысшего могущества при князе Ярославе Владимировиче (Владимирковиче) Осмомысле (1153–1187). Расположенное на торговом пути из Киева в Западную Европу, княжество наладило активные торговые и дипломатические связи с Польшей, Венгрией, со Священной Римской империей, с Византией (с последней, и церковные — Ипатьевская летопись до 1165 г.). во главе с епископом Космой).

Накопление частных богатств имело и отрицательную сторону — значительное усиление боярства при Ярославе, составляющее характерную черту и истории Галича. Боярский беспредел удалось на время обуздать волынскому князю Роману Мстиславичу Великому, объединившему в 1199 г. Галицкое и Волынское княжества. В эти годы, особенно после падения под ударами крестоносцев Константинополя в 1203 г., резко усиливается латинская экспансия на Русь, особенно в юго-западную ее часть. Роману Мстиславичу папа Иннокентий III предлагал королевскую корону при условии, что Роман примет католичество, однако князь решительно отказался и сохранил в своих владениях православную веру. При нем в столице была возведена церковь во имя великомученика Пантелеймона, которая украшает Галич и поныне.

Князь Роман, названный летописцем «самодержцем всей Русской земли» и «царем в Русской земле», приняв участие в польских усобицах, погиб в 1205 г., оставив двоих малолетних детей. Один из них (Даниил), после нескольких десятилетий упорной борьбы с мятежным боярством и венграми, претендовавшими на земли княжества, сумел возродить государство отца и преумножить его славу. К сожалению, не помощником, а противником Даниила Романовича Галицкого в этой борьбе был епископ Артемий (30-е — начало 40-х гг.XIII в.), сторонник его соперника за галицкий престол, князя Ростислава Михайловича. Артемий бежал из Галича после решительной победы князя Даниила в 1245 г. в битве под Ярославом на р. Сяни, вместе с венгерскими и польскими феодалами, неоднократно захватывавшими Галич, и отправился в латинский клир.

Еще во время первого захвата ими Галича в 1188–1189 гг. венгры «в божницах начали кони ставить». Во времена юности князя Даниила бояре способствовали тому, что в 1215–1219 гг. на галицком престоле оказался Кальман (Коломан), сын венгерского короля Андраша (Андрея) II (1205–1235). Для укрепления позиций сына Андраш II стремился покорить Галицкую епархию Риму.

Король писал папе Иннокентию III (1198–1216) о желании «вельмож и народа Галича… пребывать в единении и послушании святой Римской церкви, однако, чтобы им позволено было ни в чем другом от своего обряда не отступать». Папа с готовностью одобрил унию и приказал Эстергомскому архиепископу короновать Кальмана королевским венцом. Каково было «желание» унии посреди обитателей княжества, видно из дела к этому летописцу: «Король угорьский должности отпрыска собственного в Галиче, а епископы и попы изгнаны из церкви, а свои попы приведет латыньские на службу».

Коломана прогнал новгородский князь Мстислав Удачный (Отважный), действовавший в союзе с Данилом Романовичем, княжившим тогда на Волыни, выдав за него свою дочь Анну. Победив, Мстислав заключил мир с Андрашем II и выдал другую свою дочь Марию замуж за его сына Андраша. Мстислав вскоре умер, и Даниил остался один против объединенных сил венгерского и польского королей, возобновивших агрессию. Следующий период короткого господства венгров в Галицкой земле пришелся на 1227–1234 гг. (с перерывом между 1229 и 1232 гг.), когда галицким королем был упомянутый выше Андраш, известный на Руси как «королевич Андрей». Очевидно, в настоящее время приходится основание в Галиче доминиканского монастыря. Андрей правил при поддержке галицких бояр в постоянном конфликте с простым народом, который хотел видеть галицким князем Даниила Романовича.

В 1238 г. Даниил Романович наконец завладел Галичем, передав Волынь брату и верному сподвижнику Васильку Романовичу, а затем ненадолго занял и Киев. Ведя упорную борьбу против княжеских раздоров и засилье бояр, Даниил опирался на мелких служилых людей и население городов, развитию которых всячески способствовал, привлекая туда ремесленников и купцов, построил новые города: Холм, Львов, Угровеск, Данилов, обновил Дорогочин, отбитый рыцарей.

Даниил перенес столицу Галицко-Волынского княжества из Галича в Холм, украсив его несколькими храмами. Успешно отражая постоянные набеги польских и венгерских феодалов и новых противников на западе Руси - литовцев и родственных с ними ятвягов, Даниил столкнулся с непреодолимой силой даже для такого великого удельного княжества, как Галицко - Волынское, - с нашествием годы в Русь.

После гибели при взятии монголами Киева в 1240 г. митрополита Иосифа, Даниил Романович позаботился об избрании нового Киевского митрополита. Его стараниями им в третий раз в истории Руси стал местный уроженец – Кирилл II (III). Получив в 1246 г. в Орде ханский ярлык на княжение (эта в целом успешная поездка, которая, однако, сопровождалась унижениями в ханской ставке, оставила в душе князя Даниила неизгладимый след горечи, ярко описанная летописцем: «О злее злая честь и татар» ), князь отправил митрополита Кирилла в Никею, к патриарху Мануилу II, утвердившему его в митрополичьей власти. Кирилл († 1281), «архиепископ всея Руси», как он себя называл, стал выдающимся деятелем Церкви, который ревностно оберегал укреплявший ее в условиях «иссушающего саму душу народа» монголо-татарского ига

Данила безмерно тяготила зависимость от Орды. Рассчитывая (как оказалось, бесполезно) на западноевропейских союзников в противостоянии с ней, он согласился принять от папы Римского Иннокентия IV в 1254 г. королевский титул («король Руси» или «князь всей земли русской, галицкой и владимирской»), однако предложенную церковную унию отверг. Он заключил несколько династических браков: женил своего сына Шварна на дочери литовского князя Миндовга, чья племянница стала после смерти Анны Мстиславовны второй женой самого Даниила; король Венгрии Бела согласился на давно планировавшийся Данилом брак своей дочери с сыном Даниила Львом; другой его сын - Роман - женился на наследнице австрийского герцогства.

Впрочем, надежды получить помощь от европейских правителей, озабоченных своими усобицами, в борьбе с монголовами не оправдались, да и папа Иннокентий IV вел активную политику на осторожное сближение с Ордой, пытаясь покорить своей власти несториан и других христиан в ее владениях. Желая заключить союз против монголов с другими русскими князьями, Даниил выдал за великого князя Владимирского Андрея Ярославича свою дочь Устину (Анну), их лично во Владимире-на-Клязьме венчал митрополит Кирилл, однако в 1252 г. тот был свергнут войском хана Сартака, а его ярлык передан более лояльному брату, тогда киевскому князю, Александру Невскому, понимавшему, как и митрополит, невозможность для Руси сопротивления гораздо превосходящей силе Орды в существующих условиях.

Одержав победу в нескольких столкновениях с монголами, Даниил все же покорился новому наместнику, темнику Бурундаю, два похода которого в 1258–1259 гг. Литву. Теперь монголо-татарское иго прочно установилось и в Галицко-Волынском княжестве.

Однако Даниил по мере возможностей продолжал политику развития своих владений. В свою новую столицу — Холм — около 1240 г. им был перенесен из Угровского центра еще одной новой епархии. Здесь было построено несколько храмов, сгоревших осенью 1257 г. в пламени грандиозного пожара. Король Даниил вновь отстроил город и церковь во имя святого Иоанна, которую освятил местный епископ Иоанн, воздвиг новую более просторную церковь во имя Пресвятой Девы Марии, украсив ее «пречудными» иконами. В ней четыре года спустя после ее освящения, в 1264 г., великий сын Руси и был похоронен: «И положили его в церкви святой Богородицы в Холме, которую он сам построил».

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель Newssky


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: