О святом Иоанне-Лествичнике и силе Божией, которая исцеляет наши души
02.04.2023Эксклюзив. Сегодня, в это четвертое воскресенье Великого поста, мы празднуем преподобного Иоанна Синаита, также известного как святой Иоанн Лествичник. Великий пост – это время обновления, когда все, как это бывает каждую весну, берет новое начало и наша бессолнечная жизнь вновь озаряется всей силой, которую может дать нам Бог, делая нас своими доверенными лицами, через Святые Таинства и свои драгоценные дары. Это и примирение и радость; все это и для нас, и для Бога – новое начало. Четвертое воскресенье Великого поста посвящено святому Иоанну Лествичнику, поэтому я хотел бы привести несколько его высказываний, относящихся к тому периоду литургического года, который мы сейчас переживаем.
Святой Иоанн-Лествичник принадлежит к величайшим столбам христианской веры, он является одним из величайших подвижников Синайской горы. Эти великие подвижники были необыкновенными людьми. Они управляли стихиями; дикие звери охотно и с готовностью подчинялись им. Для них не было болезней, которые они не могли бы вылечить. Они шли по водам, как по суше; им были подвержены все стихии мира, потому что они жили в Боге и имели силу благодати преодолевать законы земной природы.
Святой Иоанн родился в Сирии в 523 году нашей эры. В возрасте 16 лет он вступил в монашескую братию знаменитого Синайского монастыря, где трудился в послушании у своего духовника 19 лет. Из-за того, что его привлекала подвижническая жизнь в пустыне, он убежал в обособленную келью, в пяти верстах от монастыря. Трудно описать подвиги святого преподобного в подвижничестве, но по сохранившимся его писаниям мы можем получить представление о достигнутых им духовных высотах. Там он предался безмолвию, непрестанным молитвам, суровым постам (спал он лишь столько, чтобы из-за чрезмерного бодрствования не потерять благоразумия разума), литературного творчества и других трудов. Часть своего времени он уделял обработке земли, ухаживанию за огородным хозяйством, что доставляло еду к довольно скромному столу.
По словам монастырского летописца, преподобный Иоанн пробыл в безмолвном отшельнике около сорока лет, пламя ревностью и благодатным духовным огнем, не кочуя с места на место (за исключением случая посещения египетских земель). Безделье и лень он преодолевал посредством Божьей и постоянным памятованием о грядущем суде.
К этому периоду жизни относят чудо избавления от смерти подвижника Моисея, совершенное по молитвам преподобного Иоанна. В свое время монах Моисей, собрат преподобного Иоанна по монастырю, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и ученики. Однажды, занимаясь по поручению учителя подготовкой почвы для огорода, брат Моисей, обессиленный от знойного зноя, крепко заснул. В это время дремал и Иоанн. И вот он увидел видение: благолепный человек упрекнул его и указал, что, в то время как он дремлет, Моисей находится в беде. Иоанн, разбуженный явлением мужчины, немедленно вскочил и стал молиться.
Вечером, вернувшись с работы, Моисей рассказал ему, что когда он уснул, его чуть не раздавил огромный камень, но он (Моисей) успел отскочить в тот момент, когда ему вдруг представилось, что его зовет Иоанн.
После сорокалетнего подвига отшельника Иоанн, вопреки своим замыслам, встал во главе Синайской обители, стал игуменом Синайской горы (в прежнее время располагавшийся там монастырь именовался обителью Неопалимой Купины; впоследствии сооруженная там обитель стала называться обителью Святой Екатерины). В этом он видел Божественное предназначение. Духовное величие игумена Иоанна, при всей его кротости и смирении, было настолько признанным братьями монастыря, что они (и не только они) сопоставляли его с законодателем Моисеем, вождем ветхозаветного Израиля. При этом отмечалось, что первый Моисей, не вошедший в обетованную землю, лишился дольного Иерусалима, а второй Моисей (преподобный Иоанн Лествичник) достиг Горного Града, Иерусалима Небесного.
Незадолго до кончины игумен Иоанн назначил себе богоугодного преемника. Им стал епископ Георгий (считается, что он был ему братом или другим родственником по плоти). После этого преподобный ушел в прежнее место и снова предался безмолвию. Там он и скончался в мире с Богом. Существует предание, что смерть наступила 30 марта.
Его самое известное произведение «Лествица» («Лестница Божественного восхождения») уже более 1400 лет является духовным вдохновением для православных монахов и монахинь. Эту книгу читают не только индивидуально, но и коллективно в монастырях во время Великого поста. Хотя изначально она была написана для монахов, миряне также могут извлечь пользу из внимательного изучения текста. По словам митрополита Каллиста Уэра, «за исключением Библии и богослужебных книг, в восточнохристианском мире нет произведения, которое бы изучалось, копировалось и переводилось больше, чем „Лестница Божественного восхождения“ преподобного Иоанна Лествичника». Таким образом, это книга, которая воспитывала бесконечные поколения верующих христиан, которые стремились и сейчас стремятся углубить свои отношения с Богом через Христа, со Христом и во Христе.
Память Святого Иоанна, приходящаяся на четвертую неделю Великого поста напоминает нам, что основная составляющая нашего постного подвига сосредоточена на том, чтобы в определенной степени быть подвижником, и что любые аскетические усилия должны быть размещены в более широком контексте борьбы со страстями из целью достижения тех ключевых добродетелей, отличающих жизнь посвященного христианина. Святой Иоанн напоминает всем нам, что в период Великого Поста следует помнить, поскольку наши песни усилия могут начать ослабевать в этот момент в пору года.
Несомненно, с самого начала своего служения преподобный Иоанн пишет для собратьев-монахов. Но это вряд ли ограничивает круг его предполагаемых читателей снова обратимся к митрополиту Каллисту: «Но следует ли из этого, что „Лествица“ не представляет интереса для „мира“? Конечно, нет. На самом деле ее с наибольшей пользой прочитали многие тысячи женатых христиан, и какими бы ни были первоначальные замыслы автора, в этом нет ничего удивительного… будь то монахи или женатые, все крещенные откликаются на один и тот же евангельский призыв; внешние условия их реакции могут отличаться, но путь, в сущности, один».
В начале этой книги есть отличный отрывок, ясно подтверждающий общий призыв учения святого Иоанна: «Бог есть жизнь всех свободных существ. Он есть спасение верующих и неверующих, праведных или неправедных… монахов или мирских жителей, образованных или неграмотных, здоровых или больных, молодых или очень старых. Он подобен изливу света, блеску солнца или изменениям погоды, одинаковым для всех без исключения».
Идея классификации добродетелей как ступенек восхождения христианина к небу была вдохновлена знаменитым видением праотца Иакова, героя книги Бытия, когда он увидел лестницу, опирающуюся на землю, но достигающую и неба, и по которым спускались ангелы. Это простая мера того, где в духовной жизни находится христианин. Как пишет св. Иоанн, всякий, у кого есть вера, может шаг за шагом подняться по лестнице на небо. Человек размышляет о своих страстях и добродетелях, которые дал ему Бог, видя, на какой ступени он находится. Это непрерывный процесс, потому что христианин всегда стремится вверх, на следующий уровень.
В этом произведении мы видим, как с помощью тридцати степеней христианин постепенно сходит снизу до высот высшего духовного совершенства. Мы видим, как одна добродетель ведет к другой, как человек поднимается все выше и выше и наконец достигает той высоты, где находится венец добродетелей, именуемый «христианской любовью».
Преподобный Иоанн призывает к терпению только начинающих, потому что это постоянная и бесконечная борьба. Так же как Вы поднимаетесь по обычной лестнице осторожно, шаг за шагом, так и по духовной лестнице надо продвигаться осторожно. Нет никакой спешки или пропусков ступенек. Тридцать шагов к Царству Небесному. Не поддавайтесь искушению мысли сделать это собственной силой или волей и не разочаровывайтесь высотой. Вы будете не одни, но святые ангелы будут с вами, помогая вам. Наверху Христос, дающий всем нам свою великую силу.
«Покаяние, то есть возвращение к Богу, есть обновление нашего крещения, обновление нашего договора с Богом, наше обещание изменить нашу жизнь. Это время, в течение которого мы можем приобрести смирение, которое есть мир, мир с Богом, с собой, со всем сотворенным миром. Покаяние рождается из надежды, то есть когда мы отвергаем отчаяние. А каются те же люди, которые заслуживают обвинительного приговора — и все же без стыда покидают суд, потому что покаяние — это наш мир с Богом. И достигается это через достойную нас жизнь, далекую от грехов, совершаемых нами в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Оно предполагает полное избавление от печали и боли».
Следует послушать эти несколько слов о молитве, если мы зададимся вопросом, как нам этого добиться, как мы можем ответить Богу, принимающему нас, как отец в притче о блудном сыне.
Богу, который ждет нас с тоской и кто, хотя мы и отвергли Его, никогда не оставлял нас: «Не придумывайте нам слов, когда Вы молитесь, потому что часто простой и бесхитростный детский призыв доставляет удовольствие нашему Небесному Отцу. Когда вы говорите с Богом, не пытайтесь говорить многое, иначе ваш разум будет искать слова и потеряется в них. Несколько слов, произнесенных мытарем, принесли ему милость Божию; несколько слов, полных веры, спасли разбойника на кресте. Изменение слов во время молитвы рассеивает ум и воспламеняет воображение. Словом, обращенным непосредственно к Богу, направляет разум к Его присутствию. И если во время молитвы это слово касается вас изнутри, если вы чувствуете его глубоко, оставайтесь в нем. Оставайтесь, потому что в такие моменты с нами молится наш ангел-хранитель, потому что мы действительно сами и с Богом». Не забудем эти слова преподобного Иоанна Лествичника.
Вспомним его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обращаться к Богу, жить радостью Божией и постоянно радоваться в Нем. Этот период литургического года предлагается нам в пример того, чего может достичь благодать Божия в превращении обычного человека в свет для мира.
Узнаем, как сила Божия может действовать в людях, и с верой, с уверенностью и вместе с радостью, последуем примеру святого преподобного Иоанна, послушаем, как Бог умоляет нас найти путь жизни и говорит нам, что с Ним и в Нем мы будем жить Истинно, потому, что Он есть Путь, Истина и вечная Жизнь для нас.
Великий пост является периодом покаяния, в течение которого наши каменные сердца должны, по благодати Божией, смягчить во плоти и перейти из черствого состояния в чуткий, из холодного и жесткого в теплое и стать открытым для других, особенно для Самого Бога.
Мы не придерживаемся мертвого морализма. Мы не служим мертвому Богу. Мы не верим в дешевые и быстрые методы, которые принесут нам воображаемое просветление и спокойствие. Нет! Мы верим в Живого и личного Бога: Вселюбого Отца, Смиренного Сына и Животворящего Духа.
Мы не можем заставить Бога выйти за пределы того, что Он считает правильным для нас в любой момент времени; мы не можем обмануть Его, или переступить наши границы, или гордо засунуть нос в божественные вещи нашим слабым интеллектом, отвергнув при этом постоянную зависимость от Бога через смирение и молитву.
Поистине, мы призваны к Нему сходить, как преподобный Иоанн Лествичник учит: «сходите, братия, сходите с усердием… не спешите так, чтобы попытаться опередить ведущее вас провидение, — я не говорю, что вам не следует спешить». Это рвение духа, о котором говорит Синайский игумен, есть то благое намерение внутри нас, желающее жить целиком в Боге. Это маленькое намерение, по мнению даже самых аскетических святых, единственное, что мы действительно можем предложить Богу для нашего спасения.
Святитель Иоанн Лествичник в первой главе своей «Лествицы» о начале духовного пути говорит так: «Давайте, немощные и страстные, дерзаем с непоколебимой верой принести Христу нашу немощь, природную слабость и исповедовать ее. Для Него; и мы обязательно получим Его помощь… если мы постоянно погружаемся в глубину смирения».
Человек предлагает, Бог очищает! Человек ищет, Бог дает! Человек плачет, Бог спасает! Человек падает, Бог поднимает! Человек грешит, Бог исцеляет! Человек снова падает, Бог снова быстро спасает! Человек впадает в отчаяние, Бог радует и утешает! Человек убивает себя грехом, а Бог воскрешает мертвых, изгоняет бесов и уничтожает смертоносные страсти и грехи.
«Наш Бог – это Тот, кто творит чудеса! Он один делает все из ничего! Он один делает Деву Матерью, Бога! Он один делает из мирских и плотских людей чистейших ангелов! Он один делает жизнь из смерти! Он один превращает блудниц в девственниц; пьяниц у трезвых, у бдительных и у молитвенных созерцателей; проклятые уста превращает в реки прекрасных и благодатных гимнов! Он один превращает злобных людей в самых кротких и любящих! Придите, предадимся перед этим самим Богом телом, разумом и всей душой Нашей; и будем плакать и кричать к Нему, непрестанно призывая всесладкое имя Господа Иисуса, сотворившего нас и обещавшего воспроизвести нас, во вечную славу и похвалу Отца и Сына и Святого Дух, ныне и постоянно и во веки веков!» Аминь.
Иеромонах Феофан (Скоробагатов) Полоцкий, доктор богословских наук.