О единстве человеческого рода и первородном грехе
19.03.2023Эксклюзив. Один из догматов христианства – это единство человеческого рода. Современные эволюционисты иногда отрицают генетическое единство человеческого рода, хотя сами же его утверждают даже исчисляя приблизительные сроки жизни Адама. На что важно обратить внимание.
Во-первых. Не нужно смешивать понятие. Эпистемология – наука о познании. Обычно люди, говорящие «наука доказала», не понимают основ этой науки, а если они с научными степенями, значит зачет по философии науки им поставили из милосердия. Наука не «обретает знания». Наука строит умозрительные модели, которые описывают, как может быть устроен мир, исходя из имеющихся данных.
Эти модели могут быть истинными и могут быть ошибочными, эти модели могут иметь предсказуемую силу, а могут и не обладать. А также ошибочные модели могут иметь предсказуемую силу. Например, признанная лженауковой теории Чезаре Ломброзо (мне лень расписывать здесь, кому интересно — ищите в интернете) при этом имеет некий процент предсказуемой силы.
Во-вторых. Мы автоматически становимся заложниками каких-то теоретических моделей, если ограничиваем Божественное Откровение. Вообще ставить рамки Божественному откровению – это большая ошибка. Из того, что Писание говорит «день один» — не следует замыкаться в буквальном смысле, что это сутки в 24 часа по 60 минут. Следует понимать, что Божественное Откровение несет прежде всего смыслы, а не формы.
«Плыви на глубину», – говорит Господь. Поэтому нет необходимости корректировать веру в соответствии с корректировками текущего в научной среде макета реальности. Когда …. XNUMX лет назад генетики заявили, что все человечество физиологически является потомством одной пары, то многие верующие начали распространять эти сведения с восторженными криками «наука доказала правоту Библии». На самом деле, наука ничего не доказала, наука построила модель, склеила макет, а насколько он близок реальности — вопрос все равно сложный. Нет необходимости каждый раз переинтерпретировать понимание Божественного Откровения с помощью новой научной доктрины.
Как бы ни изменялось человеческое знание о биологии человека, догмат христианской веры о единстве человеческого рода будет частью Божественного откровения и основой для раскрытия идеи о первородном грехе. Но не кажется удивительным, но этот догмат один из самых сложных. Почему согрешил какой-нибудь очень далекий предок, а отвечать должен я? Что за коллективная ответственность! И эти возмущения в целом верны.
Понятие справедливости не знает коллективной вины. А вот природа человека знает коллективную болезнь и наследственную болезнь, а также наследственные склонности. Рассмотрим тему сотворения человека.
Во-первых, человек с одной стороны — часть мира живой природы, с другой стороны, явно к ней не относится. Все в мире приспосабливается к миру живой природы, и только человек переделывает природу под себя (например, не выращивает шерсть, а мастерит одежду).
Во-вторых, «создай Боже, человека прах взял от земли и поместил в раю за исполнение заповеди и обещал ему жизнь вечную» (© Литургия Василия Великого). Видим, что человек дву-составный. С одной стороны, это прах от земли; а с другой – существо, предназначенное для жизни вечной. С одной стороны, часть мира, живущего по «закону джунглей», где есть всего две цели, найти что (кого) съесть и следить что бы тебя ни съели. И вот этот человек изъят из джунглей и помещен в искусственные условия. Рай в Книге Бытия описан квадратным. Это указание на его искусственный характер. Если угодно, здесь показана какая-то лабораторность.
В нем никто никого не ест. И человек получает три заповеди:
- плодиться и размножаться.
- обрабатывать и хранить землю.
- не «пробовать от древа познание добра и зла» (т.е. не решать самому, что такое хорошо и что такое плохо).
Первая заповедь – «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею» (Быт 1:28). Это заповедь умножения жизни. Через все Писание проходит тема жизненного излишка, которым творец одаривает человека. О создании первых людей книга Бытия (Быт. 2:7) говорит, что человек получил «дыхание жизней» (но в других переводах передают в единственном числе — «жизнь»). Речь здесь не о множественности жизней, не о «реинкарнации». Множество (как и в слове Элохим) говорит прежде всего о выходе за пределы собственной единичности и самотождества.
Адаму было дано то, что потом вернет нам Христос: «я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10). Это слова Бога-Дарителя. Дар жизни дается человеку для того, чтобы этот дар умножать.
Но та божественная жизнь, которую принес в себе Христос, может усвоить себе жизнь только человек. И, значит, мир должен наполниться жизнью собственно человеческой. Человеку предстоит наполнить своей жизнью мир еще не обитаемой Земли. Поэтому тема брака и размножения для Библии отнюдь не является чем-то маргинальным.
Бог дает человеку заповедь труда. Он делает это не без причины. По словам свящ. Иоанна Златоустого, «из-за того, что жизнь райская доставляла человеку полное наслаждение, сообщая и удовольствие от созерцания и удовольствие от вкушения, то, чтобы человек от чрезмерного покоя его не развратился… (Бог) приказал его делать и беречь рай… Бог хотел, чтобы человек имел, хотя малое и умеренное, заботу о хранении и обработке его. Если бы человек был совершенно свободен от труда, то, пользуясь совершенным спокойствием, немедленно отдался бы безопасности; но теперь, занимаясь трудом безболезненным, чуждым страданиям, могла быть целомудренной».
Кроме того, необходимо сказать о том, что труд до падения качественно отличался от того труда, который знает падшее человечество. Тогда труд не был человеку в тягость. Да, блж. Августин пишет о том, что возделывание земли: «был не болезненным трудом, а утешительным наслаждением, потому, что все, сотворенное Богом, росло тогда гораздо плодовитее, чем в большей степени прославлялся и Сам Творец, даривший души, соединенной с животным телом, идеей труда и способностью к этому настолько, насколько это служило удовлетворением духовного желания, а не насколько требовали потребности тела».
При этом, способствуя развитию телесных и душевных сил, труд помогал Адаму познавать самого себя и окружающий мир. Как пишет свящ. Филарет, Бог дает человеку эту заповедь, «чтобы он испытанием вещей умножал свои естественные познания… отстоял от опасности чувство самодовольства и независимости и чтобы видимое совершенствование земных произведений посредством труда приводило ему в голову возможность и обязанность обрабатывать собственное сердце».
Именно эти три заповеди и были продолжающимся творением человека. Бог создал существо, участвующее в собственном творении. Не слугу, но сотрудника.
«Когда же она не послушалась тебя, Ты (Боже) по справедливому суду возвратил ее в землю от которой он (человек) был взят». И человек, уже с бессмертной душой и понятием о добре и зле, (именно о добре и зле, а не о плохом/хорошем) вернулся в джунгли. В мир, где все едят всех. Она хотела быть «как Бог», решать, что есть добро, а что есть зло. Но не смогла. Желающим быть «богом», человек потерял связь с Богом. Идея христианской веры в том, что эта склонность «быть как Бог» и есть тот самый «первородный грех». То, что толкает решать, что добро, а что зло. Разрушить власть этого греха может только Бог. Христос. Он может разрушить зло и освободить людей от последствий зла.
O felix culpa – «счастливая» вина Адама. Говорит латинская Литургия Пасхи. По мнению восточных богословов, воплощение Бога состоялось бы в любом случае. Только в случае послушания Адама, оно было бы славно и безболезненно. Бог не оставил нас, несмотря на то, что мы оставили его.
В современном мире слово «свобода» стало для некоторых людей своеобразным «ключевым словом», благодаря которому можно открыть практически все двери, за которыми полная легкость, жизнь без каких-либо правил и принципов. К счастью, есть и люди — а их подавляющее большинство — прекрасно понимающие, что свобода — это постоянный выбор между добром и злом, и что именно свобода не позволяет человеку открыть какие-то двери, за которыми таится зло. Иногда мы спрашиваем, как это, зная, что мы не должны переходить такой порог, мы его преступаем? Почему мы злоупотребляем данной нам Богом свободой?
Отвечая на этот вопрос, мы должны вернуться к истокам, замечательной и драматической истории творения, записанной на страницах Священного Писания. Адам и Ева, первые люди и первые родители, наслаждались дружбой с Богом. Это продолжалось до тех пор, пока они не послушались Его, не подчинились Его запрету и не перешли запретный предел. Ссылаясь на библейский образ Адама и Евы, срывающий плод с запретного древа, Церковь объясняет, что первые люди, обманутые дьяволом, злоупотребили данной Богом свободой, не послушались Бога и в результате сразу же утратили благодать первоначальной святости. Адам и Ева согрешили. Их первое непослушание заповеди Божией, связанное со злоупотреблением свободой, их первый грех называется первородным грехом. Следствием первородного греха стала смерть, которую мы все переживаем.
После первого греха мир затапливает настоящее «вторжение» греха. Библия описывает братоубийство Каина против Авеля. Кроме того, существует общая моральная испорченность, являющаяся следствием греха, или грех, проявляющийся по-разному, в том числе и среди христиан. Человек, заглянув в свое сердце, постоянно замечает, что, к сожалению, он склонен ко злу и погружен во множество зол, которые не могут исходить от доброго Творца.
Возникает вопрос: Почему Бог не остановил первого человека от греха? Св. Отцы отвечают так: «ничто не мешает человеческой природе быть назначено к более высокому концу после греха. Ибо Бог допускает зло, чтобы сделать из него еще большее благо. Отсюда слова св. Павла: «где умножился грех, там безмерно проявилась благодать» (Рим. 5:20).
Несмотря на последствия первородного греха, вопреки непослушанию и неверности, Бог не отверг Адама и Еву, первых людей. Следовательно, человек не оставлен Богом. Напротив, Бог призывает ее и обещает таинственную победу над злом и исцеление от грехопадения. Библейское описание греха первых людей содержит известие надежды. Бог говорит змею, символизирующую дьявола: «И Я положу вражду между тобой и женщиной, между твоими семенами и ее семенами: они будут подстерегать твою голову, а ты будешь отслеживать его пятку» (Бытие 3:15).
Этот фрагмент, называемый Прото-Евангелием, провозглашает Иисуса Христа, который побеждает сатану и через свои страдания и воскресения изменяет драматическую судьбу человека, давая его шанс на освобождение от греха. Несмотря на наши несовершенства и слабости, наше непослушание и злоупотребление свободой, Бог позволяет нам постоянно возвращаться к Нему в таинстве покаяния, где Он дает нам свою милость. Она позволяет нам делать правильный, то есть только хороший, выбор и не переходить границы, несовместимые с волей Божией, и не злоупотреблять свободой, которую мы получаем от Творца. Итак, доверимся Иисусу Христу и будем идти с Ним по жизни, несмотря на нашу слабость. Только В Нем наша сила, наше освобождение и победа, которая в конечном итоге ведет на небеса.
Пожалуйста, рассмотрите в этом свете особенность первого человеческого греха: первый грех ранил человеческую природу. Человечество представляет собой органическое целое, потому что это взаимосвязанное единство природы. Что ж, в результате греха наших прародителей мы рождаемся с ослабленной природой, теперь каждому из нас труднее быть человеком в наших конкретных жизненных обстоятельствах.
Св. апостол Павел глубоко пишет об этом. И, соответственно, все люди, рожденные от Адама, могут рассматриваться как один человек, потому что они объединены природой, которую они получают от своего праотца. Все, кто происходит от Адама, являются как бы многими членами одного тела. А тело, например, рука делается не рукой, а волей человеческой. Убийство, совершенное рукой, будет грехом не руки, а грехом человека. А рождаются потомки Адама не по их собственному решению, а по решению нашего прародителя. Первородный грех не есть личный грех того, кто в нем рождается. Это их грех постольку, поскольку этот человек принимает природу от первого.
Давайте внимательнее посмотрим, как глубоко Верны слова св. Павел:
«где умножился грех, там безмерно проявилась благодать» (Рим. 5:20). Спасительное деяние Господа Иисуса есть ответ Божий на вышеупомянутые аспекты первородного греха.
Во-первых, в свете веры очевидно, что благое излучение праведного дела, которое Господь Иисус совершил через свою крестную смерть, бесконечно превосходит плохое излучение деяния Адама. Адам был только человеком, Христос Господь тоже человек – Он действительно один из нас – но в то же время Он Сын Божий, Богочеловек, поэтому Его действие – хотя и осуществляется в человеческой природе – имеет безграничную силу. Все люди всех поколений могут и должны находиться в непосредственной близости от Его спасительного излучения.
Во-вторых, Христос Спаситель не только укрепляет нас во благо, Он исцеляет наше раненое естество, и даже больше: превращает естество наше своей божественной благодатью. «Итак, оправдавшись верой, мы имеем мир с Богом через нашего Господа Иисуса Христа, через Которого мы верой получили доступ к той благодати, в которой пребываем и хвалимся надеждой на славу Божию» (Рим 5: 1-2).
Возвратным моментом в нашем возвращении к Богу стало таинство крещения. Через крещение мы стали детьми Божьими и получили возможность полного возвращения к здоровью. Хотя это происходит у нас медленно и не без нарушений, но корень зла уже вырван из нас. Правда, крещение не удаляло из нас волшебным образом разные греховные похоти. Но, как прекрасно учат отцы Церкви, это желание предоставлено нам для борьбы, оно не может повредить тем, кто не согласен с ним и мужественно сопротивляется ему посредством благодати Иисуса Христа.
Иеромонах Феофан (Скоробагатов) Полоцкий, доктор богословских наук