Православие в Королевстве Руси при потомках великого Даниила

22.03.2023 0 By NS.Writer

Эксклюзив. После смерти Даниила Галицкого корона перешла к его сыну Льву I Даниловичу (1264–1301), но правил он только галицкой частью своих владений. Его дядя Василько до своей смерти в 1269 г. считался (и был) старшим в роду, другие сыновья первого короля – Мстислав в Луцке, Шварн в Холме с Дорогочином (определенное время, после того как его тесть – православный литовский князь Войшелк – ушел в монастырь, он правил и Литвой), – тоже почти не зависели от власти племянника. Король Лев в 1268 г. во время банкета убил Войшелко. Положение Шварна в Литовской земле пошатнулось, он скоро погиб, и его галицкие владения достались Льву.

Православие в Королевстве Руси при потомках великого Даниила

В 1272 г. Лев Данилович перенес столицу Галицко-Волынских земель из Холма во Львов. Здесь, в частности, была построена церковь во имя Николая Чудотворца, она в значительно перестроенном виде сохранилась до наших дней. После кончины князей Волынского Владимира-Ивана Васильковича и Луцкого Мстислава в 1292 г. Лев взял всю Волынь под свою руку, снова, таким образом, восстановив единство в Галицко-Волынских землях. Он, постоянно воюя с Польшей, смог присоединить к Галицко-Волынскому княжеству часть Закарпатья с городом Мукачево (около 1280, Ужгород ему не удалось захватить) да еще и Люблинскую землю. Незадолго до смерти Лев снова ходил вместе с тататрами в Польшу и вернулся «с большой добычей и пленом». Известно, что его дочь Святослава († 1302) была монахиней.

Умер Лев I в 1301 г., передав корону и еще недостаточно укрепленные владения своему старшему сыну Юрию I Львовичу. Недоволен переездом Киевского митрополита Максима из разоренного монголо-татарами Киева во Владимир-на-Клязьме в 1299 г., Юрий добился у Константинопольского патриарха установления в своем государстве особой митрополии. Выдающийся историк Церкви А. В. Карташов так описывает это событие: «Из греческих памятников мы узнаем, что греки, вообще неблагосклонно относившиеся к разделу русской митрополии, на этот раз были чем-то убеждены, и в 1302 или 1303 г., при императоре Андронику II Палеологу Старшему и патриарху Афанасию, Галицкая епископия получила степень митрополии. По свидетельству более позднего документа (грамота короля Казимира 1371 г.), первым Галицким митрополитом был некий Нифонт. В новой митрополии оказались, конечно, все те шесть епархий Галицкое, Перемышльское, Владимирское, Луцкое, Холмское, Туровское, которые были в пределах великого княжества Галицко-Волынского». Митрополия просуществовала недолго. К 1305 г. умерли оба митрополита – Киевский Максим и Галицкий Нифонт.

Наследником последнего по воле короля должен был стать святитель Петр, основатель и игумен Ратского монастыря на Волыни выдающийся иконописец, творец иконы Божией Матери «Петровская».

Однако в июне 1308 г. Константинопольский патриарх Афанасий поставил Петра на Киевскую митрополичью кафедру с титулом «всея Русь». А. В. Карташов: «…случилось так, что те же – император Андроник II и патриарх Афанасий, которые незадолго до того устроили раздел Русской митрополии, теперь это разделение отменили, имитрополитом Киевским и всея Руси поставили Петра…». Как Галицкий митрополит позже упоминается Гавриил, никаких сведений о деятельности которого не сохранилось. Святитель Петр после недолгого пребывания в Киеве, как и его предшественник, переехал в Северо-Восточную Русь, во Владимир, а впоследствии – и в Москву.

Первая Галицкая митрополия, очевидно, была окончательно упразднена митрополитом Киевским и всея Руси Петром в 1323 г., после гибели в том же году королей Галицких, братьев-соправителей Льва II Юрьевича (престол в Галиче) и Андрея (престол во Владимире-Волынском), в битве то ли с татарами, то ли с литовцами. Через два года мятежные бояре призвали на престол вместо сына Льва II, последнего Галицкого короля-Рюриковича, Владимира – его родственника Болеслава, сына Мазовецкого князя Тройдена Пяста и Марии Юрьевны, дочери Юрия I Львовича. Приняв Православие с именем Юрий, он известен истории под именем Юрия II Болеслава. Был отравлен, как считает часть историков, в 1340 г. боярами за попытку ввести в Галицком королевстве католичество. Он, в связи с отсутствием наследников, завещал престол польскому королю, ревностному католику Казимиру Великому, тогда как боярами на Волынь был призван княжить православный Любарт-Дмитрий, сын великого князя Литовского Гедимина, повлекший кровопролитную польско- наследие, продолжавшееся более полувека – от 1340 до 1392 г.

21 декабря 1326г. почил в Господе святитель Петр Ратский, митрополит Киевский и всея Руси. Днем его кончины в Москве по делам своей епархии находился отпевший святителя Луцкий епископ Феодосий. Новый Киевский митрополит святой Феогност в мае 1328 г. поставил на Галицкую кафедру епископа Феодора. Святитель Феогност в следующие семь лет несколько раз совершал пастырские поездки на юг Руси, где пребывал долгое время.

Около 1331г., вероятно по просьбе Галицкого князя Юрия II Болеслава, Константинопольский патриарх Исайя вновь предоставил Галицкому епископу Феодору титул митрополита, но вскоре это решение было отменено из-за протеста святителя Феогноста. Юрия II, еще в первые годы своего правления выражавший желание вернуться в лоно католицизма, папа Иоанн XXII своим личным письмом убеждал остаться при этом «спасенном» намерении; писал понтифик и к польскому королю Владиславу I, прося его посодействовать возвращению родственника в католичество.

Кончилось это для «князя и хозяина Руси, князя всей Малой Руси» плохо: в апреле 1340 его отравили. И причина заключалась не только в недовольстве бояр прозелитизмом князя: польский летописец рассказывает, что Юрий «слишком жестоко обращался со своими подчиненными, арестовывая и грабя их имущество, похищая их жен и дочерей и насилуя их, а также предпочитая их , например, немцам и чехам».

Этот поступок бояр стал толчком к событию, известному как война за галицко-волынское наследие, полвека раздирающее Малую Русь (центральную, Rusiae Minoris, калька из Малой Греции, то есть, собственно, Греции) – так с тех пор нередко называли галицко-волынские земли. Сын литовского великого князя Гедимина и его второй дружины Ольги, дочери Смоленского князя Всеволода, Дмитрий-Любарт при поддержке бояр закрепился на Волыни и претендовал на все Галицко-Волынское княжество. В этом намерении он столкнулся с могущественным соперником – королем Польши Казимиром ІІІ Великим (1333–1370), который также заявил о своих правах на наследство. Великий князь Волынский Дмитрий-Любарт (1340–1383) и епископ Феодор, воспользовавшись государственными и церковными неурядицами в Константинополе («исихастские споры») святителя Григория Паламы и их противников), ненадолго добились восстановления Галицкой митрополии.

Однако в 1347 г. новый император Иоанн VI Кантакузин, новый патриарх Исидор I и Константинопольский Собор по просьбе великого князя Московского Симеона Гордого и митрополита Киевского Феогноста снова отменили его. В письме волынскому князю император объяснил свой поступок: «Ты знаешь, что с тех пор как народ русский познал Бога и просветился святым Крещением, утвердилось как обычай и стало узаконенным, чтобы на всю Русь, Великую (внешнюю) и Малую (центральную) был один митрополит Киевский и чтобы он посвящал епископов во все епископии.»

Однако приближалось новое испытание, гораздо труднее. В 1349 г. Король Казимир III захватил Галицию, и в последующие годы начало настойчивое, с переменным успехом, наступление на Волынь. Галичанам в пределах Королевства Руси он предоставил определенную автономию, в том числе и религиозную, однако способствовал, как и в Польше, населению ее немцами и поляками. Вместе с поселенцами-католиками пришел и латинский клир. «Приедет король Краковский, – пишет о том времени летописец, – со многими силами, и взявши лесть землю Волынскую и Галицкую и много зла христианам сотвориша, а церкви святые претвориша в латинское богомерзкое служение». На территории бывшего Галицко-Волынского княжества в 1361г. были открыты Львовскую и Галицкую римско-католические епархии, а несколько позже специальной буллой папы они объединены в митрополию. В том же году во Львове началось возведение кафедрального собора на честь сохранившегося до сегодняшнего дня Успения Пресвятой Девы Марии, первый камень в фундамент которого положил сам король…

Незадолго до смерти Казимир III предпринял очередную попытку возрождения Галицкой митрополии под предлогом того, что находившийся в Москве митрополит Киевский святитель Алексей из-за затяжного конфликта с великим князем Литовским Ольгердом много лет не мог посещать свою паству в Юго-Западной Руси.

Из-за угрозы короля «перекрестить» галицкое население в католицизм патриарх Константинопольский Филофей вынужден был в мае 1371 г. удовлетворить его просьбу, поставив митрополитом Галицкого епископа Антония, о чем писал митрополиту Киевскому: «Да будет тебе известно, что ты и не осматривал ее, король польский Казимир, владеющий и Малой Русью, прислал сюда в нашу мерность с другими князьями епископа и с ним грамоту. … Вынужденные такими обстоятельствами, мы рукоположили того, кого он прислал. Мы отдали ему Галич в митрополию и епископии: Владимирскую, Перемышльскую и Холмскую, которые находятся во владении короля польского».

Настойчиво добивался отдельной Литовской митрополии и Ольгерд. Патриарх Филофей поступил иначе – грудные 1375г. он рукоположил своего питомца Киприана, выходца из знатного болгаро-сербского рода Цамблак, в сан митрополита «Киевского, Русского и Литовского» с правом и на всю Русь после смерти митрополита Алексея.

Противоречия между великим князем Московским Дмитрием Донским и святителем Киприаном стали причиной того, что последний смог окончательно утвердиться в Москве лишь на 12 год после смерти святителя Алексея и уже после кончины самого князя – в 1390 г. Перед этим он много лет вынужден был находиться в Литве, имея резиденцию – Киев. Митрополиту Киприану многое удалось сделать для упорядочения церковной жизни в литовских владениях, несмотря на резкое ухудшение для этого условий – в 1385 г. была заключена Кревская уния между Литвой и Польшей…

Великий князь Литовский Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, стал теперь и польским королем Владиславом II Ягелло. Он принял католичество сам и окрестил литовцев, подавляющая часть которых до этого была язычниками. В подвластных Литве землях Руси он проявлял терпимость, чего нельзя сказать о польских владениях, в том числе и Галиции.

В 1390 г. к ранее созданным католическим епархиям здесь добавилась Перемышльская, а в 1428 г. – Луцкая. Также, в православной Галицкой митрополии король обнаружил самоуправство, вопреки воле Константинопольского патриарха поставив сюда своего кандидата Луцкого епископа Иоанна (Бабу), позже обещавшего королю, что, если тот поможет ему взойти на Галицкий митрополичий престол, 200 . Киприан лишил Иоанна Луцкой кафедры, в 30 г. вместе с ним приезжал в Москву Луцкий епископ Феодор, а еще раньше взял под свой омофор Владимир-Волынскую и Туровскую епархии.

Святитель Киприан, давно стремившийся подчинить себе все епархии исторической Руси, также не признавал другой отдельной митрополии в ее пределах, что тоже повлекло за собой между ним и патриархом несогласие, видимо, сумевшее достичь своей цели. Свидетельство о Галицкой митрополии с конца XIV в. исчезают. В 1411/12 и 1420/21 гг. новый Киевский митрополит Фотий совершил путешествие в Галич, что было бы невозможным, если бы город не находился в его юрисдикции. Однако власть святителя Фотия над епархиями в пределах Польши, очевидно, была номинальной, учитывая события тех лет.

Городельский сейм 1413 г., усиливший польско-литовскую унию под польским верховенством, лишил многих православных прав, которыми пользовались католики. А 6 октября 1423 г. Владислав-Ягайло предоставил католическому Львовскому архиепископу право присматривать на территории его диоцеза за «еретиками» и «схизматиками» (православными). «Поскольку, – говорилось в королевской грамоте, – в подвластных нам землях Руси, где живут схизматики, последователи греческого обряда, происходит, к сожалению, много противоречащего Римской Церкви, то для того, чтобы римско-католическая вера не понесла вреда, мы дали Иоанну, Архиепископу Львовскому, и его преемникам, и ныне предоставляем полную и полную власть наказание любых еретиков и нарушителей христианской религии, какого бы состояния и пола они ни были, если таковыми признает их упомянутый архиепископ». Около 1434 г. король Владислав III Варненчик выдал привилегию, которая сравнивала в правах галицких бояр с польской шляхтой, но вместо «Королевства Руси» была создана административно-территориальная единица Польского королевства с центром во Львове – «Русское воеводство».

Судьба Православия осталась сложной, об этом мы еще опишем в следующем очерке.

ВерстянюкИван Верстянюк, обозреватель Newssky

 


Поддержать проект:

Подписаться на новости:




В тему: